Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа будет посвящена анализу советско-китайских отношений 1949-1991 гг.
Актуальность: Эпоха советско-китайской дружбы, относящаяся к 1949-1991 гг., тесно связана с культурным сотрудничеством двух держав. Именно в этот период было создано Общество советско-китайской дружбы (далее - ОКСД), подписан договор о дружбе, союзе и взаимопомощи, шел постоянный обмен сообщениями, различные ежемесячники и другие мероприятия, направленные на укрепление и развитие экономического и культурного сотрудничества между двумя странами.
В настоящее время, когда российско-китайские отношения вступили в новый этап своего развития, несомненный интерес представляет опыт культурных связей СССР и Китая с 1949 по 1991 год.
Целью курсовой работы является изучение советско-китайских отношений с 1949 по 1991 годы.
Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные направления советско-китайского сотрудничества в 1949-1991 гг.
2. Изучить деятельность Общества советско-китайской дружбы.
3. Изучить дипломатический конфликт КНР и СССР в контексте международного коммунистического движения.
2.2.Проанализировать советско-китайский пограничный конфликт 1969 года.
Объектом исследования станут советско-китайские отношения с 1949 по 1991 годы.
Предметом исследования будет выявление особенностей изучения советско-китайских отношений 1949-1991.
Материалом для изучения послужили различные учебники, опубликованные статьи, сборники документов о китайско-советской дружбе, договоры и соглашения между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой.
Методологическая основа исследования: Основным методом исследования является историографический и сравнительно-исторический анализ. Эти методы позволили комплексно рассмотреть развитие советско-китайских отношений в исследуемый период.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы.
Глава 1. Советско-китайские отношения 1949-1991 гг
1.1. Российско-китайские отношения и народная дипломатия (1949-1991 гг.)
Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. В настоящее время в развитии российско-китайских отношений возрастает интерес к их прошлому. Современные подходы к изучению этой проблемы позволяют по-новому подойти к вопросу без каких-либо идеологических рамок.
Проблема контактов СССР и Китая является предметом изучения ряда отечественных исследователей. Первые шаги в изучении становления отношений СССР и Китая были сделаны в советской историографии с 1950-х гг. В 1951 г. был издан коллективный труд под редакцией Е. М. Жукова «Международные отношения на Дальнем Востоке. 1870-1945 гг.», в котором дан обзор важнейших событий на Дальнем Востоке в предвоенный период. Также были проанализированы аспекты международной дипломатии в регионе, влияние внутриполитических процессов на характер советско-китайских отношений в 1920-е годы [5]. На проблему иностранного вмешательства в переговорный процесс указывал М.С. Капица в своем исследовании «Советско-китайские отношения». В частности, автор подчеркивал, что под влиянием Франции и других держав китайское правительство начало переговоры [4].
В 1970-х и 1980-х годах продолжались исследования проблемы советско-китайских отношений. В 1973 г. вышла коллективная монография «Международные отношения на Дальнем Востоке. 1917-1945 гг.», в которой были рассмотрены позиции ведущих держав на Дальнем Востоке, охарактеризованы позиции СССР и Китая по спорным вопросам [6]. Следует также отметить работу Е.П. Бажанова «Советско-китайские отношения: уроки прошлого и настоящего», в которой на основе документального материала прослеживаются взаимоотношения СССР и Китая с 1920-х годов [1]. В 1989 году коллективный труд под редакцией Б.Г. Сапожникова «История Северо-Восточного Китая. XVII–XX вв.», в которой рассматриваются аспекты дипломатического, экономического взаимодействия СССР и Китая в 1920-е гг. [3].
В постсоветский период предпринимались попытки создания обобщающих работ на эту тему [2].
Наше исследование посвящено изучению аспектов проблемы начального этапа установления отношений между СССР и Китаем, уточнению позиций сторон в дипломатическом взаимодействии.
Установление дипломатических отношений между этими государствами было сложным процессом. Определенную роль сыграли внутриполитические процессы.
Революционные события 1917 года привели к распаду Российской империи и образованию Советской России.
Напряженная обстановка складывалась и в Китае. После окончания Первой мировой войны в стране не было политического единства. Это проявлялось в существовании двух правительств (Северного в Пекине и Южного в Гуанчжоу), опиравшихся на милитаристские группировки. Ситуация была вызвана тем, что и первое, и второе правительства не отличались политической стабильностью.
С точки зрения норм международного права именно северное правительство, признанное мировым сообществом, считалось законным представителем Китая на международной арене. Китайский посланник в Петрограде представлял пекинское правительство, а у большевиков не было каналов связи с южным правительством. В связи с этим вполне закономерным было решение советского руководства попытаться наладить связь с Пекином через китайского посланника в России [8].
Уже в ноябре 1917 г. Наркомат иностранных дел начал переговоры с китайским посланником Лю Цзинжэнем. В ходе переговоров Советское правительство заявило об отказе от соглашений, нарушающих суверенные права Китая. Российско-китайский договор 1896 г. и ряд русско-японских договоров 1907-1916 гг., определявших раздел сфер влияния в Китае, предлагалось денонсировать, а также вернуть все, что было захвачено царской Россией [2].
Однако из-за неопределенности международного статуса Советской России официальный Пекин предпочитал сотрудничать с бывшей миссией царского правительства под руководством князя Н. А. Кудашева.
С началом Гражданской войны в России правительство Северного Китая заняло враждебную позицию по отношению к большевикам. В декабре 1917 г. китайские власти распорядились о ликвидации Харбинского совета, получившего указания из Москвы, а весной 1918 г. китайские войска вместе со странами Антанты приняли участие в установлении контроля над российским Дальним Востоком. В этой ситуации советское руководство все больше склонялось к мысли, что союзников следует искать не на севере, а на юге Китая. Но полностью от контактов с Пекином оно не отказалось, понимая необходимость ликвидации международной изоляции советского правительства[8].
В июле 1918 г. новый нарком иностранных дел Г.В. Чичерин изложил позицию РСФСР по отношению к Китаю. Политика основывалась на принципах равноправия и добрососедства [7]. Через год советское правительство выпустило «Обращение правительства РСФСР к китайскому народу и правительствам Южного и Северного Китая», в котором говорилось об отказе от русской доли «боксерской» контрибуции, особых привилегий русских предпринимателей в Китае, а также права экстерриториальности российских подданных. В «Послании правительства РСФСР правительству Китайской Республики» в сентябре 1920 г. предлагалось установить регулярные торгово-экономические отношения, принять меры к открытию дипломатических и консульских представительств [8].
После окончания Гражданской войны в России положение Северного Китая меняется. В Москву была направлена китайская делегация, а царская дипломатическая миссия в Китае была лишена дипломатических привилегий. При посредничестве Дальневосточной республики (ДВР) началось развитие контактов. Уже в августе 1920 г. в Пекин была направлена миссия, которую вначале возглавил дипломатический представитель Дальнего Востока А.Ф. Агарев, а затем И.Л. Юрин. Они подготовили базу для дальнейших дипломатических контактов [Там же].
Однако юридическое оформление отношений затянулось надолго. Среди сдерживающих факторов можно выделить внешние и внутренние. Внешний заключался в намерении правительства Северного Китая следовать политике Запада в отношении Советской России. Также китайскую сторону раздражала двусмысленность внешнеполитических действий РСФСР в отношении Внешней Монголии. К внутренним факторам можно отнести раздробленность страны, нерешенность вопроса Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
В августе 1923 г. Советское правительство направило в Китай еще одну миссию во главе с заместителем наркома иностранных дел Л. М. Караханом, отвечавшим за восточное направление советской внешней политики. Основной задачей, возложенной на миссию, было установление дипломатических отношений между двумя государствами и заключение договора, который устранил бы противоречия между Советской Россией и Китаем. Среди вопросов, требовавших обсуждения, были такие проблемы, как присутствие советских войск на территории Внешней Монголии, будущее российской доли «боксёрской» контрибуции, а также статус КВЖД [8].
Китайскую сторону представляли дипломатический представитель Ван Чжэнтин и министр иностранных дел Гу Вэйцзюнь. В феврале 1924 года начались переговоры между сторонами и к марту проект соглашения был готов. Но вскоре пекинское правительство неожиданно заявило, что Ван Чжэнтин не имеет права подписывать документы. Новым главой делегации был назначен сам министр иностранных дел Гу Вэйцзюнь, кроме того, в проект соглашения внесен ряд новых пунктов.
Изменение позиции Пекина объяснялось давлением западных держав и Японии, стремившихся не допустить перехода КВЖД в руки России. Советская делегация отказалась обсуждать внесение каких-либо изменений в соглашение, заявив, что переговоры завершены и все необходимые документы уже подписаны. Переговоры возобновились лишь в самом конце мая и проводились по просьбе китайской стороны в конфиденциальной обстановке, чтобы не привлекать внимание иностранных держав.
31 мая 1924 г. советская и китайская стороны подписали соглашение о единых принципах урегулирования вопросов между СССР и Китайской Республикой. В соответствии с этим соглашением Советский Союз и Китай восстановили дипломатические отношения, а также был урегулирован вопрос о недвижимом имуществе, ранее принадлежавшем царскому правительству. Все договоры, заключенные ранее между царской Россией и Китаем, были аннулированы. Стороны должны были заменить их в будущем новыми соглашениями, основанными на равенстве, взаимности и справедливости. СССР признал Внешнюю Монголию составной частью Китая. Было зафиксировано, что вопросы вывода советских войск с указанной территории должны обсуждаться на специально созванной конференции. Отдельная статья в соглашении была посвящена статусу КВЖД. КВЖД была определена как чисто коммерческое предприятие. Права китайских судебных и гражданских властей, городской администрации признавались на всей территории, за исключением той, которая использовалась непосредственно для железной дороги. Также была введена временная администрация, права и полномочия которой были оговорены в «Договоре о временном управлении Китайско-Восточной железной дорогой» [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев Г.И. Революционное движение на КВЖД в 1917-1922 гг. Новосибирск : Наука, 1983. 141 с.
2. Андреев А.И. СССР и китайская аннексия Тибета // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Серия 2. 2005. Вып. 3. С. 104-118.
3. Бажанов Е.П. Советско-китайские отношения: уроки прошлого и современность // Новая и новейшая история. 1989. № 2. С. 3–25.
4. Балакин, В.С., Сяоин, Л. КНР И СССР в 1960–1980-е годы: от конфронтации к равноправному сотрудничеству// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. – 2016. – Т. 16.– № 1. – С.11-15
5. Верченко А.Л. Советские специалисты в экономическом, научно-техническом и гуманитарном строительстве КНР (1949-1960 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. С. 71-79.
6. Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999.
7. Галенович Ю.М. «Белые пятна» и «болевые точки» в истории советско-китайских отношений (1917-1991 гг.). М. : Ин-т Дальнего Востока, 1992. Т. 1. 170 с.; Т. 2, кн. 1. 140 с.; кн. 2. 132 с.
8. Документы по внешней политике СССР. М.: Международные отношения, 1958. Т. 2.
9. Елизаветин А.И. Переговоры А.Н. Косыгина и Чжоу Эньлая в пекинском аэропорту // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 107-119.
10. История Северо-Восточного Китая XVII–XX вв. Кн. 2. Северо-Восточный Китай. 1917–1949 гг. / Сапожников Б.Г., Соловьев Ф.В., Белоглазов Г.П. и др. Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1989.
11. Капица М.С. Советско-китайские отношения. М.: Госполитиздат, 1958.
12. Картунова А.И. Политический образ Сунь Ятсена в переписке И.В. Сталина и Г.В. Чичерина с Л.М. Караханом (1923 - март 1925 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 1. С. 124-135.
13. Ледовский А.М. Две телеграммы из переписки Мао Цзэдуна с И.В. Сталиным // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 6. С. 117-122.
14. Медведев Р.А. Китай и распад СССР // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 1. С. 167-175.
15. Международные отношения на Дальнем Востоке 1870–1945 гг. / под ред. Е.М. Жукова. М.: Госполитиздат, 1951.
16. Международные отношения на Дальнем Востоке 1917–1945 гг. / под ред. Е.М. Жукова. М.: Мысль, 1973.
17. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924 гг.). М. : ИРИ РАН, 1997. 245 с.
18. Мировицкая Р.А. Отношения СССР с Китаем в годы кризиса Версальско-Вашингтонской системы международных отношений (1931-1937 гг.) // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2009. Т. 14, вып. 14. С. 241-271.
19. Мировицкая Р.Л. Очерк истории ранних российско-китайских отношений (20-е годы ХХ века). [Электронный ре- сурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-istorii-rannih-rossiysko-kitayskih-otnosheniy-20-e-gody-hh-veka
20. Мякиньков С.И. Послеоктябрьская судьба КВЖД: поиски решения (1922-1924) // Восток. 2004. № 5. С. 28-42.
21. Мясников В.С. К 60-летию образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между СССР и КНР // Вестн. Московского ун-та. Серия № 25 : Международные отношения и мировая политика. 2009. № 2. С. 86-101.
22. Романова Г.Н. Взаимоотношения Советской России с Китаем и проблема КВЖД (1917-1920-е гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 1. С. 105-115.
23. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-ки- тайских отношений / под ред. А.В. Лукина. М.: Весь Мир, 2013.
24. Самохин А.В. Военная и экономическая помощь Советского Союза Коммунистической партии Китая в 1949 г. // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 4. С. 88-93.
25. Самохин А.В. Советская военная помощь КПК (1945-1946 гг.) // Россия и АТР. 2007. № 3. С. 61-66.
26. Трифонов В.И. Внешняя политика КНР (1949-2009 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. С. 57-70.
27. Фролов, А.В. Развитие советско-китайских приграничных отношений на Дальнем Востоке СССР (1949–1969 гг.): дис… канд. ист. наук. – Хабаровск, 2007. – 221 с
28. Юркевич А.Г. Военные школы армии Сунь Ятсена и советские советники // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2. С. 122-134.
29. Юркевич А.Г. Советские советники и Чан Кайши: две стратегии военного строительства (1920-е) // Вестн. РУДН. Серия : История России. 2009. № 3. С. 41-48.
30. Яковлев А.Г. Международное положение и внешняя политика Китая // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. М. : Восточная литература, 1999. С. 592-612.