Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема правовых актов управления всегда занимала одно из центральных мест в теории административного права
В современных условиях в связи с кардинальными изменениями, происходящими в административно-политической, экономической, социальной и других сферах государственного управления, постоянно возрастает актуальность проблемы правовых актов как основной юридической формы управленческих решений, обеспечивающей осуществление управленческой деятельности и исполнительной власти. В связи с этим в настоящее время в науке административного права большое внимание уделяется изучению названной проблемы
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с актами государственного управления.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие принятие и действие актов государственного управления, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится изучение понятия и юридического значения актов государственного управления.
• рассмотреть понятие и признаки актов государственного управления;
• изучить юридическое значение актов государственного управления;
• исследовать практическую реализацию актов государственного управления;
• проанализировать недействительность актов управление.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
1. Понятие, признаки и значение актов государственного управления
1.1. Понятие и признаки актов государственного управления
Из определения правового акта управления (административный акт) следует, что это основанное на законах одностороннее, юридически-властное волеизъявление уполномоченного представителя исполнительной власти, которое направлено на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности. Для более детального исследования понятия государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - регистрация прав) следует его рассмотреть и в качестве правового акта управления.
Правовая природа правового акта управления являет собой вариант юридического оформления управленческих решений. В свою очередь, субъект системы исполнительной власти (орган или должностное лицо) путем его издания решает возникающие в процессе управленческой деятельности общие или индивидуальные вопросы с целью реализации поставленных задач. В этом случае правовые акты управления издаются только полномочными субъектами системы исполнительных органов власти в пределах компетенции. Правовой акт управления, в сущности подзаконный акт, издается исключительно полномочным субъектом, представляющим исполнительную власть, и исключительно в соответствии с Конституцией РФ, иными нормативными правовыми актами.
Правовой акт управления проявляет в себе властную природу государственно-управленческой деятельности, т.к. это волеизъявление, характеризующееся как одностороннее и юридически властное, изданное соответствующим представителем исполнительной власти, находит свое выражение именно в нем.
Юридически властное предписание субъекта исполнительной власти обязательно для лица, к кому оно адресовано, оно закрепляет правило поведения в сфере государственного управления. Отметим, что правовой акт управления предназначен для создания юридической основы для возникновения, изменения или прекращения публичных или частных общественных отношений (содержит соответствующие административно-правовые нормы), либо предназначен для установления юридического факта, который непосредственно порождает, изменяет или прекращает конкретизированные в норме правоотношения. Правовой акт управления требует издания в форме письменного юридического документа, что вызывает необходимость следования определенным, официально установленным правилам (процедурам), которые предусматривают особый порядок подготовки и обсуждения проекта, проведения экспертиз, утверждения и т.д. Но правовые акты управления могут быть выражены и в устной форме (к примеру, в служебных отношениях между непосредственным руководителем и подчиненным ему служащим). Правовые акты управления нередко характеризуются и как конклюдентные повеления, не имеющие характера письменного акта (сигналы светофора, свисток сотрудника полиции, дорожный знак и т.п.).
Следует заметить, что в большей своей массе конклюдентные повеления не рассматриваются в качестве правовых актов управления, т.к. в них получают опосредствованное выражение соответствующие административно-принудительные меры, направленные на обеспечение общественной безопасности и порядка в сфере государственного управления. В свою очередь, неисполнение этих предписаний может за собой явить издание правового акта.
Правовые акты управления по всеохватности их воздействия не могут быть ограничены только сферой государственного управления. Зачастую ими регламентируются индивидуальные стороны или особенности общественных отношений, компонующих предмет не только административного, а прочих отраслей отечественного права. Превалирующе это касается финансовых, трудовых, частично земельных, природоохранительных и других видов общественных отношений.
Возвращаясь к самому понятию и признакам правового акта управления, следует отметить, что существенная сложность в формулировании понятия правового акта управления (административного акта) обстоит в отсутствии его законодательно закрепленного термина отечественным законодателем. С тем, формулируя такое понятие, ученые исходят зачастую из хронологически сформировавшейся теории административного акта, т.е. принимают за основу его базальные признаки, которые многогранно характеризуют данный административно-правовой феномен. С принятием указанных доминант представляется возможным дать следующую формулировку понимания правового акта управления.
Административный акт (правовой акт управления) - правовой акт, предназначенный для регулирования управленческ
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147,
5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
7. Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2014 N 648-р «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Почта Крыма» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (ч. 4), ст. 2249.
8. Распоряжение Правительства РФ от 13.10.2015 N 2041-р «О списке кандидатов для избрания в качестве представителей Российской Федерации в совет директоров открытого акционерного общества «Росагролизинг»« // Собрание законодательства РФ, 19.10.2015, N 42, ст. 5848.
9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. N 1.
10. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2012 N АКПИ12-312 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 2015 г. N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 3, март, 2016.
12. Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2014. N 6.
13. Абдурахманов А.А. Правовые акты управления в механизме административно-правового регулирования общественных отношений. Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2005. С. 4.
14. Байрамов А.Х. Деятельность прокуроров по обеспечению законности в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. N 10. С. 945.
15. Братановский С.Н., Деменчук Д.В. Обеспечение законности в государственном управлении. М., 2015. С. 27.
16. Воронин И.К. Теоретико-правовые аспекты правового акта управления (на примере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) // Административное и муниципальное право. 2016. N 2. С. 126.
17. Глушенков А.А. Административно-правовые формы и методы государственно-правленческой деятельности // Совершенствование административно-правового обеспечения деятельности сотрудников ОВД; научно-практическая конференция (2011, Орел). Изд-во: ОрЮИ МВД России, 2012. С. 41 - 46.
18. Кашанин А.В., Тихомиров Ю.А., Третьяков С.В. [и др.] Правовые акты: оценка последствий: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2011. С. 51.
19. Концевой А.В. К вопросу об оспаривании прокурором нормативных правовых актов, не обладающих юридической силой, в рамках главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Юрист. 2011. N 23. С. 41 - 45.
20. Лупарев Е.Б. Некоторые проблемные вопросы внесудебного оспаривания государственных административных актов // Административное право и процесс. 2015. N 9. С. 39.
21. Лученко Д.В. Обжалование административных актов в свете практики Страсбургского суда // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 86.
22. Пахомов М.С. Конклюдентные действия в сфере реализации права // Вестник Московского университета МВД России. М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2009. N 4. С. 116.
23. Пахомов И.Н. Последствия несоблюдения требований, предъявляемых к актам советского государственного управления // Ученые записки Львовского государственного университета им. Ивана Франко. Т. XXXVIII. Вып. 3. С. 17.
24. Студеникина М.С. Нормативные правовые акты управления как форма реализации исполнительной власти // Административное право и процесс. 2014. N 2.
25. Ястребов О.А. Публичный субъект и частный субъект административного права // Вестник Московского университета МВД России. М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. 2010. N 1. С. 175 - 176.