Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре ребёнок удовлетворяет все свои потребности - движение, общение, познание, самореализация и др. Игра является эффективным средством формирования личности старшего дошкольника. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир. В ходе игры ребёнок учится и социализируется.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре у ребёнка присутствует сознательное желание учиться жизни. Особенно это заметно при сюжетно – ролевой игре, где дети ощущают себя космонавтами, врачами, мамами и др.
Сюжетно-ролевые игры, при руководстве взрослого, представляют собой основу формирования гармонично развитой активной личности, способной находить выход из конкретной ситуации, принимать решения и проявлять инициативу. Своеобразие сюжетной игры детей заключается в том, что в ней они отражают окружающую действительность.
Полоролевая социализация дошкольников – это процесс формирования у детей представлений о социальных ролях мужчин и женщин в обществе. В рамках полоролевой социализации, дети учатся осознавать и принимать свою гендерную принадлежность. В ходе сюжетно-ролевой игры дети узнают о различиях и сходствах между мужчинами и женщинами
В условиях реализации ФГОС ДО, много внимания уделяется проблеме развития самостоятельности и творческой инициативы личности ребёнка. С этой целью актуализируется необходимость поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала и субъектной позиции человека. Всё это требует создания психолого-педагогических условий для развития способностей каждого ребенка, в том числе при развитии полоролевой социализации дошкольников.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Сюжетно – ролевая игра является самоценной формой активности старшего дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали о том, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных творческих результатов является особенно важным.
Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов. Сегодня в ДОУ творческим играм уделяется немного времени, а их содержание не всегда соответствует особенностям субкультуры современного дошкольника. Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся сегодня важнейшим условием развития творчества в разных видах игровой деятельности.
Цель работы: выявить и обосновать необходимость развития полоролевой социализации дошкольников, посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс развития полоролевой социализации дошкольников, посредством сюжетно-ролевых игр.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры для развития полоролевой социализации дошкольников
Задачи:
1. Рассмотреть полоролевую социализацию дошкольников как проблему в дошкольной педагогике.
2. Изучить применение сюжетно-ролевых игр в процессе развития полоролевой социализации дошкольников.
3. Описать организационно-педагогические условия развития полоролевой социализации дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр (из опыта педагогов по развитию полоролевой социализации дошкольников).
4. Предложить методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в процессе развития полоролевой социализации дошкольников.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть использованы педагогами при работе с детьми старшего дошкольного возраста, с целью совершенствования воспитательно – развивающего процесса по проблемам полоролевой социализации дошкольников с использованием сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития полоролевой социализации дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
1.1. Полоролевая социализация дошкольников как проблема в дошкольной педагогике
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста всегда являлось актуальной задачей системы дошкольного образования. По мнению Л.О. Ковальчук, полоролевая социализация дошкольников направлена на формирование их качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола [11].
Полоролевое воспитание и полоролевая социализация рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Роль биологических различий не отрицается, но уходит на второй план.
Одно из важных условий реализации полоролевой социализации – это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы. Очень важно уже в этом возрасте формировать у них культуру общения, дружеские отношения и взаимное уважение друг к другу. Очень важно в этом возрасте сформировать у детей устойчивое понятие своего пола: Я - девочка; Я -мальчик. Такой род воспитания сегодня называют гендерным.
Актуальность гендерного воспитания всегда чрезвычайно важна, поскольку современное общество категорически против, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по половому признаку. Воспитание мальчиков и девочек не должно заключаться лишь в закреплении стандартов маскулинности и фемининности. Речь должна идти об изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками. Это, прежде всего, воспитание человеческого в женщине и мужчине, искренности и взаимопонимании.
Чтобы девочки и мальчики полностью реализовали себя в будущей жизни, у тех и других важно формировать общие личностные качества, которые характерны для обоих полов. К таким нравственным качествам личности относят трудолюбие, порядочность, честность, доброту, справедливость и др. У субъекта важно воспитывать культуру поведения, любовь к Родине и родному краю. Такого рода качества должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам, но степень выраженности, интенсивность, проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными [26].
ФГОС ДО формулируют социальный заказ к системе дошкольного образования. Это выражено в том, что результатом деятельности дошкольной образовательной организации являются не столько знания, умения, навыки, сколько то, насколько у выпускников ДОУ сформированы гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. Это, прежде всего, заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе полоролевой социализации. Для этого важно осуществить поиск новых подходов к воспитанию человека, способствующих наиболее полному его развитию, в том числе и как представителя определенного пола.
В связи с этим, работа с детьми в ДОО должна быть направлена на решение следующих воспитательно-образовательных задач:
-воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе;
-закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям, родным, близким, желание быть приятным партнером в общении с ними;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо. - Лепта Книга, 2016. – 640 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 9. – С. 65-69; No 8 – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г.А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
8. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2017. – No 9. – С. 30-32.
9. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.
10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
11. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
12. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
14. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей [Текст]: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. – 21 с.
15. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2016. – С. 149-150.
16. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2017. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
17. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2009. – 214 с.
18. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
19. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] /О В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – No 11. – С. 35-42.
20. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]:
монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2011. – 234 с.
21. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство, 2006. – 269 с.
22. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. –2016. – No 2. – С. 55-69.
23. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 12.02.2024).
24. Смирнова, Е.О. Особенности игры и психического развития [Текст] /Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2004. – No 3. – С. 69-71.
25. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 8-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
26. Файнберг, С.У. каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]/ С.У. Файнберг // Дошкольное воспитание. – 2011. – No 2. – С. 52-62.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 12.02.2024).
28. Флегонтова, Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей [Текст] / Н.П. Флегонтова // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2010. – С. 85-93.
29. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
30. Эльконин, Д.Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин // В кн.: Д.Б. Эльконин. Детская психология. – М., 2007. – С. 105-135.