Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Врожденные индивидуальные черты отличают людей друг от друга, однако также имеется разница в их развитии, связанная с протеканием жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, какой профессии он придерживается, а также в каком обществе он находится. Два человека с изначально похожими натурами могут со временем обнаружить мало общего между собой, тогда как сходные жизненные обстоятельства могут создать сходные черты и реакции у людей, казалось бы, совершенно разных.
Л.С. Выготский выделял следующие категории в любом возрасте как этапы психологического развития: социальная ситуация развития, основные новообразования периода, особенности системного строения сознания. Единство внутренних процессов и внешних условий делает возможным объединение в понятии "социальная ситуация развития" столь различных аспектов, как изменение в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей; изменения в структуре общения и круге "значимых других", на которых ориентируется человек; развитие психических процессов и способностей, изменения в мотивационной сфере и ценностных ориентациях.
Актуальность. В настоящее время психологическое обследование не может обойтись без диагностики акцентуаций характера. Знание акцентуаций помогает людям определить свои склонности в профессиональной деятельности.
В 1968 году К. Леонгардом было введено понятие "акцентуированная личность". Этот термин указывает на то, что мы говорим о крайних вариантах нормального поведения, а не о патологических случаях. Он отражает усиление и подчеркивание определенных черт. Однако, более точным было бы использовать термин "акцентуации характера", так как личность — это широкое понятие, которое включает в себя интеллект, способности, мировоззрение и другие аспекты. Характер является основой личности и формируется в основном в период подросткового возраста. При взрослении, личность становится целостной.
Определение границы между акцентуированной личностью и индивидуальными чертами не всегда просто. Акцентуация подразумевает усиление определенных черт личности, которые могут иметь тенденцию к патологии. Особенности характера оказывают влияние на выбор профессии, требующей определенных навыков и качеств. Однако, в настоящее время профориентация не получила должного внимания. Психодиагностика должна помочь ученикам лучше узнать себя и свои возможности. Изучение типов акцентуации характера позволяет предвидеть и прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Психокоррекционные мероприятия включают в себя установление контакта с человеком и создание благоприятных условий для его развития.
Цель данного исследования заключается в изучении акцентуации характеров у старшеклассников с последующей разработкой рекомендаций по выбору сферы профессиональной деятельности.
Для достижения этой цели поставили перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику феномена "акцентуация характера".
2. Обосновать связь акцентуации характера с мотивами выбора профессии подростков.
3. Провести эмпирическое исследование связи акцентуаций характера и мотивов выбора профессии у подростков.
4. Разработать рекомендации по выбору сферы профессиональной деятельности с учетом акцентуации характера.
Объектом исследования является акцентуация характера подростка, а предметом исследования - акцентуация в профессиональной деятельности.
Гипотеза. В рамках данного исследования предполагаем, что старшеклассники с характерологическими особенностями соответствуют определенной сфере профессиональной деятельности.
Для достижения поставленных задач будем использовать следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ источников по проблеме исследования.
2. Психодиагностический метод с использованием следующих методик:
- Методика "Профессия и характер" разработанной Резапкиной Г.В.
- "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда).
- Опросник Шмишека, «Акцентуации характера».
Результаты данного исследования помогут старшеклассникам определиться с выбором профессиональной деятельности в соответствии с их характерологическими особенностями.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволят выявить взаимосвязь между характером подростков и выбором будущей профессии.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы, а также приложений. Графики и диаграммы используются для иллюстрации работы.
1. Теоретическое исследование акцентуаций характера на выбор будущей профессии подростков
1.1. Типы акцентуации характера
Характер представляет собой набор особенностей личности, которые проявляются в поведении и эмоциональных реакциях на похожие ситуации. Он проявляется в общении с другими людьми, в экстремальных обстоятельствах и в привычных условиях жизни.
Акцентуации – это крайне выраженные черты характера, проявление которых в различных ситуациях может приводить к сильному влиянию определенных событий на человека. В результате, он может реагировать на стрессовые ситуации определенным образом и испытывать трудности в адаптации к жизненным условиям. Это может привести к нарушениям во взаимодействии с окружающим миром и обществом [1].
Выраженность акцентуации характера может быть явной или скрытой. Явная акцентуация сильно выражена и проявляется в большинстве ситуаций. Она характеризуется постоянством проявления. Скрытая акцентуация характера, напротив, имеет слабое проявление в большинстве жизненных ситуаций, но может проявиться сильно под влиянием специфических эмоционально значимых событий. В процессе диагностики акцентуаций можно определить типичные паттерны поведения.
Стоит отметить, что акцентуации не являются психической патологией и не связаны с расстройствами личности, которые характеризуются такими признаками, как тотальность (появление в любых ситуациях и со всеми людьми), стабильность (отсутствие изменений характера в течение жизни) и социальная дезадаптация (постоянные трудности, возникающие у человека или его окружения из-за его особенностей) [2].
В случае акцентуации характера могут отсутствовать все признаки расстройства личности или присутствовать лишь некоторые из них. Обычно черты акцентуированных характеров проявляются более ярко и усугубляют взаимодействие во время подросткового возраста, но со временем сглаживаются и становятся менее выраженными. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой среде, а только в особых, часто травмирующих обстоятельствах. При акцентуациях характера часто могут возникать проблемы социальной адаптации.
Рассмотрим характеристику основных типов акцентуаций характера:
1. Возбудимый тип.
С самого раннего детства такие дети считаются сложными. Им сложно вписаться в детское общество, они притесняют более слабых детей, независимо от пола, не слушаются других, всегда вмешиваются во все и требуют постоянного внимания к своим потребностям. Их капризность и желание доминирования порой становятся опасными для других детей и, иногда, для взрослых. Их называют невыносимыми.
У возбудимого типа часто меняется настроение. Нежность и высокая степень впечатлительности могут сопровождаться недоверием. Они быстро обижаются и ранимы. Малейшее оскорбление, произнесенное в их адрес, может привести к столкновению с их сверстниками, а иногда и с более взрослыми людьми.
У возбудимых типах присутствует неустойчивость внимания и изменчивость интересов и предпочтений. Они быстро теряют интерес к начатому делу и бросают его, чтобы переключиться на что-то другое. В школе они не поддаются дисциплине и поведение у них остается неуправляемым [3].
Бурные эмоциональные вспышки, склонность к конфликтам и агрессии по малейшему поводу остаются с ними на всю жизнь. Однако, их эмоциональные реакции часто непостоянны, гнев может смениться слезами. Агрессия, которую они проявляют к другим людям, может перейти на аутоагрессию – стремление причинять вред самому себе.
У них высокая возбудимость, что сочетается с психической незрелостью. В период школьного возраста, когда у сверстников появляются новые интересы, дети с возбудимыми чертами характера все еще предпочитают игры с физической активностью, заставляют своих сверстников принимать участие и назначают себя командирами.
У них часто возникают необоснованные колебания настроения. С возрастом такие колебания становятся более частыми и длительными, до 2-3 дней. Иногда низкое настроение может иметь признаки тоски и раздражительности или тоски и злобы. Во время таких эпизодов могут возникать проблемы со сном, аппетитом и общим самочувствием [4]. Это часто характерно для людей, перенесших заболевания центральной нервной системы в период внутриутробного или раннего детского развития.
Возбудимые личности склонны к протестным реакциям. Они стремятся навредить, мстить, разрушать и ломать предметы.
Большинство возбудимых личностей начинают злоупотреблять алкоголем еще со школьного возраста. Алкогольное опьянение только усиливает их трудности, конфликтность, агрессивность и асоциальное поведение.
Они крайне эгоцентричны и самолюбивы, не умеют учитывать мнение других и не признают их авторитета. Они требовательны к окружающим, обидчивы и подозрительны. Их мышление прямолинейно и конкретно, они не готовы идти на компромиссы, всегда уверены в своей правоте и не поддаются влиянию других.
Это очень сложные по характеру люди, от их поведения часто страдают окружающие. Личности данного типа практически невозможно управлять, они не признают свою неправоту. У них неприятная склонность к властности, упрямству, мелочной придирчивости, конфликтности и постоянной требовательности. Стоит отметить, что они доводят их стремления к подчинению и повиновению до абсурда [5].
2. Демонстративный тип.
Демонстративный тип личности характеризуется высокой самооценкой и постоянным желанием привлекать внимание окружающих. Они склонны рассказывать вымышленные истории о себе и приукрашивать события [6]. В юности они стремятся быть лидерами и постоянно подчеркивать свои достоинства. Они любят быть в центре внимания и могут использовать различные способы, чтобы привлечь его. Демонстративные личности обычно неспособны объективно оценивать свои поступки и имеют тенденцию к зависти и ревности к успеху других [7].
Часто подобные личности испытывают зависть и ревность к чужому успеху, что сильно задевает и оскорбляет их. Особенно это явно проявляется у представителей творческих профессий.
По сути, такие люди внутренне пусты, несмотря на яркость их внешнего облика. За претензионной внешностью можно заметить их внутреннюю пустоту и даже ничтожность. Вся их психическая деятельность плоска и направлена на внешний эффект.
Обман или явное преувеличение своих возможностей, заслуг и достижений характерно для всех демонстративных личностей. Иногда трудно определить, когда они говорят правду, а когда лгут. Это люди, на которых нельзя положиться. Они могут обещать горы золотые, но не выполнить своих обязательств, могут открыто хвастаться или намекать на свои связи и знакомства с влиятельными людьми, но лишь цитировать чужие слова.
Демонстративные личности – настоящие актеры, которые чувствуют реакцию собеседника на переговорах. Они могут продемонстрировать превосходные качества, которыми на самом деле не обладают, и произвести самое благоприятное впечатление на своих слушателей, благодаря своей способности обмануть и подражать. Играют они свою роль очень убедительно.
"Слабым звеном" этого психотипа является неспособность переносить критику своего эгоцентризма, обнаружение фальшивости и даже насмешки над ним, что может вызвать яркие эмоциональные реакции, включая попытки совершить самоубийство [8].
3. Гипертимный тип.
Яркий представитель гипертимного типа личности обладает постоянно повышенным настроением и несокрушимым оптимизмом. С самого раннего детства гипертимы проявляют свою общительность, подвижность и озорство. В начале их окружение реагирует на них с благожелательностью – они дружелюбны, всегда находятся в хорошем настроении, быстро усваивают новое и отлично учатся.
У подросткового и детского возраста гипертимы не возникают больших проблем в отношениях с окружающими, они не вызывают неприязни ни у сверстников, ни у взрослых, если все просто позволяют им делать все, что они хотят, и не противодействуют им [9].
Гипертимам свойственно иметь чрезмерно выраженное стремление к самостоятельности. Если родители дают подростку возможность самому выбирать друзей и увлечения, тогда не могут возникнуть ссоры. Но если их начинают излишне присматривать, контролировать или подавлять, навязывая им другой круг общения или интересы, которые не соответствуют их собственным желаниям, то такая ситуация может оказаться неприемлемой для гипертимического подростка и привести к декомпенсации [10].
Иногда такая ситуация наблюдается в школе, где подвижные и активные дети с трудом могут сидеть на месте весь учебный день, не имея возможности общаться со сверстниками во время уроков. Они неугомонны, легко отвлекаются и не подчиняются правилам и дисциплине.
У подростков, привыкших к легкости в достижении успехов, осознание неудач также может вызывать сильные эмоциональные реакции. В результате они начинают прогуливать занятия, которые им не нравятся.
Конфликты между подростками, родителями и учителями могут возникать из-за вмешательства родителей в учебный процесс. Подростки могут проявлять раздражительность, конфликтовать и даже совершать авантюрные действия, такие как побег из дома, после ссор с родителями. Во время побега они могут вступать в небезопасные сексуальные контакты, начать злоупотреблять алкоголем и участвовать в незначительных преступлениях.
Гипертимичным подросткам свойственна некоторая легкомысленность и склонность к авантюрам. Они не всегда готовы придерживаться четких границ между дозволенным и недозволенным, что и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 673 с.
2. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера//Избранные психологические труды: В 2-х т./под редакцией А. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика., Т-2, 1980. - 53 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.
4. Бурланчук Л. Ф., Дулневич В. Н. Акцентуации личности: Что диагнозцируем? // Журнал «Вопросы психологии». Вып. 2., 1998. – 322 с.
5. Выготский Л. С. Педология подростка: Проблема возраста // Собрание сочинений в 6 т. - М., Т.3, 1984. - 4 с.
6. Леонгард К. «Акцентуированные личности» - Киев.: Высшая школа. Главное издательство., 1981. – 392 с.
7. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». – М.: Медицина., 1985. – 96 с.
8. Личко А. Е, Скроцкий Ю. А., Иванов Н. Я. «Особенности психопатии и акцентуации характера у подростков женского пола» // Журнал «Нервопатология и психиатрия». - М.: Медицина., 1982. - 81-86 с.
9. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом «Бахрах»., 1997. – 194 с.
10. Симонов П. В., Ершов Г. М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука., 1981. – 166 с.
11. Смулевич А. Б. Психопатологические образования и расстройства личности (к проблеме динамики психопатий). // Журнал «Невропатологии и психиатрии» им. С. С. Корсакова. - М.: Медиа – Сфера., №6, 2000. – 23 с.
12. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). - М.: Издательство МГУ., 1988. – 587 с.
13. Трутченков А. С., Сиялова А. А. «Ах ты, параноик!!!» - М.: Новая школа., 1994. – 64 с.
14. Фельдшейн Д. И. Психология современного подростка. - М., 1987. – 132 с.
15. Юнг К. Психологические типы. - М., 1995. – 677 с.