Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Роль дидактических игр в развитии школьников
1.1 Классификация и структура дидактических игр
Дидактическая игра - это деятельность, организованная в процессе обучения с целью развития познавательного интереса посредством эмоци-ональной окраски игровой деятельности, основанной на имитации или символическом моделировании изучаемых явлений и процессов.
В результате такой игры у участников вырабатываются конкретные знания, а также соответствующие навыки и умения для творческого ис-пользования. Одним из важнейших показателей полноты решения научной проблемы является ясность и нечеткость понятийного аппарата. Это отно-сится и к термину «дидактическая игра». Обилие различных названий яв-лений, по сути, одного порядка и цели, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагоги-чески адекватной классификации игровой деятельности [12].
Необходимо проанализировать существующую классификацию игр и прояснить ее на основе используемых терминов. Следует отметить, что в дидактике до сих пор нет единой классификации дидактических игр, и практически каждый исследователь дает свою систематизацию.
Существующие классификации различают два типа игр: естественные игры и искусственные игры. Под естественными играми понимаются игры, в которых человек не участвует. Это игры высших животных и игры детей на ранней стадии онтогенеза.
Искусственные игры - это продукт человеческого творчества, со-зданный для достижения самых разных целей. Существующая в настоящее время теория естественных игр является основой для построения теории искусственных игр. В то же время исследователи используют разные под-ходы к дальнейшей систематизации игр, исходя из разных оснований клас-сификации.
Наиболее полная систематизация игр представлена в работах П.И. Пидкасистого и его учеников. В соответствии с этой классификацией игры делятся на продуктивные и детские игровые классы. Трудно согласиться с распределением продуктивных и детских игр, потому что количественные результаты в детских играх также могут быть достигнуты.
Еще одним недостатком этой классификации является то, что она не определяет местонахождение символических игр (Рис.1). В настоящее вре-мя существует ряд классификаций, которые проводятся по разным причи-нам. Одни рассматривают включение дидактических игр в учебный про-цесс как основу и показывают роль игровых элементов в выработке опре-деленных навыков, другие рассматривают основу для классификации мо-тива деятельности, третьи рассматривают функции, выполняемые дидакти-ческими играми при изучении определенной темы [15].
Итак, Л.И. Смагина, В.В. Трускавец, беря за основу период вовле-ченности в образовательный процесс, делят игры на:
- игровые минуты;
- игровые эпизоды;
- уроки игры.
А.А. Барановым, Г.А. Ляпиной, М.В. Сторониным за основу класси-фикации взяты функции, выполняемые дидактическими играми в образо-вательном процессе. Итак, Г.А. Ляпина делит игры, используемые в обра-зовательном процессе, на дидактические и сюжетно-повествовательные. М.В. Порошин делит дидактические игры на две группы:
- подготовительный курс;
- творчески.
Рис. 1 – Классификация игр
В образовательном процессе важен вид деятельности, вызванный иг-рой. Е.Е. Селецкая предложила классификацию, основанную на характере деятельности учащегося. Тип деятельности определяется дидактическим заданием. Кроме того, по мере усложнения учебных задач правила услож-няются, что приводит к усложнению структуры познавательной деятельно-сти. Это, в свою очередь, усложняет логические операции, выполняемые с учащимися, и требует, чтобы они обращались к более крупной исходной базе данных, содержащей большее количество логических операций.
В этой классификации выделяются следующие:
- репродуктивно-дидактические игры;
- частично-поисковые системы;
- поиск в поисковых системах;
- творческий подход без элементов ролевой игры;
- творческий подход с элементами ролевой игры.
Более того, при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти ди-дактические игры, в которых знания разыгрываются в игровых ситуациях для развития необходимых навыков и умений, недолговечны. Повторяю-щиеся дидактические игры предполагают наличие шаблона в решении ди-дактической задачи и имитируют его во время работы.
Познавательная деятельность учащихся направлена на закрепление отдельного объема знаний, на развитие необходимых навыков и умений. Частично дидактические поисковые игры хоть и основаны на имеющихся знаниях, но способствуют их преобразованию в умения и навыки, но их содержание может содержать элементы поиска, они содержат сложные за-дания. Во время своей работы ученики выполняют несколько логических операций, выполняя небольшой поиск [13].
В этом случае учащийся сталкивается с необходимостью правильно подобрать материал и использовать его в определенной последовательно-сти. Характерной особенностью дидактических поисковых игр является дальнейшее усложнение учебных заданий, вовлечение учащихся в дея-тельность, включающую элементы исследования. По мере усложнения учебных задач учащийся оказывается вовлеченным в более независимую организацию своих знаний. Этот урок готовит учеников к творчеству.
Творческие дидактические игры обеспечивают ученику самостоя-тельность. Выявляя причинно-следственные связи и зависимости, ученик имеет возможность самостоятельно раскрыть некоторые аспекты изучае-мых явлений и углубиться в содержание своей познавательной деятельно-сти.
Некоторые творческие игры включают в себя импровизацию уча-щихся, которая называется креативной с элементами ролевой игры. Пожа-луйста, обратите внимание, что к этим играм нельзя подходить однознач-но. Игра хороша тем, что ее можно использовать для объединения всех видов деятельности. Рассмотренная классификация игр в педагогическом плане достаточно подробна, связана с организацией различных видов дея-тельности. Довольно интересная и подробная классификация дана Т. А. Шукуровым. Данная классификация интересна тем, что игры рассматри-ваются в трех аспектах:
- процессуальный;
- административный;
- социально-психологический.
В процедурном аспекте в классификации игр выделяют четыре направления:
1. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
- репродуктивный;
- конструктивный;
- творческий.
2. Следуя логике чередующихся этапов игры:
- индуктивный - движение от знания более низкой всеобщности к знанию более высокой всеобщности;
- дедуктивный - движение от более высокого знания к более низкому общему знанию;
- традиционный - движение от некоторой степени общности к новому знанию той же степени общности.
3. По методу принятия решений с течением времени:
- дискретный - со сжатыми интервалами для принятия решений в иг-ре;
- непрерывный - предоставляет постоянные возможности для взаи-модействия с игровым подходом при принятии решений;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Арсланбаева В.Р., Шмелёва Н.Г. Ознакомление младших школьников с геометрическим материалом // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 1. – № 65. – С. 396-400.
3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
4. Борзенкова О.А., Трифонова Н.В. Методические условия фор-мирования геометрических понятий младших школьников на уроках ма-тематики // В сборнике: Педагогика городского пространства: теория, ме-тодология, практика. – С. 224-231.
5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с.
6. Драко, М. Игры-головоломки: Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.
7. Драко, М. Игры-головоломки: Колумбово яйцо. Листик. Мон-гольская игра / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.
8. Драко, М. Игры-головоломки: Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино / М. Драко. М.: Попурри, 2009. - 56 с.
9. Дубровский В.Н., Калинин А.Т., Математические головоломки / В.Н. Дубровский, А.Т. Калинин. M.: Знание, 1990. - 152 с.
10. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обуче-ния. - Ярославль: Академия развития, 1997.
11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Про-свещение, 1982. - 128 с.
12. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математиче-ским содержанием. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с.
13. Ходакова Н.П., Зенкина О.Н. Развитие одаренности младших школьников в рамках изучения курса информатики в системе начального и общего образования // Одаренный ребенок, 2015, №4. – С.30-42
14. Чернова Ю.О., Резникова Е.В. Формирование геометрических представлений на уроках математики у младших школьников // В сборни-ке: Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. – Челябинск, 2016. – С. 183-189.
15. Шмаков С.А., Учимся, играя / С.А. Шмаков. М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.