Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Серебряный век – это период изменений, когда разрушились старые формы и законы, искусство становилось массовым, а женская поэзия впервые встала в один ряд с мужской. Этот освободительный перелом в истории русской лирической поэзии, несомненно, начался с Анны Андреевны Ахматовой!
А. А. Ахматова творила в рамках такого направления, как акмеизм, но связь с философией не отрицала даже на поздних этапах своего творчества. Главным источником вдохновения для нее был материальный и конкретный мир.
Характерной чертой поэзии Ахматовой является наличие сюжета. Каждое ее стихотворение – это цельная часть, образующая поэтический рассказ или роман. «Можно сказать, что в её стихах приютились элементы новеллы или романа, оставшиеся без употребления в эпоху расцвета символической лирики», — писал исследователь русской поэзии Б. М. Эйхенбаум.
В позднем творчестве Ахматовой ярко раскрывается мотив смерти и бессмертия. В «Приморском сонете» смерть лирическая героиня воспринимает как зов вечности. В стихотворении «Смерть» (1944) — как путь к бессмертию: «Моя душа взлетит, чтоб встретить солнце, И смертный уничтожит сон». Смерть в творчестве Ахматовой — это не только заключительный акт бытия, но и заключительный акт творчества, который исследован не в полной мере. Именно этот факт обусловил актуальность данной работы.
Объект исследования – поэзия А. Ахматовой.
Предмет исследования – особенности проявления мотивов смерти в поэзии А. Ахматовой.
Цель работы – рассмотреть мотив смерти в творчестве А. Ахматовой.
Задачи исследования:
- рассмотреть смерть как мотив творчества поэтов Серебряного века;
- изучить тему смерти через призму творческого пути поэтессы;
- рассмотреть мотив смерти в произведениях А.Ахматовой, в частности, мотив смерти в интимной лирике;
-выявить мотивы смерти в поэме «Реквием».
Методы исследования: анализ и обобщение научной и публицистической литературы, соответствующей теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы следующих ученых: Кирпичевой Е.В. [6], Кондратенко А.А. [9], Меймре А. [12], Темненко Г.М. [18, 19, 20, 21, 22, 23, 24] и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в практике преподавания «Истории русской литературы» в вузах, а также в процессе преподавания литературы в рамках школьного обучения.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕМА СМЕРТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
1.1. Смерть как мотив творчества поэтов Серебряного века
Концепт "смерть" – один из важнейших концептов в русской концептосфере, учитывая данные словаря Ю.С. Степанова. Смерть - самое интригующее, но, как ни парадоксально, по своей природе самое сложное для понимания явление в жизни. Смысл жизни становится понятен только тогда, когда проясняется смысл смерти. Смерть — это факт жизни и ее конец. Жизнь и смерть порождают друг друга. Жизнь — это смертность. Смерть — это жизнь". Большинство энциклопедий определяют смерть как "прекращение жизнедеятельности организма", "его конец". Философов в первую очередь волнуют социальные и моральные аспекты смерти. Столкновение со смертью раскрывает человеческую природу, смысл и ценность жизни. Попытки преодолеть страх смерти предпринимались всеми философскими школами с древнейших времен. Если Сократ и Платон отстаивали бессмертие человеческой души, то стоики утверждали, что смерти не следует бояться. Это объясняется тем, что после смерти душа человека распадается на атомы.
Теории Сократа и Платона получили дальнейшую поддержку в различных интерпретациях у философов-эзотериков и идеологически близких религиозно-философских учений, таких как йога, буддизм, гностицизм и теософия. Позицию об окончательном прекращении жизни человека после смерти активно отстаивали материалисты XIX и XX веков, в том числе Р. Декарт, И. Кант, B.C. Соловьев и Н.А. Бердяев, которые считали, что душа продолжает существовать в мире духов после физической смерти.
В христианстве страх смерти заменяется страхом наказания за неправедную жизнь. Смерть в христианской традиции – это радость надежды на то, что души ушедших благочестивых людей попадут на небо, предстанут перед Богом и будут молиться там за тех, кто остался на земле. Смерть для христиан — это переход в таинственное будущее. Однако христианское толкование смерти как блага, вестника мира и радости, контрастирует с распространенным представлением о смерти как о враждебной силе, смертоносном и неизбежном зле. Глубокий психологический корень понимания смерти как трагедии лежит в трагизме самого события – невосполнимой утрате близкого человека, уходе в небытие". Такое двойственное восприятие смерти можно встретить в большинстве национальных культур.
Многие поэты Серебряного века верили в бессмертие души: "Смерти не существует - она всем известна" (А. Ахматова), а "когда человек умирает, его душа ускользает за пределы гибели и живет другой жизнью". Но если умерший был художником, если он спрятал свою жизнь в звуках, красках и словах, душа его остается прежней, он живет для земли, для человечества" (В. Брюсов). Концепт "смерть" занимает важное место в творчестве Цветаевой. Поэт не верит в абсолютную смерть. Творчество дает человеку возможность стать бессмертным; по мнению Е.В. Дзюбы, амбивалентное отношение к смерти налицо. Смерть – это полное уничтожение, разрушение и распад человека, состояние абсолютного небытия,<…>то, что не хочется пережить" (негативная коннотация), "смерть - это в то же время благодатная сущность, освобождающая человека от страданий", "она переводит человека в другое измерение и является для него блаженством" (позитивная коннотация).
На рубеже XIX и XX вв. Россия как никогда осознавала, что находится на перепутье, как временном (между двумя эпохами), так и географическом (между Западом и Востоком). Это отразилось на самоощущении творческих личностей – философов, поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей – и проявилось не только в системе образов, но и в мучительных попытках писателей обратиться к вопросу о "вечном" бытии и найти ответы на сложные проблемы времени: В. Соловьев, Н. Бердяев В. Розанов и другие, философская система, представленная в их произведениях, дает концептуальные предпосылки для понимания культурной и социальной ситуации конца XIX века [9, с. 78].
Проанализировав собственное мировоззрение, Н. В своей книге "Самопознание" Бердяев использовал ключевые понятия, чтобы передать психологическую атмосферу жизни целого поколения "детей пограничья". Я всегда жил ради своих идей, своей миссии, своего поиска истины, а не чьей-то еще. А это иногда означает разрыв с объективным миром.
Одиночество, оторванность от мира, является следствием утраты гармонии в мире и невозможности найти выход из апокалиптической ситуации. Наряду с одиночеством существует глубокая тоска, скука и страдание. Тоска "может вызвать богосознание, но есть и переживание покинутости Богом". Тоска становится выражением одиночества на фоне общей катастрофичности жизни. Отсюда Бердяев пишет Я всегда предвидел в своем воображении конец и не хотел приспосабливаться к процессам, ведущим к этому концу. Время – это тоска, усталость, смерть.
В сознании людей конца XIX века появляется не только ощущение конца эпохи, но и эсхатология времени. По мнению многих писателей, единственным выходом из критического и противоречивого мира является мир вечный, то есть смерть. Это настроение было присуще современникам конца XIX – начала XX века, которые, независимо от возраста, придерживались схожих идеалов, устоев и мировоззрения. [9, с. 78].
Современное общество и действительность в целом воспринимались символистами как находящиеся в состоянии глубокого кризиса. Например, Д. Мережковский писал: "Современный человек стоит беззащитный, на границе между светом и тенью, перед неизмеримой тьмой. Современное искусство устремлено в будущее, но это будущее таится в нас самих. Мы слышим в себе трепет нового человека, мы слышим в себе смерть и разложение. Жизнь и смерть осознавались символистами как два взаимообусловленных понятия, вечно противоречащих друг другу и в то же время единых.
В поэзии символистов настоящая действительность изображается в крайне неприглядном виде. Очень характерно в этом смысле стихотворение 3. Гиппиус «Все кругом»: «Страшное, грубое, липкое, грязное, жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно-довольное, тайно-блудливое, Плослоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно-застойное, жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное!» [9, с. 78].
Тема жизни и смерти – одна из центральных в поэзии Серебряного века. Обращенность к ней обусловлена, во-первых, программой символистов, их обостренным мировосприятием. Современное общество и вся реальность воспринималась символистами в состоянии глубокого кризиса. Несмотря на неоднородность программ двух поколений символистов, общие тенденции в их творчестве явственно прослеживаются. «Старшие символисты» достаточно вызывающе отрицали окружающую действительность, говорили миру «нет». Земная жизнь понималась ими как «сон», «тень». Реальности противопоставлялся мир мечты и творчества – мир, где личность обретает полную свободу. У «младших символистов» декадентское «неприятие мира» сменяется утопическим ожиданием его грядущего преображения. Поединок между жизнью и смертью решается в их творчестве в пользу жизни [9, с. 78].
Для акмеистов тема смерти также была значима, например, об этом писала Е.Куликова в статье «Тезаурус смерти в лирике Николая Гумилева». В ней скрупулезно и детально проанализированы три рубрики, выделяемые в сводном каталоге стихов с мортальным содержанием, – «морская» танатология, «балладная» танатология и автотанатология: «В “морской” танатологии прослеживаются мотивы корабля-призрака, плавания на корабле-призраке, капитанов-мертвецов и др. Балладная танатология складывается из таких мотивов и сюжетов, как таинственное путешествие в иной мир, гибель девы, жертва-жених, властитель, сеющий смерть, и др. Автотанатология Гумилева включает в себя следующие аспекты: смерть поэта, смерть героя, смерть влюбленного и создание образа загробного мира».
Страхи Анны Ахматовой столь явно не связаны с символизмом, они в большинстве своем имеют психологическую подоплеку и связаны со сферой чувств и отношений. Ее лирическая героиня переживает противоречивые любовные состояния: она то боится начинающихся отношений, то страшится самой возможности любви, то, наоборот, опасается потерять чувства и оказаться в одиночестве. По мысли Л. Я. Колобаевой, у Ахматовой «предчувствие сговора любви со смертью вырастало совершенно естественно, из глубин самого женского существа, для которого утрата любви равносильна смерти, страх потерять любовь не меньше страха перед смертью».
1.2. Тема смерти через призму творческого пути поэтессы
Сравнительный анализ решения одной из важнейших для А. Ахматовой темы, темы смерти в начальном периоде творчества поэта, позволил установить связанные с ней некоторые черты, характерные для поэзии А. Ахматовой на протяжении всей ее поэтической работы. В раннем периоде творчества (сб. «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1921)) тема смерти занимает одно из важнейших мест. Несмотря на молодость, эта тема знакома и близка Ахматовой автобиографически, откуда получили свое поэтическое начало все мотивы смерти, представленные в ее творчестве, кроме того некоторые стихотворения раннего периода, посвященные ее современникам, также включают тему смерти [12, с. 100].