Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Влияние антропогенной деятельности на окружающую среду становилось все более очевидным по мере увеличения ее масштабов, но до 1950-1960-х годов этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Интерес к деятельности человека и ее влиянию на окружающую среду возник во второй половине XX века, когда она была изучена достаточно подробно и особое внимание было уделено определению величины этого влияния для оценки дальнейшего развития событий. Сегодня утвердилась точка зрения, что экспоненциальный рост воздействия человеческой деятельности на окружающую среду является фактором, угрожающим устойчивому развитию планеты.
Основными направлениями исследований в мировой науке являются регистрация и анализ изменений климата, выявление их причин, изучение последствий изменения климата для природы и жизни человека, возможности адаптации для минимизации негативных последствий и исследование возможностей снижения антропогенного воздействия на климатическую систему (в первую очередь, уменьшение выбросов парниковых газов). Для проведения исследований ученые использовали модели общей циркуляции атмосферы, которые достаточно точны для оценки последствий повышения температуры. Предсказания модели рассматриваются на трех последовательных, более сложных уровнях оценки воздействия: насколько они значительны, когда они произойдут (предсказание) и насколько они преобразующие (управление).
Объект исследования являются общественные отношения, регулирующие юридические последствия оговорки в международном договоре.
Предметом исследования являются нормы международного права, регулирующие юридические последствия оговорки в международном договоре.
Цель курсовой работы является анализ юридических последствий оговорки в международном договоре.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.рассмотреть особенности становления концепции «климатическая безопасность»;
2.исследовать особенности изменение климата как угроза для национальной и международной безопасности;
3.определить климатическую повестку в международно-правовых актах в области охраны окружающей среды;
4.проанализировать институциональные механизмы международного сотрудничества в сфере обеспечения климатической безопасности;
5.рассмотреть риски и угрозы обеспечения международной климатической безопасности и пути их решения.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования международные нормативные правовые акты, Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Афиногенов Д.А., Выпханова Г.В., Головецкий Н.Я., Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б., Назаров В.П., Хлопов О.А., Шпаковский Ю.Г. и другие авторы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании развития оговорки в международном договоре.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КЛИМАТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1.Становление концепции «климатическая безопасность»
Климатическая безопасность - это концепция обеспечения безопасности аселения и государств в условиях изменения климата, включая защиту окружающей среды, социальную стабильность и экономическое развитие. Климатическая безопасность подчеркивает, что изменение климата будет иметь серьезные последствия для безопасности людей и государств. Например, повышение уровня моря может вызвать затопление прибрежных районов и массовую миграцию населения, что приведет к конфликтам и социальной нестабильности. Кроме того, экстремальные погодные явления, такие как ураганы, наводнения и засухи, могут привести к разрушению инфраструктуры, снижению производительности сельского хозяйства и угрозе безопасности .
Выбросы парниковых газов являются важным показателем климатической политики в Российской Федерации и ЕС. Однако между ними есть существенные различия. Для ЕС это давно устоявшаяся политика. Для России же принятие такой доктрины и плана ее реализации - важный психологический шаг, который ставит точку во внутренних дебатах о том, влияет ли деятельность человека на климат.
Проблема с доктриной ЕС по изменению климата заключается в том, что она слишком политизирована. Она пытается включить в себя не только сокращение выбросов парниковых газов для предотвращения глобального потепления, но и энергетическую безопасность отдельных стран; из-за различий в реалиях стран-членов ЕС происходит сдвиг в сторону установления общих целей, при этом "хорошие" страны компенсируют отставание некоторых.
В то же время планирование представляется сложной задачей. Натиск дешевого угля на чистый газ частично маскируется "политикой". Кроме того, растущее использование угля в Европе и Азии, объективно говоря, отодвигает возможность остановить рост глобальных выбросов парниковых газов.
Давайте проанализируем источники информации по этому вопросу.
Обострение современных экологических проблем и новая глобальная политика в области изменения климата, обусловленная активным переходом развитых стран на возобновляемые источники энергии, требуют адекватной и своевременной реакции со стороны Российской Федерации. Это, прежде всего, уточнение обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, изменение структуры энергетического баланса, решение проблемы высокой энергоемкости экономики и значительной дифференциации российских регионов по энергоэффективности .
Современная климатическая политика экономических держав основывается на сопряженных выгодах от сокращения выбросов парниковых газов с точки зрения преимуществ, которые они приносят энергоэффективности, внедрению новых технологий, здоровью населения и энергетической безопасности. Это повлияло на формулировку и заключение нового климатического соглашения ООН.
До 2030 год страны должны будут изменить свою климатическую политику, чтобы оптимизировать долгосрочные затраты на сокращение выбросов и адаптацию к изменению климата. Будучи одним из основных эмитентов парниковых газов, эффективное решение проблемы глобального изменения климата невозможно без активных действий со стороны США. Однако особенности политической системы США затрудняют проведение политики в области изменения климата федеральным правительством.
При анализе политики в области изменения климата основное внимание уделяется национальной политике и неявно предполагается, что гармонизация политики в области изменения климата на национальном уровне гарантирована.
Проблема изменения климата рассматривается как одна из новых угроз международной экологической безопасности. Большинство угроз экономической безопасности лесопользования, связанных с изменением климата, являются стохастическими, а их движущие силы (температура, влажность атмосферы и почвы, экстремальные погодные явления) - весьма неопределенными. Это значительно усложняет планирование деятельности субъектов лесного хозяйства, выступающих в качестве субъектов экономической безопасности.
Анализ влияния потепления климата на севере России на природную среду и безопасность грунтов на оледенелых территориях. В то же время результаты моделирования показывают, что увеличение теплообеспеченности наиболее выражено в высоких широтах и обусловлено повышением температурных значений в холодный период года. В целом увлажненность территории будет уменьшаться, и реакция гидрологического режима на глобальное изменение климата будет резко отличаться.
Проблема изменения климата еще не до конца осознана как тема в Российской Федерации, но на самом деле она очень актуальна и стала новым компонентом архитектуры энергетической безопасности. Энергетическое сотрудничество и противостояние, возможно, вступают в новую фазу.
Анализ климатической политики Российской Федерации в международной перспективе .
В противном случае могут возникнуть трудности в отношениях с международными торговыми партнерами. Существует риск принятия на международном рынке защитных (или даже дискриминационных) мер в отношении производителей, которые не несут издержек, связанных с углеродным регулированием. Существующие или новые механизмы государственной поддержки проектной деятельности могут оказаться достаточными для выполнения количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, установленных Европейским союзом.
Препятствиями на пути развития современной климатической политики в Российской Федерации являются недостаточная оперативность правительства, низкая информированность населения и отсутствие чувства срочности. В настоящее время руководство страны опережает народ, и выступление Президента РФ на Генеральной Ассамблее ООН было чрезвычайно современным.
Арабские члены ОПЕК, особенно четыре страны Персидского залива, на долю которых приходится половина добычи нефти, не хотят сокращать свой экспорт, поскольку их место могут занять другие поставщики. Это парадоксальный случай из теории рынка. Многочисленные поставщики снижают цены за счет конкуренции и терпят огромные убытки, но не могут сотрудничать из-за противоречивых интересов, отсутствия доверия и потенциальной угрозы антимонопольного разбирательства.
Координация российской климатической политики в контексте Парижского соглашения. Климатическая политика России начала формироваться и развиваться в основном под влиянием международной деятельности в области борьбы с изменением климата, в частности принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола - международного многостороннего соглашения. Новое международное соглашение (Соглашение), принятое в Париже, также требует координации национальной климатической политики, несмотря на то, что жестких обязательств для Российской Федерации не предусмотрено. Для реализации Соглашения на национальном уровне России, как и любой другой стране, необходимо принять решение о присоединении к Соглашению и его ратификации.
Основное содержание Парижского соглашения. Целью Парижского соглашения является "усиление глобального ответа на угрозу изменения климата в контексте усилий по обеспечению устойчивого развития и искоренению нищеты" и включает в себя три направления
-стремление ограничить повышение глобальной температуры менее чем на 2°C выше доиндустриального уровня и на 1,5°C ниже доиндустриального уровня (предотвращение изменения климата);
-установление глобальных целей по адаптации к изменению климата;
-направление финансовых потоков на траекторию низкоуглеродного развития.
Парижское соглашение с его более амбициозной, чем ожидалось, целью - ограничить повышение глобальной температуры - основано на подходе "снизу вверх", когда страны берут на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на национальном уровне (через так называемые национально определенные вклады). Парижское соглашение имеет глобальную основу и носит универсальный характер: все страны вносят свой вклад в сокращение выбросов парниковых газов в соответствии с принципом "общей, но дифференцированной ответственности", но пропорционально своей экономической мощи. Развитые страны, несущие большую ответственность, устанавливают абсолютные целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов в масштабах всей экономики, над достижением которых работают развивающиеся страны. Однако на долю шести крупнейших эмитентов (Китай, Япония, США, Европейский союз, Индия, Россия и ЕС) приходится около 70 % выбросов парниковых газов, поэтому при сохранении нынешнего разрыва в выбросах достижение глобальных целей по борьбе с изменением климата по-прежнему будет зависеть от нескольких стран.
Антропогенное изменение климата как глобальная проблема играет важную роль в обеспечении экономической безопасности различных секторов национальной экономики. В современных условиях эта роль будет становиться все более важной. Значительные изменения климата определят необходимость превентивного управления экологическими рисками во многих отраслях, наиболее зависимых от климата, таких как энергетика, сельское и лесное хозяйство, для обеспечения как экологической, так и экономической безопасности страны. Риски экономической безопасности, связанные с проявлением климатических воздействий, являются результатом сложных взаимодействий между климатической и экономической системами. Тяжесть последствий климатических явлений во многом зависит от степени подверженности и уязвимости к климатическим явлениям. Стратегии управления рисками изменения климата для экономической безопасности должны включать научные оценки рисков, уязвимости и потенциальных выгод от прогнозируемого изменения климата с учетом природных географических, экономических, социальных и других особенностей конкретных регионов и секторов экономики. Комплексный подход к разработке мер по управлению рисками изменения климата для обеспечения экономической безопасности, объединяющий науку, технологии и лиц, принимающих решения, будет способствовать снижению уязвимости общества и экономики к изменению климата.
В Климатической доктрине Российской Федерации отмечается, что с учетом географического положения и площади территории глобальное потепление может оказать как негативное, так и позитивное воздействие на нашу страну. В дополнение к этим характеристикам низкая плотность населения в регионах с наибольшим риском изменения климата открывает новые возможности для адаптации к изменению климата.
1.2.Изменение климата как угроза для национальной и международной безопасности
Изучение подходов США и других зарубежных стран к проблеме глобального изменения климата представляет серьезный практический интерес для нашей страны. Этому способствует внимание международного сообщества к проблемам изменения климата, а также тот факт, что в России, как и в США, понятие "национальная безопасность" все чаще трактуется широко, выходя за рамки чисто военных и дипломатических угроз и затрагивая разведывательную, экономическую, экологическую и другие сферы.
В то же время элементы экологической оценки и изменения климата становятся все более важными для российской политической практики.
Природа чрезвычайно уязвима перед деятельностью человека, особенно перед все более масштабной эксплуатацией ресурсов Земли. Однако человек все еще не застрахован от природных катаклизмов, многие из которых вызваны антропогенным вмешательством.
Кстати, по мнению некоторых ученых, вспышки опасных заболеваний также являются ответом на подобное вмешательство. Именно поэтому важно установить гармоничные отношения между человеком и природой. По словам российского президента, "кризисная напряженность здесь уже нарастает. Это проявляется и в изменении климата. Этот вопрос требует реальных действий и большего внимания" .
При корректировке стратегии национальной безопасности Российской Федерации учитываются не только "национальная оборона" (дополнительные меры по защите интересов России в Арктике, усиление охраны военных объектов в Северном Ледовитом океане и на тихоокеанском побережье и т.д.) и "национальная и общественная безопасность" (дополнительные меры по предотвращению природных и техногенных катастроф и локализации их возможных последствий, гуманитарная помощь и др.), но и фактор глобального изменения климата, который, несомненно, должен быть учтен, а также приоритеты.
В современном контексте обеспечения суверенитета и независимого развития России, ее способности противостоять внешнему санкционному давлению и проводить взвешенную и самостоятельную политику на мировой арене все большее значение приобретает компонент "мягкой силы" в обеспечении национальной безопасности.
Поэтому среди факторов, имеющих решающее значение для достижения целей национального развития России, экологические проблемы и формирование адаптированной к современным реалиям стратегии взаимодействия общества и природы являются одними из приоритетов государственной политики в сфере обеспечения государственной безопасности.
Исходя из этого, в ходе подготовки новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (такая работа ведется) следует внести определенные коррективы в долгосрочные национальные интересы (п. 30 Стратегии), дополнив их перечень задачами защиты природы России и окружающего мира, создания благоприятных условий для жизни и экономической деятельности. Это желательно сделать. Таким образом, необходимо согласовать стратегические национальные приоритеты и, главное, укрепить механизмы их реализации. Как отмечают эксперты, стратегия национальной безопасности сформировала национальные приоритеты, но механизмов их реализации пока не существует, есть только инструменты мониторинга и оценки состояния национальной безопасности по каждому приоритету, которые не влияют напрямую на бюджетный процесс или национальное планирование.
Это утверждение в полной мере относится к проблеме глобального изменения климата, которая в принципе рассматривается в контексте вопросов экологической безопасности. В частности, реализация национального стратегического приоритета "Экология живых систем и рациональное природопользование" осуществляется в рамках ряда программ и программных планов документов стратегического планирования, некоторые из которых уже упоминались здесь.
В этой связи представляется целесообразным ввести в управленческую практику корректировку самих принципов формирования национальных программ в Российской Федерации, имея в виду, что документом реализации (программного планирования) каждого стратегического национального приоритета (национального проекта) является национальная программа.
Поэтому для каждого стратегического национального приоритета должен быть сформирован комплекс документов стратегического планирования, включающий прогноз, документ стратегического целеполагания (стратегию или доктрину) и документ программного планирования в форме национальной программы. Такой подход позволит сделать Национальную программу действительно практическим правовым и оперативным инструментом Правительства Российской Федерации, прежде всего в части координации деятельности министерств и государственных предприятий по достижению стратегических национальных приоритетов.
Масштабы возможных экономических последствий глобального изменения климата обусловливают необходимость совершенствования процесса стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. В частности, одними из основных причин катастрофических наводнений считаются неконтролируемая вырубка лесов и осушение водно-болотных угодий.
Лесные пожары и неконтролируемые рубки в поймах притоков Амура в 2013 году стали важными антропогенными факторами и одной из основных причин крупных наводнений в регионе.
Российская Федерация приобрела уникальный опыт борьбы с этими наводнениями как пример комплексного подхода к преодолению последствий такого рода стихийных бедствий. Однако стратегической задачей является обеспечение планирования и координации деятельности соответствующих федеральных органов управления, субъектов Российской Федерации и крупных хозяйствующих субъектов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, прогнозированию угроз и выработке превентивных мер, а также скорейшая разработка алгоритма комплексного взаимодействия для решения задачи адаптации к глобальному изменению климата.
Такую работу еще предстоит наладить. Ее формат должен быть определен в разрабатываемых в настоящее время Основных направлениях государственной политики в области стратегического планирования в Российской Федерации. Принятие этой основы позволит сформировать единую и сбалансированную систему документов стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.
Безусловно, важнейшее значение имеет международное измерение политики в области глобального изменения климата.
Исходя из того, что изменение климата является новой общей угрозой человеческой цивилизации и, как и другие современные транснациональные вызовы, требует коллективных скоординированных действий, особое внимание должно быть уделено разработке комплексных и научно обоснованных инициатив, с которыми Российская Федерация может выступить на международной арене, в том числе в рамках ООН. Российской Федерации следует уделить особое внимание разработке комплексных и научно обоснованных инициатив, которые могли бы быть выдвинуты Российской Федерацией на международной арене, в том числе в рамках ООН. Здесь необходимо учитывать несколько моментов.
Во-первых, эти инициативы должны осуществляться в рамках Парижского соглашения, при этом приоритетными должны быть меры, основанные на взаимовыгодном многостороннем сотрудничестве, а не глобальное регулирование в виде квот и других ограничений, как это предусмотрено Киотским протоколом .
Во-вторых, важно выстраивать общие позиции с другими государствами-членами ЕАЭС и БРИКС. Это позволит не только придать нашим инициативам дополнительный важный вес, но и встать на сторону стран, которые не несут основной ответственности за наращивание выбросов парниковых газов.
Исходя из этого, одним из наиболее перспективных направлений объединения усилий в рамках комплексной и научно обоснованной инициативы является формирование коллективной системы мониторинга результатов мер по адаптации экономики и гражданского общества к изменению климата и смягчению его последствий, а также оценки их эффективности. Такой мониторинг позволил бы всесторонне анализировать возникающие вызовы и угрозы для систем здравоохранения и социальной защиты заинтересованных стран, обеспечивать сбалансированное распределение ресурсов, разрабатывать и реализовывать эффективные меры по борьбе с глобальным изменением климата с учетом природно-географических особенностей всех сторон соглашения.
Необходимо также сформулировать новые перспективные модели взаимодействия государств, гражданского общества и дикой природы и на этой основе добиться единого стратегического целеполагания в области охраны природы, экологической безопасности и защиты климата.
Подход, основанный на рассмотрении глобальной проблемы изменения климата как новой глобальной угрозы национальной и международной безопасности, придал бы конструктивное направление нынешним, зачастую противоречивым и разноплановым международным дебатам по климатическим вопросам.
Ученые, понимающие реальность глобального изменения климата, с одной стороны, и особенности современной ситуации в мире, возможности международных организаций и правовых норм - с другой, могут предложить коллективные меры по противодействию этой новой угрозе человеческой цивилизации, разделенной на множество суверенных государств.