Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Взаимоотношения с рынком привели к тому, что аптеки все больше понимают необходимость привлекать покупателей и заботиться о своем имидже. Сегодня фармацевтические специалисты уже не могут обойтись без знания всех тонкостей психологии покупателей и многих экономических терминов, включая "менеджмент", "маркетинг" и "мерчандайзинг".
Эффективные продажи невозможны без правильной презентации товара. Однако аптеки – это не магазины, поэтому классические приемы продаж, характерные для других торговых точек, не могут быть использованы как таковые. Презентация аптечных товаров должна быть точной, чтобы привлечь внимание покупателя, но не нарушить законодательство.
Если вернуться к истории вопроса, то мерчандайзинг – совокупность приемов размещения товаров и рекламных материалов в торговых точках с целью достижения максимально возможной скорости и увеличения общего объема продаж (впервые появился с развитием гипермаркетов). Всего несколько лет спустя эта техника стала использоваться и в аптеках, которые признали ее преимущества. Полки становятся более организованными, эстетично оформленными, улучшается имидж. Если сотрудники аптеки хотят максимально увеличить продажи лекарств и повысить рентабельность своего бизнеса, они должны освоить все тонкости техники мерчандайзинга и строить свою бизнес-стратегию на ее основе.
Целью курсовой работы является анализ видов выкладок аптечного ассортимента.
Задачи:
1. Изучить необходимую литературу и определить роль и значимость правильной выкладки товар в аптечной организации.
2. Рассмотреть различные методы и приемы мерчандайзинга, используемые в аптеке.
3. Изучить и охарактеризовать различные виды выкладки в аптечной организации.
Методы: аналитический, статический, сравнения, документального и структурно-логического анализа.
ГЛАВА I. Организация аптечного мерчандайзинга
Историческая справка
Торговля зародилась в незапамятные времена, когда люди еще не использовали деньги. В бартерной торговле умение красиво и аккуратно раскладывать товары, организовывать место заключения сделок и торговли принесло первым купцам хорошие результаты. Для древних купцов это было гораздо сложнее, чем для современных. С тех пор одно из правил мерчандайзинга заключается в том, чтобы все было понятно покупателю при минимуме объяснений со стороны продавца.
В последующие века эта техника совершенствовалась, были установлены определенные правила продажи товаров, а продавцы использовали различные средства, чтобы придать своим магазинам индивидуальность. Масштабы торговли того времени позволяли владельцам магазинов контролировать свою коммерческую деятельность. Этому также способствовало распространение семейного бизнеса. В семейных компаниях опыт розничной торговли накапливается десятилетиями и столетиями.
Мерчандайзинг в эпоху индустриализации
В конце XIX – начале XX века зародилось и стало развиваться фабричное и машинное производство. Перед производителями встала задача выпускать высококачественные товары для массового потребления. Некоторые из них воплотили в жизнь необходимость разделения трудового процесса, за которое ратовал Адам Смит.
Особенно преуспел в формировании нового типа менеджмента американский инженер Фредерик Тейлор. Он заложил основы научной организации труда и управления. Многие товары и услуги стали доступны рядовому потребителю. Однако этот процесс неизбежно имел свои отрицательные стороны. Между производством и торговлей образовался разрыв, и конкуренция между производителями стремительно обострилась.
Во-первых, это отразилось на дизайне продукции. Производители экономили на внешнем виде и упаковке, поэтому продукция выглядела серой и некрасивой, даже если была доступной по цене. В этот период покупатели поняли, что готовы платить больше за продукцию, произведенную кустарным способом, но имеющую привлекательный внешний вид.
Мерчандайзинг в XX веке
В начале двадцатого века стало ясно, что попытки снизить себестоимость продукции без улучшения ее внешнего вида и эргономики не принесут существенной пользы. Производители продукции в европейских странах и США стали уделять больше внимания эстетическим элементам. В этот период промышленный дизайн выделился в самостоятельную область, и родилась профессия промышленного дизайнера.
Стремительный рост торговли привел к появлению большого количества продавцов, не имеющих квалификации и опыта работы с клиентами. Традиция долгосрочных отношений между продавцом и покупателем исчезает. Количество приоритетнее качества, а разовые покупки становятся важнее лояльности клиента.
Потребительский бум после Второй мировой войны потребовал от розничных торговцев обучения искусству мерчандайзинга. В то же время мерчандайзинг стал самостоятельной профессией. Это произошло потому, что перед мерчандайзерами стали ставиться более сложные задачи. Торговые площади расширились, количество и разнообразие товаров значительно увеличилось, а управлять процессом продаж стало сложнее.
В конце 50-х – начале 60-х годов на стыке маркетинга, психологии и социологии сформировалась наука о поведении потребителей. Исследования поведения потребителей проводились постоянно, а использование обобщенных результатов помогало руководителям предприятий. Рынок продавца, насыщенный однотипными товарами, трансформируется в рынок потребителя. На этом рынке интересы производителей, поставщиков и розничных торговцев неизбежно вступают в конфликт, и одной из задач торговли является их гармонизация.
В конечном итоге почти все поставщики создадут свои собственные команды продаж. Следующим шагом в оптимизации мерчандайзинга станет появление рекламных агентств и BTL-агентств. Они оказывают коммерческие услуги производителям и дистрибьюторам. Повсеместно создаются компании, обладающие теоретическими и практическими навыками, чтобы взять на себя ответственность за обработку товаров в розничных точках.
Сегодня мерчандайзинг – это направление маркетинга. Его цель –стимулировать розничные продажи, привлекая внимание конечного покупателя к определенному бренду или ассортименту товаров в местах продаж, без активного участия торгового персонала.
Понятие мерчандайзинга
Аптекарское дело началось в России в 1620 г. с утверждения аптекарского приказа и аптекарской палаты. До 1710 г. кроме военно-полевых аптек существовала только одна придворная аптека в Москве. Указом от 22 ноября 1701 г. Петр I разрешил открыть первые 8 «вольных» аптек в столице. [6]
Увеличение числа аптек является фактором, способствующим усилению конкуренции на фармацевтическом рынке. Другими словами, рынок продавца превращается в рынок потребителя. Аптекам теперь приходится прилагать значительные усилия для привлечения покупателей, чтобы оставаться конкурентоспособными и максимизировать прибыль. Для организации важны многие факторы, но один из самых важных – торговля.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадакшанов А.Р. Государственное регулирование деятельности аптечных организаций и их структурных подразделений. – ЭОТАР-Медиа, 2021г.
2. Брагина Л.А. Технология розничной торговли. – М.: Академия, 2019. – 128 с.
3. Глембоцкая Т.Г. В лабиринтах фармацевтического менеджмента. – Литера, 2017. – 212 с.
4. Глимбоцкая Г.Г. «Мерчандайзинг − как способ увеличения продаж»/ Г.Г. Глимбоцкая // Экономический вестник фармации. − 2021. −№11.
5. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). – КРОНУС, 2021г.
6. Егорова Е.С. Аптечный мерчандайзинг как инструмент эффективного маркетингового управления // Вестник Новгородского государственного университета, 2017.
7. Еманова А.М. «Мерчандайзинг − повышение спроса на лекарственные средства безрецептурного отпуска» / А.М. Еманова // Аптечный бизнес. − 2019. − №3.
8. Захарочкина Е.Р. «Рекламная и информационная составляющие маркетинга в наружном оформлении аптечных организаций»/ Е.Р. Захарочкина // Московские аптеки. − 2020.
9. Ковалева Т.Г. Изучение отдельных правил мерчандайзинга сетевой аптечной сети // Инновационная наука, 2018.
10. Курноскина О.Г. Правила торговли и зашита прав продавца. –СПб:Питер, 2018. – 192 с.
11. Мельникова О. А. Организация деятельности аптеки: учебник. – Феникс, 2021. – 607с.
12. Организация фармацевтической деятельности : учебник для вузов / Е. Е. Чупандина, Г. Т. Глембоцкая, О. В. Захарова, Л. А. Лобутева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с.
13. Розничная продажа фармацевтической продукции: правила игры. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018.– №2.
14. Славич-Приступа А.С. «Основные принципы аптечного мерчандайзинга»/ А.С. Славич-Приступа // Российские аптеки. −2020. −№9.
15. Фармацевтический менеджмент : пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н. С. Голяк [и др.] ; под общ. ред. проф. Н. С. Гуриной. – Минск : БГМУ, 2020. – 175 с.