Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночной экономики главной целью деятельности субъектов хозяйствования является получение прибыли. Прибыль является одной из главных целей предпринимательской деятельности, особенно на начальных этапах жизненного цикла развития предприятия.
Сегодня, в условиях всемирной изоляции, вызванного пандемией, многие предприятия, особенно сферы обслуживания, туризма приостанавливают свою деятельность, так как не могут оптимизировать свою работу под влиянием внешних факторов. Предприятия не могут влиять на внешние факторы, но могут таким образом оптимизировать свою деятельность, чтобы получать прибыть и работать более эффективно в сложившихся условиях. Поэтому очень важно для предпринимателей проводить анализ формирования, а также распределения прибыли.
Анализ последних исследований и публикаций, результаты исследования проблем доходов, расходов, формирования прибыли и использования изложены в научных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Л. С. Васильева, Н. В. Войтоловского, Т. В. Кушнеренко, Ю. С. Нехайчука, В. П. Савчука, А.Д. Шеремета и других. Однако, существует ряд теоретических и практических проблем, которые все еще остаются нерешенными, кроме того, данная проблема, связанная с определением результата деятельности, требует также индивидуальных подходов к решению на уровне конкретного предприятия.
Актуальность указанных проблемных вопросов, их недостаточная теоретическая разработка и практическое значение обусловили выбор темы работы.
Целью курсовой работы является анализ прибыли на предприятии ООО «Новатор».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить теоретические основы формирования и распределения прибыли на предприятии;
- проанализировать процесс формирования и распределения прибыли на ООО «Новатор»;
- предложить пути совершенствования формирования и распределения прибыли на предприятии.
Объектом работы выступает прибыль предприятия ООО «Новатор».
Предметом являются процессы формирования и распределения прибыли на ООО «Новатор».
Для написания данной работы в качестве информационных источников были использованы законодательные, нормативно-правовые документы государственных органов РФ, а также данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности ООО «Новатор».
В данной работе используются следующие методы исследования: методы сравнительного, системного и статистического подходов к исследованию, методы табличного сравнения, группировки, графический и факторного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Первая глава посвящена теоретическим аспектам понятия прибыли, ее функций, видов, особенностей формирования и распределения. Во второй главе работы проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Новатор», в частности показателей прибыли, а также выявлены пути повышения прибыли анализируемого предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ, УРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ПРИБЫЛИ
1.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли
Понятие прибыли используется во многих профессиональных областях, таких как бизнес, бухгалтерия, политика, экономика, для каждой сферы деятельности термин формулируется по-разному.
В современных условиях рыночной экономики прибыль всегда представляет собой ведущий показатель экономического развития предприятия. Она отображает финансовую выгоду, приобретаемую в случаях, когда доход, который был получен от коммерческой деятельности, превышает расходы, издержки и налоги, относящиеся к обеспечению этой деятельности. Абсолютно любая заработанная прибыль будет возвращаться к собственникам бизнеса, они, в свою очередь, принимают решение ее резервировать, либо вложить в предприятие.
Рассматривая прибыль с позиции экономики, можно сказать, что она интерпретируется как вознаграждение, образованное бизнесменом посредством совокупности всех факторов предприятия с целью удовлетворения интересов некоторых определенных лиц в экономической сфере. Иначе говоря, прибыль тесно связана с доходом, который далее переходит к вкладчику. В бухгалтерском учете прибыль рассматривается как преобладание выручки над всеми уплаченными расходами. Равным образом прибыль в экономике именуется как: прибыль, экономическая прибыль и чистая прибыль.
Многие экономисты-исследователи трактовали определение прибыли по-разному. Рассмотрим некоторые определения.
М.М. Алексеева рассматривала прибыль как «конечный результат производственно-финансовой деятельности предприятия, включающей в себя доходы от реализации продукции, работ и услуг, ОС и другого имущества, доходы от прочих операций, уменьшенных на сумму соответствующих по ним расходов» .
Е.А. Аникина дает следующее определение: «прибыль – это обязательная остаточная сумма. Земля, рабочая сила и капитал часто используются по контрактам, по которым они получают заранее подготовленную прибыль».
Значительную роль в развитии экономики осуществил ученый И.В. Липсиц, он является создателем первого учебника по экономике в России, а также автором большого количества статей в сфере экономической журналистики. В своем учебнике автор дает конкретное определение: «прибыль – это разница между выручкой от продаж товаров или услуг и затратами, необходимыми для производства и организации продажи этих товаров и услуг».
Б.А. Шогенов в своих научных работах тоже обращал внимание на рассматриваемый термин: «прибыль – это полученный доход, уменьшенный на размер производственных расходов».
Таким образом, на основании этого можно сделать вывод, что в научной литературе до сих пор не существует единого принятого понятия прибыли, а также центральной причиной появления прибыли является предпринимательская деятельность и ее сущность, главная идея которой – получение прибыли.
Проанализируем отличие прибыли от дохода, оно определяется по трем параметрам, а именно:
– прибыль – это остаточный доход, а доход – это общий доход.
– прибыль может быть отрицательной, тогда как доход, такой как заработная плата и проценты, всегда положительный.
– прибыль колеблется сильнее, чем доход.
В отчете о финансовых результатах описаны все виды прибыли, оперируемые в настоящее время. В дальнейшем вводится новый вариант формы с 2011 г. приказом 14 Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 2 июля 2010 г. № 66н.
Опишем основные виды прибыли:
1) Валовая прибыль. Представляет собой результат деятельности компании от производства и реализация продукции. На прибыль действуют следующие факторы: изменение объема реализации, устройство товарной продукции, отпускные цены, цены на материалы и сырье, комплектующих изделий, тарифов на энергию и транспортировки, затрат па оплату труда работающих. То есть валовая прибыль представляет собой разницу выручки от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг.
2) Прибыль от продаж. Содержит производительность существенной деятельности предприятия и определяется как разница между валовой прибылью, коммерческими расходами и управленческими расходами.
Прибыль от продаж нужна для расчета финансового показателя деятельности фирмы. Она является центральным компонентом балансовой прибыли организации, поскольку показывает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (предоставлению услуг), которая оказывается основной целью создания предприятия.
3) Прибыль до налогообложения, существенный показатель экономического состояния компании. Поскольку его анализ помогает узнать:
– как происходит развитие организации;
– насколько эффективно и оперативно она управляется;
– каковы предстоящие перспективы ее развития.
Представленный выше показатель неукоснительно включается в финансовую отчетность предприятия и показывается в отчете о финансовых результатах, а также в отчете об убытках и прибылях компании.
4) Чистая прибыль, т.е. прибыль, которая остается в распоряжении компании, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль и используется на вытекающие цели:
– развитие производства;
– выплату дивидендов и других доходов учредителям и собственникам;
– отчисления в фонды, формируемые в соответствии с учетной политикой предприятия;
– уплату штрафных санкций за экологические нарушения, несвоевременные платежи в бюджет, завышение цен, сокрытие объектов налогообложения.
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что прибыль – это главная цель всех коммерческих организаций. Ожидание получения более высокой прибыли от коммерческих организаций побуждает их вкладывать деньги в новые предприятия. Это приводит к большим возможностям трудоустройства в экономике, что еще больше повышает уровень доходов. Следовательно, в экономике растет спрос на товары и услуги. Таким образом, прибыль, получаемая коммерческими организациями, играет важную роль в экономике.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» (с изменениями и дополнениями)
1 Акимов, Д.В.Лекции по экономике: профильный уровень / Д. В. Акимов, О. В. Дичева // Экономика плюс педагогика.– 2018. – №1. – С. 3 - 18.
2 Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы: учеб.пособие / М. М. Алексеева. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 288 с.
3 Аникина, Е.А. Экономическая теория: учебник. / Е. А. Аникина, Л. И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2019. – 413с.
4 Бархатов, В.И. Исследования природы и эволюции прибыли / В. И. Бархатов, Ю. Ш. Капкаев // Вестник Челябинского государственного университета. –2014. – №9. – С. 12 - 20.
5 Болохонцева, Ю.И. Анализ финансового состояния предприятий / Ю. И. Болохонцева //Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - № 9. – С. 24 - 26.
6 Бочаров, В.В. Финансовый анализ / В. В. Бочаров. – СПб.: «Питер», 2009. – 240 с.
7 Бухгалтерский учет и анализ: учебник / [А.Д. Шеремет и др.]; Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: НИЦ ИНФРАМ, 2014. – 426 с.
8 Анализ финансовой отчетности [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. М. А. Вахрушина, Н. С. Пласкова. – М. : Вузовский учебник, 2007. - 367 с.
9 Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений : учебник / О. В. Ефимова. – М. : «Омана Л», 2019. – 351 с.
10 Илышева, Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 240 с.
11 Кларк, Д.Б. Распределение богатства. Классики экономической науки – XX век. / Д. Б. Кларк.–Изд-во Гелиос АРВ, 2000. – 368с.
12 Ковалев, В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью / В. В. Ковалев. – М.: Издательство Проспект, 2007. – 336 с.
13 Ковалев, В.В. Управление активами фирмы / В. В. Ковалев. – М.: Велби, 2007. – 388 с.
14 Ковалева, А.М. Финансы фирмы / А. М. Ковалева, М. Г. Лапуста, Л. Г. Скамай.–М.: Инфра-М, 2007. – 522 с.
15 Крылов, Э. И. Анализ финансовых результатов предприятия: учебное пособие. / Э. И. Крылов. –ГУАП. – СПб, 2008. – 256 с.
16 Лебедева, Н.М. Анализ финансовой отчетности организаций / Н. М. Акимов // Справочник экономиста. – 2009. - №3. – С. 16.
17 Оськина, Ю.Н. Обзор методик анализа финансовых результатов [Электронный ресурс] / Ю.Н. Оськина, Е.А. Баева // Социальноэкономические явления и процессы. – 2013. – 4 (050). – С. 126-130. –Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obzor-metodik-analizafinansovyh-rezultatov.
18 Рассохин, О. В. Прибыль в два «клика» / О. В. Рассохин, О. А. Куликова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2008. – №4. – С. 36-38.
19 Руцинская, Ю.А. Оптимизация прибыли на предприятии / Ю. А. Руцинская // Стратегия устойчивого развития регионов. –2016. – №3. – С. 52 - 56.
20 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 384 с.
21 Селигмен, Б.Н. Фрэнк Найт и абстракционизм / Б. Н. Селигмен// Основные течения современной экономической мысли.– 2017. – №2. – С. 35 - 42.
22 Шамхалов, Ф.И. Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации / Ф. И. Шамхалов // Финансы. – 2007. – №6. – С.27-29.
23 Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 367 с.
24 Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа : учебник / А. Д. Шеремет. – М. : Изд-во «Юнити», 2019. – 352 с.
25 Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет. – Издательство: ИНФРА-М, 2006. – 415 с.
26 Шогенов Б. А. Аналитическая группировка статей актива и пассива баланса / Б. А. Шогенов, Ф. Е. Караева // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. –№15. –С. 39-43
27 Шумпетера, Й. А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетера.– Изд-во Эксмо, 2019. – 864с.