Фрагмент для ознакомления
2
Важность современных университетов связана с большим количеством показателей. Наиболее важными из них являются обеспечение эффективных программ академической мобильности, качество предоставляемых образовательных услуг и высокий уровень преподавательского состава. В то же время организация такого рода деятельности, так или иначе, зависит от цифровизации высшего образования. Совершенствование высшего образования предполагает использование современных технологий, что требует изменения образовательной среды и содействия получению более качественного образования выпускниками университетов.
Для того чтобы быть конкурентоспособными в цифровой среде и гибко воспринимать технологические инновации, необходимо преобразовать систему высшего образования. Если рассматривать этап внедрения IT-технологий в образовательный процесс, то можно выделить два основных периода - компьютеризацию и информатизацию. В первом случае речь идет о компьютерной грамотности, а во втором - об информационных технологиях, которые сначала объясняются как использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, построение информационной среды и организация электронного документооборота, а затем как способ изменения содержание, методы и организационные компоненты воспитательной работы, позволяющие выпускникам адаптироваться к условиям жизни в информационном обществе.
Появление новых технологических решений (искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, машинное обучение) и взрывной рост объема данных не позволяют использовать информационные технологии для описания этих процессов. Объект исследования курсовой работы – вуз Предмет исследования курсовой работы – мероприятия системы цифровой трансформации вуза.
Цель работы: анализ проблем цифровой трансформации вуза с позиции финансового аспекта.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть становление и развитие цифровой среды в современном обществе;
описать направления цифровой трансформации вузов;
привести организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
проанализировать проблемы цифровой трансформации вуза
Теоретическими и методологическими основами явились фундаментальные теории: институциональная теория, теория общественного выбора. Для решения поставленных задач в работе применялся институциональный подход для анализа, системный и статистический анализ для количественной оценки эффективности функционирования объекта исследования. В процессе написания работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод.
Информационной базой исследования явилась учебная и периодическая литература, монографии российских ученых, материалы специальных периодических изданий, а также данные объекта исследования.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы, статистические данные, так и вторичный анализ результатов экономических исследований.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из двух глав, введения, заключения и библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
1.1. Становление и развитие цифровой среды в современном обществе
Социальную жизнь современного человека, его деятельность, образование, личностное и профессиональное развитие уже немыслимо представить вне коммуникативных взаимодействий с информационной средой, и сейчас все чаще говорят, что это цифровая среда, в которой используются такие термины, как: информационное пространство, киберпространство, интернет-среда, медиапространство.
Цифровая среда - это система условий и возможностей, которая предполагает наличие информационно–коммуникационной инфраструктуры и предоставляет человеку набор цифровых технологий и ресурсов для самореализации, личностного и профессионального развития, решения различных бытовых и профессиональных проблем [20, с. 61].
Цифровизация интегрирована во все области цифровых технологий, включая взаимодействие человека и промышленности, производство предметов домашнего обихода, детских игрушек, одежды, компьютерных сетей, физики и биологии. Цифровые технологии включают Интернет и сеть, роботизированные системы, искусственный интеллект, крупномасштабные информационные технологии, аддитивные технологии, которые представляют собой облачные вычисления, а также мобильные аппаратные технологии, биометрию, блокчейн. Потребитель цифровых технологий - это все человечество, процесс охватывает все страны, предприятия и граждан
Цифровизация является одним из основных факторов глобального экономического роста в ближайшие 5-10 лет. Новые продукты и услуги стимулируют спрос не только за счет экономии времени посредством добавления нового качества и новых цен, но и за счет повышения производительности и конкурентоспособности непосредственно на цифровой основе. Цифровая экономика - это экономика, в которой цифровая информация является основными факторами (инструментами): количеством, использованием ее ресурсов, производительностью и т. д. [13, с. 77].
Цифровое общество - это общество, которое ставит перед собой общие экономические и социальные цели для удовлетворения оперативных и эффективных потребностей общества в целом. Экономический сектор охватывает всю деятельность в области цифровой экономики: государственную и частную; финансовую, экономическую; и сектор товаров и услуг. Цифровой приоритет - это тенденция к развитию цифровых технологий, ключевым элементом процесса оцифровки является информация.
Информационная среда - это совокупность (или система) условий и влияний, которые обеспечивают возможность удовлетворения потребностей человека в различных видах информационного взаимодействия с окружающей средой и с людьми, которые ее представляют.
Цифровая среда - это часть информационной среды, которая обеспечивает возможность удовлетворения потребностей человека в различных видах информационного взаимодействия с окружающей средой и представления их с помощью цифровых ресурсов (программ, платформ и т. д.) [19, с. 126].
Наиболее близким к цифровой среде является концепция нематериальной виртуальной реальности, которая сенсорно подобна материальной реальности, условно воспринимается как материальная и обладает свойствами, позволяющими однозначно идентифицировать ее различными субъектами. При этом современный научно–психологический дискурс не ограничивается этими понятиями, информатизация, прежде всего образование, является важной государственной задачей.
Информационная среда характеризуется чрезвычайно большими и практически неконтролируемыми объемами информации, значительная часть которой, к сожалению, неверна. Соответственно, «экранная» (цифровая) информация и информация из традиционных (сейчас все менее популярных) источников накладываются друг на друга; поверх них накладывается большое количество рекламы и другой информации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Н. В. Методы повышения эффективности продаж на основе аналитических компонентов интернет-маркетинга / Н. В. Алексеева, Н. В. Казакова, М. В. Сазонова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – С. 8-15.
2. Анискин С. С. Кибербезопасность как один из трендов цифровой экономики России / С. С. Анискин, В. Ю. Селедцов //Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2019. – № 12. – С. 28-31.
3. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
4. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
5. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
6. Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17–22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2019. – 592 с.
7. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.
8. Власова М. А. Некоторые аспекты внедрения цифровых технологий в базовых секторах экономики России / М. А. Власова //Друкеровский вестник. – 2019. – № 1 (27). – С. 106-116.
9. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
10. Гатилова И. Н. Тенденции и перспективы развития цифровой экономики России на современном этапе / И. Н. Гатилова, Н. В. Заболотная, Л. В. Коптелова //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – № 2 (81). – С. 85-99.
11. Евтянова Д.В., Тиранова М.В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики // Науковедение. – 2017. – Т. 9. – №6. – с. 96-101.
12. Зуева З.В., Катровский Ю.А. Использование цифровых технологий в управлении персоналом//Бизнес-образование в экономике знаний. № 2, 2021. – с. 64-68.
13. Кошевенко С.В. Цифровизация трансформации мировой экономики // Экономический журнал. – 2020. – № 3(51). – c. 77-91
14. Крупенский Н.А. Цифровая торговля: текущее состояние и перспективы развития в России и странах – членах ЕАЭС// Торговая политика, 2020, № 1. – с. 15-24.
15. Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Кондратьев А.Д., Романцов М.В. Устойчивое развитие и цифровизация: необычный кризис COVID-19 требует оригинальных решений // Вестник международных организаций. – 2021. – Т. 15. – № 4. – С. 91–114.
16. Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Логинова А.Д., Лавровский Е.П., Понедельник И.В. Опыт локализации и внедрения целей устойчивого развития в странах – лидерах в данной сфере // Вестник международных организаций. 2020. – Т. 14. – № 1. – С. 207–224.
17. Линдер Н.В., Крылова Д.С. Влияние социальных сетей на рост компаний малого и среднего бизнеса // Стратегии бизнеса. 2019. – № 12 (44). – С. 94-99.
18. Лужнова Н.В., Береговая И.Б., Тарануха И.А. Выбор инструментов продвижения в процессе организации рекламной кампании в сети Интернет // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – №2. – С. 19-22.
19. Миронова О.А., Богданова Р.М. SMM-продвижение , как эффективный инструмент маркетинга в условиях цифровизации экономики//Вестник Ростовского государственного экономического университета. – 2020. – № 1. – с.126-132.
20. Рябов А.Н. Консолидация научного знания в технологии машиностроения инструментами четвертой промышленной революции// Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2019. – № 2 (49). – С. 61-65.
21. Томский политехнический университет : официальный сайт. – Томск. –URL: https://tpu.ru/university/ (дата обращения: 11.02.2024). – Текст : электронный.