Фрагмент для ознакомления
2
Россия всегда привлекала множество туристов, многие иностранцы приезжают посетить самые разные регионы нашей страны. Россия поражает иностранцев всем: людьми, природой, архитектурой.
Актуальность работы выражается в том, что записки иностранцев позволяют нам взглянуть на историю нашей страны под другим углом, увидеть стороны, на которое российские историки могут не обратить внимания.
В работе рассматриваются произведения иностранных авторов, которые посетили Россию в XIX веке и сохранили свои воспоминания в письмах, мемуарах. Эти воспоминания печатались в крупнейших европейских странах – Франции, Германии, Голландии. Высокий интерес обуславливался тем, что в этот период времени Россия оказывала большое влияние на Европу. Бурно развивались политические, экономические, военные, культурные связи между Россией и европейскими странами. Во время правления Николая I иностранцы были обычным явлением. В связи с этим высокий интерес иностранцев к России, к событиям, происходящим в ней был объясним.
Многие произведения иностранцев содержат уникальные сведения. Многие стороны привычной жизни не фиксировались российскими деятелями, так как были привычны и незаметны. А именно эта сторона жизни была интересна иностранцам: повседневные занятия и праздники, будничные дела.
Иностранцы стремились подробно описать привлекавшие их явления, и точность и достоверность их произведений достаточно высока. Значительная часть произведений была посвящена бытовой стороне жизни российского общества, особенно расписывалось гостеприимство. Ведь иностранные путешественники на себе испытывали и русские дороги, транспорт, гостиницы кухню и тд.
Но не стоит забывать, что оценки иностранцев носят весьма субъективный характер и зависят от личных пристрастий, политических взглядов и иных убеждений.
Целью работы является изучение представлений иностранцев о российском государстве и обществе первой половины XIX в.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть Россию в первой половине XIX в.
2. Исследовать черты российского государства и народа в произведениях иностранцев.
Глава 1. Россия в первой половине XIX в.
В начале XIX века Российская империя была одной из крупнейших европейских держав. В её состав входили: часть Восточной Европы, Северная Евразия, Аляска и Закавказье. Помимо русских, в России проживало множество народов.
Все население России делилось на сословия, которые обладали разными правами и обязанностями и занимали разное место в сословной иерархии страны. Высшим, главенствующим сословием было дворянство, которое составляло 0,5 % от всего населения страны. Только оно могло владеть имениями, населенными крепостными крестьянами. Помещикам также предоставлялись льготные государственные кредиты. Так же дворянству предоставлялись важные льготы в налогообложении.
К числу привилегированных сословий относились также духовенство и купечество. Как и дворянство, они освобождались от телесных наказаний, обязательной службы и подушной подати, имели льготы в налогообложении. Рост купеческое сословия происходил за счет выкупавшихся на волю крестьян-промышленников и крепостных торгующих крестьян.
Налоги платили непривилегированные сословия – крестьянство и мещанство. Они также выполняли рекрутскую повинность. Казачество не являлось привилегированным сословием, но имело особые льготы.
К концу XVIII в. в России складывается внутренний рынок; все активнее становится внешняя торговля. Усиление товарообмена повышало значение путей и средств сообщения. Началось строительство пароходов. Первый пароход поплыл по Неве в 1815 году, он был построен в Петербурге на машиностроительном заводе Берда. Начатое по приказу правительство, пароходство и пароходное судостроение быстро стали доходной отраслью частного предпринимательства.
В правление Николая I началось строительство железных дорог. Первая железная дорога, соединившая Петербург и Павловск, стала сооружаться в 1837 году. В 1839 году было начато строительство Варшавско - Венской железной дороги, движение по которой открылось в 1845 году. Она облегчила связь со странами Центральной Европы. Политическими и стратегическими соображениями было продиктовано строительство прямого железнодорожного пути Петербург - Москва, которое было завершено в 1851 году.
В 1835 - 1845 годах появились первые законы, регулирующие отношения между предпринимателями и рабочими. Было ограничено право помещиков отзывать своих крепостных с предприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александер, Дж. Э. Россия глазами иностранца. Пер. с англ. А. Базилевич; с предисл. и коммент. Г. Веселой. – М.: Аграф, 2008. – 304 с.
2. История России: Учеб. Для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаев. - М.: Высш. Шк., 2001. - 479 с.
3. Кюстин А. Россия в 1839 году / Пер. с фр. О. Гринберг, С. Зенкина, В. Мильчиной, И. Стаф. – СПб.: Крига, 2008. – 704 с.
4. Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История XVIII - XIX веков / под ред. Милова Л.В. - М.: Эксмо, 2006. - 784с.
5. Образ России. Россия и русские в восприятии Запада и Востока. Приложение к альманаху «Канун». Сборник статей. Спб, 1998. 464с.
6. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев/Сост. Ю. А. Лимонов. — Л.: Лениздат, 1991. —719 с