Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Они предопределяют успешность деятельности компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Актуальность исследования аспектов внутренней среды организации состоит в том, что ее изучение дает руководству организации возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупреждать возникновение возможных проблем.
Целью работы, исходя из ее актуальности, является рассмотрение теоретических основ внутренней среды организации и анализ внутренней среды конкретного предприятия.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие внутренней среды организации, ее элементы и методы проведения ее анализа;
- проанализировать внутреннюю среду конкретной организации (на примере ООО «КрымЭкоПлитка»);
- выработать рекомендации по устранению выявленных недостатков внутренней среды исследуемого предприятия.
Объектом данного исследования является внутренняя среда организации, предметом – методы и инструменты проведения анализа внутренней среды организации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы исследования внутренней среды организации
1.1. Понятие внутренней среды организации и ее составляющие
Современная организация представляет собой сложную органическую систему. Все, что находится внутри такой системы, называется внутренней средой (ресурсным потенциалом) организации.
Согласно определению Виханского О.С., внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. [3, с.26] Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Внутренняя среда экономических организаций включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Рассмотрим каждый из элементов внутренней среды организации подробнее.
Цели. Любую организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Основной целью работы большинства организаций (коммерческих) является получение прибыли. Данное положение помимо всего прочего зафиксировано в ГК РФ (ст. 50 ч. I). [1]
Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но больше уделяют внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. [3, с. 28]
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда. На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей.
Технология, как фактор внутренней среды подразумевает стандартизацию и механизацию. То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.
Согласно классификации технологий организации по Джоан Вудворд выделяют три категории технологий: [6, с. 48]
Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.
Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает другие три категории технологий не противоречащие трем предыдущим: [6, с. 49]
Многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Типичный образец - сборочные линии массового производства.
Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.
Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.
Нельзя назвать какой-то один тип технологии лучше другого. В одном случае может быть более приемлем один тип а в другом более подойдет противоположный. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.
Персонал. Человеческие ресурсы (люди) являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В силу такого положения персонал является главным ресурсом любого предприятия.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Веприкова М. Я. Исследование внутренней среды организации в период нестабильной экономической ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1231-1235.
3. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- 5-е изд. стереотипн. – М.: Магистр: ИНФРА М, 2014. – 576 с.
4. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие /В.М. Власова. – М.: Финансы и статистика,2011. – 514с.
5. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 264 с.
6. Головков А.Н. Теория внутренней и внешней среды в управлении процессами интеграции бизнеса/ А.Н. Головков // Российское предпринимательство. – 2011. – № 12 – С. 46-51.
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 638 с.
8. Костина Г.Д., Хотимский Ю.А. Способы укрепления кадрового потенциала / Г.Д. Костина, Ю.А. Хотимский // Кадры предприятия. – 2013. - №12 – С. 23-25.
9. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. / Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012 – 672 с.
10. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» /В.Н. Парахина, Т. М. Федоренко. – М.: Кнорус.-2014. –296 с
11. Петров В.В. Стратегическое управление: Учеб. пособие. Модуль 4, – Саратов: Сарат. гос.техн. ун-т, 2004. – 288 c.
12. Рынок резиновой крошки в России 2010-2020 гг. Показатели и прогнозы // Маркетинговое исследование РБК http://marketing.rbc.ru/research/562949992282408.shtml
13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. — Минск: Новое знание, 2014. — 320 с.
14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов - М.: Маркетинг, 2015 . - 892с.
15. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. —М.: Бизнес-школа «Интел — Синтез», 2009. С. 277-298.