Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Результативность деятельности предприятия, степень использования трудовых ресурсов и значимость технической и организационной составляющей производственного процесса оказывают влияние на динамику выполнения планов по производству. Повышение значимости иных критериев и техническо-организационного значения в каждой отрасли производства приводит к повышению уровня использования трех составляющих производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Одной из характеристик производственных ресурсов является производительность труда, которая является показателем эффективности использования финансовых ресурсов. Производительность труда является важным показателем успешной работы организации и является выражением эффективности затрат труда.
Степень производительности труда определяется соотношением между объемом выпуска или выполненных работ и затратами рабочего времени. Степень производительности труда влияет на темпы развития промышленного производства, уровень заработной платы и прибыли, а также на снижение себестоимости продукции.
Актуальность исследуемой темы обусловлена проблемами, возникающими на предприятии: высокой текучестью кадров и старением персонала. В условиях экономического кризиса и необходимости инновационного развития организации необходимо повышать результативность использования трудовых ресурсов для решения стратегических задач.
Трудовые ресурсы являются самой ценной и важной составляющей производительных сил общества. Общая эффективность зависит от квалификации рабочих, их организации и использования, что влияет на объем и темпы роста производства, а также на использование материально-технических ресурсов. Надлежащая обеспеченность предприятий необходимыми трудовыми ресурсами.
Объектом исследования данной работы является ООО «Мясное ассорти».
Предметом исследования является система управления трудовыми ресурсами.
Целью данной работы является анализ и диагностика использования трудовых ресурсов предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- представить характеристику объекта исследования;
- провести анализ производства предприятия;
- провести экономический анализ производственных ресурсов;
- провести анализ финансовых результатов;
- представить анализ финансового состояния;
- проанализировать эффективность хозяйственной деятельности;
- провести анализ вероятности банкротства;
- представить модель финансовой оценки предприятия.
В работе применялись следующие методы экономических исследований: историко-логический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, экономико-статистический.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности коммерческих организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Раздел 1. Краткая характеристика объекта исследования
Данный текст основан на результатах деятельности ООО магазина "Мясное ассорти". Комбинат ООО "Антарес", который сотрудничает с магазином, был основан в 1991 году и является развивающейся производственно-торговой фирмой, занимающейся переработкой мяса. С 2001 года вся продукция мясоперерабатывающих цехов продаётся через ООО магазин "Мясное ассорти", который является официальным партнёром ООО "Антарес".
"Мясное ассорти" является ведущим производителем удобных и простых в приготовлении продуктов питания в России. Оно специализируется на производстве колбасных изделий, замороженных полуфабрикатов и готовых замороженных блюд для клиентов с различными вкусовыми предпочтениями. Магазин расположен в одном из поселков Московской области.
По данным потребительской панели GfK, "Мясное ассорти" является лидером по продажам во всех категориях присутствия на территории РФ, таких как "колбасы и сосисочные изделия", "замороженные полуфабрикаты" и "замороженные полностью готовые продукты".
Доля рынка компании составляет 13,1%, 10,6% и 16,1%, соответственно. Она также входит в Топ-500 крупнейших компаний России по выручке, согласно рейтингу "РБК-500". Магазин обеспечивается товарами путем заключения договоров поставки с различными фирмами и частными предпринимателями.
В этих договорах оговариваются объемы поставок, условия, сроки поставки, методы и сроки оплаты. Фирменная продукция доставляется каждый день централизованно транспортом предприятия. Объем товарооборота увеличивается с каждым годом, особенно в последнее время, в связи с увеличением объемов продаж и расширением ассортимента.
Таблица 1.1.
SWOT – анализ "Мясное ассорти"
Внутренняя обстановка
Слабые стороны:
Недостаток свободных денежных средств;
Недостаточный уровень материального стимулирования;
Высокий уровень закупочных цен на продукцию;
Нехватка складских помещений, что в свою очередь снижает скорость товарооборота;
Разнородный ассортимент товара;
Повышение издержек;
Снижение товарооборота. Сильные стороны:
Высокая квалификация и опыт персонала;
Наличие постоянных поставщиков и заказчиков;
Расширение ассортимента товара.
Внешняя обстановка
Достаточно высокие темпы инфляции по сравнению с развитыми странами;
Высокая степень криминализации общества;
Нестабильная обстановка на внешнем рынке;
Неоправданный рост цен;
Снижение платежеспособности населения. Государственная поддержка предпринимателей во время кризиса;
Снижение сумм налоговых вычетов;
Удешевление рабочей силы.
Основными проблемами "Мясное ассорти" является рост издержек, который ведет к уменьшению прибыли и рентабельности производства. Нехватка складских помещений снижает скорость товарооборота магазина.
Рост закупочных цен на продукцию обусловлен высокими темпами инфляции, ростом цен на бензин и курса евро на мировом рынке. В то же время "Мясное ассорти" обладает внутренними ресурсами, среди которых основными являются квалифицированные кадры предприятия и наличие постоянных поставщиков. В результате "Мясное ассорти" приносит прибыль.
Слабой стороной по сравнению с конкурентами является то, что предприятие не является серьезным конкурентом.
Таблица 1.2
PEST – анализ "Мясное ассорти"
P ПОЛИТИКА
Изменение налогового законодательства
Государственная поддержка администрации ЭКОНОМИКА
Тенденции экономического роста России
Уровень инфляции
Уровень платежеспособности
S СОЦИУМ
Изменение в уровне и стиле жизни
Демографические изменения
Изменения в структуре доходов и расходов
Нехватка квалифицированных кадров Т ТЕХНОЛОГИЯ
Развитие новых технологий
Анализируя представленную таблицу, можно сделать следующие выводы о влиянии различных факторов на предприятия и их деятельность.
Политика оказывает существенное влияние на бизнес через государственное регулирование, включая правила строительства, закон о защите прав потребителей и налоговые режимы.
Экономика также играет важную роль, воздействуя на бизнес через уровень инфляции, что приводит к повышению цен на услуги.
Социальные факторы оказывают влияние на конкретные сегменты рынка и местонахождение предприятия. В данном случае, говорится о сокращении численности населения, увеличении смертности и уменьшении рождаемости, а также оттоке населения. Важно отметить, что большая часть населения составляют люди среднего возраста. Эти факторы включают изменяющиеся отношения, ожидания и нравы общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятиям для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности необходимо постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия бизнеса предполагают готовность к постоянным изменениям.
Раздел 2. Анализ производства и реализации продукции
2.1. Анализ объема и ассортимента продукции
Продукция, основанная на деятельности организации ООО "Мясное ассорти", включает в себя широкий спектр колбасных изделий, мясные консервы, полуфабрикаты и субпродукты. Обеспечение нашего магазина продукцией осуществляется через заключение договоров с различными фирмами и частными предпринимателями. В этих договорах определяются объемы поставок, условия и сроки доставки, а также методы и сроки оплаты. Фирменная продукция доставляется каждый день централизованно с помощью транспорта предприятия.
Наш магазин успешно функционирует уже 11 лет. Объем товарооборота растет с каждым годом, особенно последнее время, когда мы наблюдаем увеличение объемов продаж и расширение ассортимента товаров. В таблице 2.1 приведены данные по товарообороту нашего магазина за последние три года по отделам.
Таблица 2.1
Товарооборот магазина «Мясное ассорти» за 2020-2022 год
Наименование отдела Товарооборот за 2020г., млн. руб. Товарооборот за 2021г., млн. руб. Товарооборот за 2022г., млн. руб.
Бакалея 4,9 6,1 6,4
Гастрономия 8,9 10,8 13,6
Хлеб-молоко 1,3 1,6 1,8
Итого: 15,1 18,5 21,8
Анализируя данные из таблицы 2.1, можно заметить значительное увеличение объема товарооборота с 2020 по 2022 год. Особенно выделяется отдел "гастрономия", который занимает лидирующую позицию. Такая ситуация обусловлена тем, что основными продуктами магазина являются колбасные изделия и мясные консервы.
Увеличение товарооборота преимущественно связано с ростом объема продаж, а не с повышением цен.
Анализ начинается с изучения динамики и оценки выполнения плана по реализации продукции в каждом отделе магазина. Для этого используется методика, указанная в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализ выполнения плана и динамики продаж за отчетный 2022 год по отделам магазина (млн. руб.)
Наименование отдела Прошлый год Отчетный год Отклонение отч. года
план факт в сумме в %
сум-ма уд. в % сум-ма уд. в % сум-ма уд. в % с пр.год с пл. с пр.год с пл.
1 2 3 4 5 6 7=5-1 8=5-3 9=7/1 10=8/3
Бакалея 6,1 32,97 6,3 30,43 6,4 29,36 0,3 0,1 4,92 1,59
Гастрономия 10,8 58,38 12,8 61,84 13,6 62,39 2,8 0,8 25,93 6,25
Хлеб-молоко 1,6 8,65 1,6 7,73 1,8 8,25 0,2 0,2 12,50 12,50
Итого: 18,5 100,00 20,7 100,00 21,8 100,00 3,3 1,1 17,84 5,31
Из таблицы 2.2 видно, что за отчетный период продажи в магазине превысили плановые показатели на 1,1 млн. рублей, что составляет 5,31%. Особенно заметно превышение плана в отделе "хлеб-молоко" на 0,2 млн. рублей, что составляет 12,5% от запланированных продаж. Этот результат свидетельствует о повышенном спросе на товары данного отдела.
Доля отдела "гастрономия" в общей выручке магазина составляет 62,39% и увеличилась на 4,01% по сравнению с предыдущим годом (с 58,38%). Удельный вес отдела в плане превышен на 0,55% (62,39% - 61,84%), что объясняется особенностями магазина. В целом, выручка магазина увеличилась на 3,3 млн. рублей или на 17,84% по сравнению с предыдущим годом, что указывает на положительную динамику продаж. В отделе "гастрономия" продажи выросли на 2,8 млн. рублей или на 25,93%.
Объем продаж определяется по выручке и является важным показателем в условиях рыночной экономики. Он является связующим звеном между производством и потребителем.
2.2. Анализ структуры продукции
Проведем разбор воздействия структурных сдвигов при продажах на модификацию общего объема продаж продукции способом цепной подстановки, представленный в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ структуры реализуемой продукции
Вид продукции Цена за банку, руб. Объем реализации продукции, шт. Структура продукции, % Выручка по плановым ценам , тыс. руб. Изменение выручки за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт план Факт при плановой структуре факт
1 2 3 4 5 6=1*2 7=8*4/5 8=1*3 9=8-7
Мясные консервы из свинины 66,70 7500 8696 36,41 40,16 500 526 580 54
Мясные консервы из говядины 71,40 7000 6860 33,98 31,68 500 526 490 -36
Мясные консервы из говядины 57,40 6100 6100 29,61 28,16 350 368 350 -18
Итого: – 20600 21656 100,00 100,00 1350 1420 1420 –
Выполнение плана структуры продаж означает сохранение запланированных пропорций отдельных категорий товаров в фактической реализации. Для получения этих данных можно умножить показатель графы 6 на каждую категорию мясных консервов на коэффициент выполнения плана продаж в натуральных единицах (банках).
Коэффициент выполнения плана (КВП) равен 1,051262 (21 656 / 20 600).
Не смотря на то, что план был перевыполнен на 105,13% для всех категорий продукции, и структура продаж претерпела изменения, общая выручка от продаж данного ассортимента продукции осталась на прежнем уровне и составила 1 420 тыс. руб. Это означает, что удельный вес более дешевых продуктов увеличился, а удельный вес более дорогих продуктов уменьшился в общем объеме продаж.
Невыполнение плана продаж по категории говяжьих консервов на 2,3% (31,68% - 33,98%) привело к снижению выручки на 36 тыс. рублей. Аналогично, невыполнение плана по птичьим консервам на 1,45% (28,16 - 29,61%) снизило выручку на 18 тыс. рублей. Перевыполнение плана по структуре свининых консервов на 3,75% (40,16% - 36,41%) увеличило объем продаж на 54 тыс. рублей.
2.3. Анализ ритмичности производства
Таблица 2.4
Анализ ритмичности выпуска продукции (по декадам)
Декады месяца План тыс.руб. Факт тыс.руб. Факт.выполн. в пределах плана
I 370 320 320
II 415 470 415
III 415 510 415
Итого за месяц: 1200 1300 1150
Порядок анализа:
1.Определяем фактический выпуск в пределах плана способом наименьшего числа.
Например, I декада по плану 370 тыс.руб., а фактически - 320 тыс.руб.
2. Определяем коэффициент ритмичности:
Крит. = факт. выпуск в пределах плана
Плановый выпуск
Крит. = 1150 = 0,96 Крит. ? 1
1200
(1 - Крит.) ТПпл = (1-0,96) х 1200 = 48 тыс.руб.
Как показал анализ, предприятие за отчетный период работало неритмично. Крит.= 0,96. За I декаду, за счет неритмичности работы, предприятие недополучило продукции на сумму 48 тыс.руб.
Причины аритмии: не своевременная поставка сырья, материалов, топлива, электроэнергии; низкая трудовая дисциплина; поломки оборудования, простои, брак; нарушение технологического процесса.
2.4. Анализ отгрузки и реализации продукции
При проведении анализа, особое внимание придается видам продукции, где наблюдаются уклонения от установленного плана по продажам. В данном случае, мы проведем анализ мясных консервов, продаваемых в 2022 году в магазине "мясное ассорти". Целью анализа является определение соответствия спросу на эти продукты количеству, выпущенному на рынок.
В ходе проведения данного анализа, мы собираем несколько ключевых фактов для выработки выводов. Во-первых, мы изучаем общие объемы продаж мясных консервов в "мясном ассорти" за 2022 год. Затем, проводим сравнение с установленным планом продаж для определения превышения или недостатка в реализации.
После этого мы переходим к определению степени спроса на эти мясные консервы исходя из произведенных объемов выпуска. Если продукция была выпущена в количестве, соответствующем спросу, то можно сделать вывод о ее успешной реализации. Однако, если спрос на мясные консервы оказался выше или ниже ожидаемого, это может указывать на некоторые проблемы в планировании или качестве продукции.
В итоге, основываясь на проведенном анализе, мы получаем информацию о том, насколько эти мясные консервы пользуются спросом и соответствуют ожиданиям покупателей. Это позволяет нам принимать обоснованные решения относительно уровня производства и дальнейших мер по улучшению качества и планированию выпуска продукции.
Таблица 2.5
Оценка выполнения плана по ассортименту (млн. руб.)
Вид продукции План Факт % выполнения плана Зачетный объем
в пределах плана Изменен. товарн. продукц.
1 2 3=2/1 4 5=4-1
Мясные консервы из свинины
Мясные консервы из говядины
Мясные консервы из мяса птицы 0,500
0,500
0,350 0,580
0,490
0,350 116
98
100 0,500
0,490
0,350 –
-0,010
–
Итого: 1,350 1,420 105 1,340 -0,010
По расчету среднего процента можно увидеть, что план по ассортименту в отчетном году выполнен практически на 100%, составляя 99,25% ((1,350 - 0,010)/1,350 * 100%). Небольшой недобор возник в продажах мясных консервов из говядины на сумму 10 000 рублей, что составляет 2% от общего объема.
Причинами невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние факторы. К внешним причинам относятся изменения конъюктуры рынка, возможное изменение спроса на данный вид продукции и другие факторы, которые выходят за контроль предприятия. Внутренними причинами могут быть недостатки в организации процесса продаж, недостатки в системе управления и материального стимулирования сотрудников, неудовлетворительный уровень качества обслуживания клиентов, а также ненадлежащие вкусовые характеристики продукции и прочие факторы, связанные с самим предприятием.
Тем не менее, компания все же сумела получить прибыль за счет увеличения продаж мясных консервов из свинины. Специалисты по производству и сбыту должны выяснить причины снижения спроса на мясные консервы из говядины. Невыполнение плана по продаже ассортиментных групп продукции оказывает негативное влияние не только на торговую организацию, но также на результаты работы предприятий-смежников, транспортных организаций и других структур, связанных с производством и продажей "мясного ассорти".
Раздел 3. Экономический анализ производственных ресурсов
3.1. Анализ использования основных фондов
Данные о наличии, износе и движении основных фондов являются основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия. Анализ движения основных фондов (ОФ) осуществляется на основе следующих показателей: коэффициентов поступления (ввода) ОФ, обновления, выбытия, ликвидации и расширения.
Для характеристики технического состояния основных фондов рассчитываются коэффициенты годности, износа и замены. В таблице 3.1 проведем расчет показателей движения, наличия и использования ОФ на рассматриваемом предприятии.
Таблица 3.1
Движение, наличие и использование основных фондов «Мясное ассорти» за 2020 – 2022 гг.
Показатели Годы Изменение 2022 к 2020
2020 2021 2022 абсол. %
Наличие ОФ на начало года по первоначальной стоимости, тыс. руб. 618042 658011 662494 44452 7,19
Поступило ОФ, тыс. руб. 54998 37597 15714 -39284 -71,43
Выбыло ОФ, тыс. руб. 2648 367 73269 70621 2666,96
Наличие ОФ на конец года по первоначальной стоимости, тыс. руб. 670392 695241 604939 -65453 -9,76
Амортизация ОФ, тыс. руб. 90425 67118 65716 -24709 -27,33
Остаточная стоимость ОФ, тыс. руб. 579967 628123 539223 -40744 -7,03
Коэффициент поступления 8,2 5,41 2,6 -5,6 -68,29
Коэффициент выбытия 0,43 0,06 11,06 10,63 2472,09
Коэффициент годности 86,51 90,35 89,14 2,63 3,04
Коэффициент износа 13,49 9,65 10,86 -2,63 -19,5
Объем выпуска продукции, тыс. руб. 3816758 3345596 7085967 3269209 85,65
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 258993 225548 279173 20180 7,79
Фондоотдача 14,74 14,83 25,38 10,64 72,18
Фондоемкость 0,07 0,07 0,04 -0,03 -42,86
По данным таблицы 3.1 видно, что в 2022 году доля поступивших фондов снизилась на 5,6 пп. по сравнению с 2019 годом и составила 2,6%.