Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Средства выражения эмоциональной оценки как объект междисциплинарных и лингвистических учений
В сфере лингвистических и междисциплинарных исследований инструменты эмоциональной оценки выступают в качестве центрального объекта изучения, позволяя установить связь между языком и когнитивными процессами, лежащими в основе человеческой эмоциональности. Исследование эмоциональной оценки в рамках когнитивной лингвистики и психолингвистики раскрывает взаимосвязь между языковыми выражениями и ментальными операциями, которые порождают и интерпретируют эмоции. Эта взаимосвязь имеет ключевое значение для понимания способов, с помощью которых люди передают и воспринимают аффективные состояния через язык.
Когнитивная лингвистика с ее акцентом на концептуализации и понимании языка в связи с ментальными структурами и процессами обеспечивает благодатную почву для изучения механизмов, с помощью которых эмоциональная оценка кодируется и декодируется лингвистически. Когнитивный подход утверждает, что язык глубоко переплетен с ментальными способностями, предполагая, что средства выражения эмоциональной оценки являются не просто лингвистическими артефактами, но также укоренены в человеческом разуме [Апресян В.Ю., 2005, с. 12-17].
Психолингвистика обогащает эти исследования, углубляясь в психологические аспекты обработки языка, в частности в то, как эмоции кодируются в языке и как они влияют на его понимание и производство. Она проясняет когнитивные и аффективные процессы, связанные с использованием языка для эмоционального выражения, подчеркивая роль языка как инструмента для конструирования и интерпретации эмоциональных состояний [Ковшова М.Л., 2020, с. 37-56].
Междисциплинарность этих подходов подчеркивает сложность эмоциональной оценки в языке, показывая ее как явление, выходящее за рамки простого лексического выбора и охватывающее широкие когнитивные и психологические измерения человеческого опыта. Отдельные ученые вносят свой вклад в этот дискурс, предлагая понимание типологий и семантических сдвигов в лексическом поле эмоций, тем самым обогатив наше понимание того, как эмоциональные состояния артикулируются и воспринимаются в языковых контекстах [Колясева Т.Ю., 2008, с. 2; Иоанесян Э.Р., 2018, с. 43-55].
Кроме того, в трудах Ю.А. Волковой об эмоциональных концептах типа «ненависть» как кластере эмоционального лексикона и Л.Г. Бабенко о лексических средствах обозначения эмоций освещаются нюансы того, как язык служит вместилищем для проявлений человеческой аффективности. Данные исследования подчеркивают значение языка как средства для выражения и понимания эмоций, укрепляя взаимозависимую связь между языковыми формами и когнитивно-эмоциональными процессами [Волкова Ю.А., 2018, с. 23-30; Бабенко Л.Г., 2005, с. 12-17].
Таким образом, изучение механизмов эмоциональной оценки в рамках когнитивной лингвистики и психолингвистики не только обогащает наше понимание роли языка в выражении и интерпретации эмоций, но и подчеркивает неразрывную связь между языковыми выражениями и когнитивно-психологическими основами эмоционального опыта.
Прояснить ключевую роль эмоциональной оценки в коммуникативной функции языка, подчеркивая взаимосвязь между языковыми выражениями и социальными взаимодействиями, можно через призму социолингвистики и прагматики. Так, социолингвистическая перспектива, сосредоточенная на вариациях и использовании языка в социальных контекстах, показывает, что эмоциональная оценка является не только отражением индивидуальных психологических состояний, но и важным компонентом социальной сигнализации и групповой динамики.
Например, исследование выразительных средств эмоциональной оценки в произведениях Д.И. Стахеева подчеркивает нюансы эмоциональных оттенков в текстовой коммуникации, служащей для передачи не только информации, но и межличностных позиций и установок. Речь идет о том, что эмоциональная оценка в языке действует на нескольких уровнях, влияя не только на семантическое содержание, но и на прагматические аспекты коммуникации [Колясева Т.Ю., 2008].
Обогащает этот анализ типология семантических сдвигов в эмоциональной лексике, разработанная Э.Р. Иоанесяном, где демонстрируется динамическая природа эмоциональных выражений в языке. Его работа свидетельствует о том, что эмоциональные термины могут претерпевать семантическую эволюцию, отражая изменения в общественных установках и межличностных отношениях [Иоанесян Э.Р., 2018].
Через призму эмоциональной оценки рассматривается и прагматический аспект, связанный с использованием языка в контексте и интерпретацией высказываний за пределами их буквального значения. Так, изучение эмоциональной лексики и ремарок в романе А.П. Чехова «Иванов» показывает, как эмоциональные выражения выполняют прагматические функции: сигнализируют о намерениях говорящего, модулируют силу речевых актов, управляют межличностными отношениями [Ковшова М.Л., 2020].
Такие выводы подтверждаются трудами ученых, которые исследуют психологические основы эмоций и их метафорических репрезентаций в языке. Их выводы способствуют более глубокому пониманию того, как эмоциональная оценка встраивается в когнитивные процессы, связанные с производством и пониманием языка, влияя не только на семантическое содержание высказываний, но и на их прагматические последствия [Анохин П.К., 1984; Апресян В.Я., 2005].
Таким образом, анализ эмоциональной оценки с точки зрения социолингвистики и прагматики раскрывает ее многогранную роль в коммуникативной функции языка. Эмоциональные выражения тесно связаны с социальным контекстом и межличностной динамикой, служа не только для передачи личных чувств, но и для выполнения ключевых прагматических функций в коммуникации. Сочетание эмоциональной оценки с социолингвистическими и прагматическими соображениями обогащает понимание языка как сложного инструмента человеческого взаимодействия, в котором эмоциональные выражения играют решающую роль в передаче смыслов, управлении отношениями и навигации по социальному ландшафту.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Айпин Е.Д. Собрание сочинений: в 4 т. СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014 Т. 1. 286 с.
2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций: тексты. М., 1984 288
3. Апресян В.Ю. Семантические типы эмоциональных метафор. Эмоции в языке и речи. М., 2005 С. 12–17.
4. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та. 1989 г. 184 с. [file:///C:/Users/User/Downloads/emotions_russian_language.pdf] (Дата обращения: 09.11.2021)
5. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2007 592 с.
6. Волкова Я.А. «Ненависть как кластерный эмоциональный концепт»/ Я.А. Волкова // Эмоциональная сфера человека в языке и коммуникации: синхрония и диахрония: Материалы междунар. конф-ции, М., 11.10. 2018 года / ФГБУ Институт языкознания РАН. – М.: Изд-во "Канцлер", 2018. – с. 23-30. – EDN YLYJNR.
7. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке: Сборник статей по языкознанию. — М.: Наука, 1958. — С. 103-124. (Дата обращения: 29.11.2021)
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического анализа. М., 2008 144 с.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.,1995. 540 с.
10. Гридин В.Н. Экспрессивность // Лингвистический энциклопедический словарь / подгот. Г.В. Якушева [и др.] ; гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд., доп. М.: Большая Рос. энцикл., 2002 С. 591
11. Иоанесян, Е. Р. К типологии семантических переходов в лексическом поле эмоциональных состояний / Е. Р. Иоанесян // Эмоциональная сфера человека в языке и коммуникации: синхрония и диахрония: Материалы международной конференции, Москва, 11 октября 2018 года / ФГБУ Институт языкознания Российской академии наук. – Москва: Издательство "Канцлер", 2018. – С. 43-55. – EDN YLYJBJ.
12. Ковшова М. Л. Эмоциональная лексика и ремарки эмоций в пьесе А.П. Чехова "Иванов" / М. Л. Ковшова // Эмоциональная сфера человека в языке и коммуникации: синхрония и диахрония ― 2020: Мат-лы междунар. конф-ции, М., 27.10. 2020 года. – Москва: ФГБОУН Институт языкознания РАН, 2020. – С. 37-56.
13. Магомедова С.М. Междисциплинарный подход к исследованию Эмотивный концепт // Евразийский Союз Ученых. Серия: Языкознание и литературоведение. 2015 № 3 (12). С. 60–62.
14. Маслечкина С. В. Выражение эмоций в языке и речи. – Журнал «Вестник Брянского госуниверситета» №3. 2015 г. [https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-emotsiy-v-yazyke-i-rechi/viewer] (Дата обращения: 07.11.2021)
15. Овсянникова В.В. К вопросу о классификации эмоций: категориальный и многомерный подходы// Финансовая аналитика: проблемы и решения. Серия: Психологические науки. 2013 С. 43–47.
16. Паничева П.Н. Характеристика эмоциональной оценки и ее реализация в восклицательном предложении // Вестник Пятигорского гос. Лингвист. ун-та. Молодежное приложение. Пятигорск, 2003 С. 86-91.
17. Плампер Я. История эмоций. М., 2018 568 с.
18. Реформатский А. А. Введение в языковедение – М.: Аспект Пресс, 1996. – 536 с. [https://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/reformatsky_aa/reformatsky.pdf] (Дата обращения: 18.11.2021 )
19. Романова Т.В. Модальность. Оценка. Эмоциональность: Монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008 309 с.
20. Стернин И.А., Просовецкий Д.Ю. Эмоция и оценка в семантике слова / Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2018, №4. С. 75-96. URL: http://tverlingua.ru/archive/054/3_54.pdf (дата обращения: 14.05.2021).
21. Т.Ю. Колясева СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
22. Худяков И.Н. Об эмоционально-оценочной лексике // Филологические науки. 1980 145 с.54
23. Цоллер В.Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика // Филологические науки. 1996 №6. С. 63-71.
24. Цынк С.В. Оценочные прилагательные при именах собственных в публицистике А. И. Солженицына. Отечественная филология (Прежнее название: «Вестник МГОУ. Серия: Русская филология»). 2022;(4):60-71. https://doi.org/10.18384/2310-7278-2022-4-60-71
25. Шаховский В. И. Типы значений эмотивной лексики. – Научный журнал «Вопросы языкознания» №1. 1994 г. [https://vja.ruslang.ru/ru/archive/1994-1/20-25] (Дата обращения: 09.11.2021)
26. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка // Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1987 C. 72–74.
27. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М. : Гнозис, 2008.415 с.
28. Шаховский В.И. Эмоции как объект исследования в лингвистике // Вопросы психолингвистики. Серия: Языкознание и литературоведение. 2009 С. 29–42.
29. Шаховский В.И., Сорокин, Ю.А., Томашева, И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология) // Волгоград: «Перемена». 1998 С. 148