Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В системе современного дошкольного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы дошкольных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. В условиях социально-экономических преобразований изменяется характер и содержание обучения и воспитания дошкольников. Повсеместно растёт необходимость и возможность эстетизации различных направлений деятельности детей, в том числе, дошкольников.
Ведущей целью целостного образовательного процесса в образовательной организации сегодня является развитие индивидуальных качеств детей. Также необходимо формирование эстетических и этических ценностей всех субъектов образования. За эстетическим воспитанием ребёнка стоит не только формирование его эстетических наклонностей и качеств. Эстетическое воспитание занимает достаточно важное место во всей системе образовательного процесса, начиная с дошкольной образовательной организации. Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается в течение всей жизни. Многие писатели, педагоги, и деятели культуры отмечают важность вопросов эстетики в дошкольном возрасте. Особо значимую роль в этом вопросе занимает искусство во всех его проявлениях.
Можно особо отметить особенности развития мыслительной и эмоциональной сфер дошкольников. К ним относят высокую эмоциональную восприимчивость, гибкость и раскованность воображения. Именно в дошкольном возрасте ребенок чрезвычайно чувствителен к влиянию слова, красок, музыки и др. Большую роль в эстетическом воспитании ребёнка играют его родители, которые способствуют эстетическому воспитанию и развитию дошкольников. От того, насколько продуктивно будет обеспечено взаимодействие семьи и ДОУ, будет зависеть успех эстетического воспитания дошкольников в целом.
Искусство, в любом его направлении реализует формирующую и воспитательную цель. Значительное место в сохранении и преумножении историко-культурного наследия народа принадлежит учреждениям социокультурной сферы, к которым относят музеи, клубы, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные, туристско- экскурсионные центры, библиотеки, парки культуры и отдыха, концертно-зрелищные организации
Музеи, к примеру, помогают формированию у дошкольников духовно-нравственной, эстетической и художественной культуры. Современные музеи оказывают большую помощь образовательной системе. Его современный культурный потенциал заключается в использовании современных инновационных технологий, интерактивных способов воздействия на детскую аудиторию.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования художественно - эстетическое развитие является приоритетной областью образования детей дошкольного возраста. Оно предполагает создание условий для развития у дошкольников эстетических качеств, предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, народного творчества и др.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
Объект исследования: процесс развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
Предмет исследования: пути и средства развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
Задачи:
1. Провести анализ понятия эстетические качества дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Рассмотреть формы и способы развития эстетических качеств дошкольников.
3. Описать организационно-педагогические условия развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
4. Предложить методические рекомендации по развитию эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы.
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития эстетических качеств дошкольников в учреждениях социокультурной сферы
1.1. Анализ понятия эстетические качества дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
В разработку теории эстетического воспитания детей большой вклад внесли учёные Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Педагоги практики отмечают, что недостатки в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста нередко оказываются невосполнимыми. Это возникает в том случае, если к данной проблеме не подходить системно и комплексно. Именно в процессе эстетического воспитания детей, у них формируются эстетические качества личности.
К эстетическим качествам дошкольников относят формирование эстетических чувств, потребностей, вкусов и отношений, элементов эстетического сознания детей, объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки и др. Для этого необходимо знакомить дошкольников с различными эталонами правильного определения красивого или безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве. Именно эти процессы позволяют в дальнейшем формировать у детей правильное отношение к окружающему и понимание красоты в целом.
В Концепции модернизации социально-экономического развития российской системы образования подчеркивается важность и значимость эстетического воспитания подрастающего поколения. Подобного рода процессы способствуют формированию и развитию творческих способностей дошкольников. Необходимо удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребёнка, что касается интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания [9].
В современном дошкольном образовании воспитательным процессам дошкольников отводят достаточно большое внимание. Все подобного рода требования регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (ДО). К процессам воспитания в современной образовательной дошкольной организации сегодня предъявляют несколько иные требования, чем это было ранее. В каждой организации сегодня существует своя образовательная программа, которая регламентирует деятельность всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Педагоги ДОУ разрабатывают календарно-тематический план воспитательных мероприятий на весь год. Современная образовательная среда, разрабатываемая на комплексной основе, позволяет осуществлять многогранное воспитание детей. Эстетическое воспитание как целенаправленное формирование практической деятельности дошкольников является важнейшей составной частью педагогической деятельности ДОУ.
Целью эстетического воспитания в образовании выступает становление эстетической воспитанности ребенка. Безусловно, никакой из существующих видов образования нельзя полностью вычленить из общего процесса воспитания, но по каждому из воспитательных направлений образовательной организации существует некий заданный комплекс мер.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления [Текст]/В.М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2016. - Сер.20: Педагогическое образование. No 4. С.45-57.
2. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
3. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 02.02.2024).
4. Бутенко, Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: учеб. пособие для педагогов [Текст]/ Н. В. Бутенко. – Москва: Изд. дом Акад. Естествознания, 2013. – 344 с.
5. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 02.02.2024).
6. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 02.02.2024).
7. Вербенец, А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. [Текст]/ А.М. Вербенец– СПб.: Адва Пресс, 2017. - 324с.
8. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2018. – 75 с.
9. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
11. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
12. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
13. Запорожец, И. Д. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания [Текст]/ И. Д. Запорожец //Искусство в школе. - 2016. - No 4. С.11-18.
14. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
15. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18.
16. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М.: Альтекс, 2016. – 346 с.
17. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
18. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2012. - 183 с.
19. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
20. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика / И.А. Лыкова. - М., 2009. – 175 с.
21. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст]: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Феникс, 2009. – 272 с.
22. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст]: Книга для учителя / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.
23. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 02.02.2024).
24. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 02.02.2024).
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2012. – 256 с.