Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Однако, сложившаяся в нашей стране практика работы по физическому воспитанию дошкольников, по мнению многих исследователей, имеет много погрешностей, снижающих ее эффективность. Так Н.И. Шлык с соавторами. А.И. Кравчук, А.Б. Лагутин, Ю.К. Чернышенко, М.Ю. Гончаров и другие исследователи считают, что сложившаяся система физического воспитания давно не отвечает потребности полноценного созревания основных физиологических функций: организма и двигательной готовности детей дошкольного возраста.
Игра является ведущим видом деятельности и важнейшим средством физического воспитания. Она способствует развитию волевых, умственных, физических, морально нравственных качеств. В младшем дошкольном возрасте формирует умение действовать сообща.
При умелом руководстве педагога эффективно развивается нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая система на занятиях игровой направленности.
В игровой деятельности сочетается два важных фактора- с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой - получают моральное удовлетворение от этой деятельности. Однако, система дошкольного образования и воспитание родителей не реализовывают потребности ребенка в движении. Стремясь развить ребенка интеллектуально, педагоги и родители все меньше времени уделяют играм с повышенной двигательной активностью. Вместе с тем непосредственная образовательная деятельность по физической культуре часто проводится не в игровой форме, а в традиционно обучающейся. Дети теряют интерес к занятиям. Поиск новых форм подвижных игр, направленных на формирование основных движений и физических качеств, является одним из актуальных вопросов совершенствования системы физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: быстрота и ловкость детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика проведения подвижных игр и игровых упражнений для развития быстроты и ловкости у детей 3-4 лет.
Цель исследования: выявить как подвижные игры и игровые упражнения влияют на формирование основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста, быстроты и ловкости.
Достижение цели осуществляется решением следующих задач:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать серию подвижных игр и упражнений для развития быстроты и ловкости у детей.
3. Экспериментально обосновать эффективность подвижных игр и игровых упражнений для развития быстроты и ловкости у детей.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, изучение методики проведения подвижных игр с детьми, тестирование.
База исследования. МДОУ Детский сад № 101 «Солнышко».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие быстроты и ловкости
Физические качества (ловкость, гибкость, выносливость, быстроту, силу, равновесие и др.) необходимо развивать уже с первых лет жизни. Ребенок бы не смог выполнять элементарные упражнения, движения, различные виды деятельности, если ли бы не мог развивать и совершенствовать свои физические качества.
В современном мире физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста направлено на развитие двигательных умений, повышение умственной и физической работоспособности, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма.
Ускоренное развитие двигательных способностей наблюдается в возрасте 3-3,5 лет. Он связан с расширением объема движений у ребенка.
Двигательные способности дошкольников формируются и развиваются в различных видах двигательной деятельности. Чем младше возраст ребенка, тем более интенсивно они проявляются.
Особое внимание в дошкольном возрасте следует уделить развитию быстроты, гибкости, равновесия, ловкости, а также не стоит забывать о соразмерном развитии силы и выносливости. Выполнение упражнений развивает в той или иной степени все двигательные качества, но преимущество приобретает одно из них.
В энциклопедическом словаре по физической культуре и спорту ловкость рассматривается, как способность координировать движения, преобразовывать их и переключаться от одних точно координированных действий к другим в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
В толковых словарях понятием «ловкость» обозначается как физическая сноровка, сообразительность, искусное управление своим телом, движениями, изворотливость, умение находить выход из трудного положения. Слово «ловкий» может употребляться также в значении «удобный».
Ряд ученых (В.С.Фарфель, Л.П.Матвеев, Л.Б.Кофман и др.), определяют ловкость как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе – способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Т.А. Семенова, В.И. Лях, В. Гаврийский и др. отмечают, что у детей дошкольного возраста ловкость является наивысшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве.
Образование новых двигательных умений без упражнений на основе имеющегося опыта является наиболее характерным критерием проявления ловкости (Н.С. Филитис, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Е.П. Ильин, И.М. Туревский, Э.Я. Степаненкова и др.).
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.
К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия.
Е.П. Ильин включают в понятие ловкость такие компоненты как:
• быстрота усвоения нового;
• осознанность выполнения движений;
• использование двигательного опыта;
• быстрота реакции на сигнал;
• координация движений.
В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости:
• время выполнения движения;
• координационная сложность задания;
• точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи.
Е.П. Ильин отмечает, что все проявления ловкости являются психомоторными действиями, но не все психомоторные акты могут быть расценены как проявления ловкости. В отношении элементарной зрительно-моторной реакции, как, например, бег змейкой между кеглями или метание мяча в цель, да и более сложных реакциях подобного типа, содержащих и психический и двигательный компоненты, нельзя сказать «ловкие реакции» или «ловкие движения». Такие действия характеризуются как быстрые или точные.
Ловкость по определению основоположника отечественной биомеханики Н.А. Берштейна - это способность справляться с любой возникшей двигательной задачей:
- во-первых, правильно (адекватно и точно);
- во-вторых, быстро;
- в третьих, рационально (целесообразно и экономично);
- в четвертых, находчиво (инициативно).
Ловкость складывается из целого ряда компонентов. К их числу относятся:
• способность к дифференцированию (различению) временных, пространственных и силовых параметров движений;
• способность к сохранению равновесия;
• способность к выполнению движений в заданном ритме;
• способность к произвольному расслаблению мышц;
• способность к предугадыванию различных параметров движений и условий их выполнения;
• способность к переключению с одних двигательных действий на другие и преобразованию их в конкретной ситуации.
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением позы, а ловкость – в тех, где есть регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости и быстроты.
Систематическое разучивание с детьми новых упражнений приводит к развитию ловкости. Подвижные игры непрерывно переключают детей от одного движения к другому. Ребенку приходится решать сложные двигательные задачи в кратчайшие время.
Ловкость накапливается с двигательным опытом. Каждый новый усвоенный навык повышает уровень развития ловкости.
Поскольку ловкость с помощью определенного упражнения развивается до тех пор, пока она не будет усвоена, целесообразно регулярно обновлять, проводить их в более сложных условиях. Таким образом, развитию ловкости могут способствовать любые упражнения, с учетом того, что они имеют элементы новизны.
Как методические приемы, затрудняющие условия выполнения, используют «смежные задачи» (например, выполнение разбега для прыжка в длину с привычной, несколько увеличенной или уменьшенной длиной шага); «контрастные задачи» (например, броски мяча в цель с резко отличного расстояния, с 5 и 10 м); временное исключение зрительного контроля (ведение мяча с закрытыми глазами).
Быстрота движений – это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и их специфичность, этот термин в настоящее время заменяется термином «скоростные способности».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вершинин М.А. Целесообразный порядок использования подвижных игр в период подготовки детей к обучению в школе / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - N 4. - С. 28-30.
2. Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников [Текст] / Л.Н. Волошина. – Белгород: Бел ИРО, 2017. – 51 с.
3. Волошина Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: монография / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. – Белгород, ООО «ГИК», 2017. – 180 с.
4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.; Издательский центр "Академия", 2012. - 288 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения./Под ред.А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
7. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.
8. Завьялова Т. П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: учеб. – метод. Пособие / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. –Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. -128 с.
9. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2013. – 272 с.
10. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007
11. Кулькова И.В. Физические качества - важная составляющая формирования двигательных умений и навыков / И. В. Кулькова, М. Д. Рипа / Физическая культура в школе. - 2015. - № 4. - С. 45-52.
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - М.: Изд-во, Советский спорт, 2010. - 464 с.
13. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2010. – 224 с.
14. Лустина Е.А. Игры и развитие детей / Е.А. Лустина. - М.: Изд-во Дрофа, 2014. - 145 с.
15. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2012. – 525 с.
16. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной психологии и физиологии [Текст] / А.А. Маркосян. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд./ Л.П. Матвеев. - СПб.: Издательство «Лань». - 2012. - 160 с.
18. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. Вузов [Текст]/ под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2010. – 200 с.
19. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов / С.Д. Неверкович. – М.: Академия, 2010. – 528 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2011. - 512 с.
21. Педагогика детства: Петербургская научная школа [Текст]/. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2015. – 297 с.
22. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студ. пед вузов/ М.Р.Сапин , З.Г.Брыксина- Москва: Академия, 2002.
23. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособия для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2 – 4 лет [Текст]/ С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 144 с.
24. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Просвещения, 2013.
25. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003
26. Яковлев В.Г. Подвижные игры | В.Г. Яковлев. - М.: Изд-во Просвещение, 2013. – 134 с.