Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления
Местное самоуправление - это постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган конкретного муниципального образования. Устав местного самоуправления наделяет его полномочиями по решению вопросов районного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации [1].
Муниципальная администрация - орган, созданный для осуществления местного самоуправления и обладающий, как правило, компетенцией и общими полномочиями по решению вопросов местного значения.
Муниципальную администрацию возглавляет глава муниципального образования, который может одновременно являться главой муниципального образования. Если глава муниципалитета не является главой муниципалитета, то лицо, назначенное на эту должность, назначается по контракту. Контракты заключаются по результатам конкурса на замещение соответствующей должности на срок полномочий, указанный в уставе о создании муниципалитета. Контракт подписывается главой муниципалитета. Контракт может быть расторгнут по взаимному согласию сторон или на основании обращения в суд:
представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования - за нарушение условий контракта, касающихся решения вопросов местного значения;
главы субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) - в связи с нарушением части условий контракта, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления федеральным законом и законом субъекта Федерации;
главы местного самоуправления - в связи с нарушением условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Федерации [2].
Глава местного самоуправления осуществляет полный контроль над администрацией и непосредственно руководит работой представителей и служащих. Административные органы действуют по принципу единоначалия. Однако единоначалие не мешает парламентской системе обсуждать и принимать решения по наиболее важным вопросам муниципальной жизни. Для этого во многих администрациях созданы постоянно действующие органы, то есть коллегиальные органы управления, работающие под руководством главы местной администрации.
В состав Совета директоров по должности входят заместитель председателя, руководители отдельных структурных подразделений, таких как финансово-экономические управления (отделы) и юридический отдел. Полномочия и порядок работы Совета определяются Положением об Административном совете, утверждаемым главой местной администрации.
Заместители главы местной администрации осуществляют руководство деятельностью отдельных отраслей местного хозяйства и подведомственных им подразделений администрации в соответствии с распределением обязанностей. Глава местной администрации устанавливает количество заместителей и определяет направления их работы на основе их профессиональной подготовки. Главы муниципалитетов отвечают за следующие направления работы: жилищно-коммунальное хозяйство, организация потребительского рынка, управление муниципальным имуществом, капитальное строительство, экономическая и социальная сферы муниципального управления и др. [3]
Региональные органы исполнительной власти выполняют следующие административные функции:
реализация федеральных законов, законов Российской Федерации и местных нормативных правовых актов
разработка и реализация бюджетных программ органов местного самоуправления
управление муниципальной собственностью
разработка и реализация программ социально-экономического развития муниципального образования [4].
Для того чтобы провести глубокое и содержательное исследование основных вех развития местного самоуправления и его места в российской общественно-политической системе, необходимо прежде всего выяснить природу и содержание этого понятия. Проблема терминологии небезынтересна, особенно с точки зрения национальной стратегии. Содержание «местного самоуправления» [3] зависит, в конце концов, от самого «местного самоуправления» [4] и, в конечном счете, от количества социальной энергии, «удерживаемой» реальными механизмами, стоящими за этим термином. Сам термин «самоуправление» полисемичен и не имеет точного и единого научного значения, по-разному трактуясь разными авторами. Термин «самоуправление» появился во второй половине XVII века после английской революции и отражал прежде всего ситуацию в Англии, где народ самоуправлялся с помощью парламента и местных представительных органов и не подчинялся административному руководству государственных органов и их чиновников. Часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации определяет местное самоуправление как «самостоятельное решение жителями вопросов районного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью». Это определение закреплено в правовой форме в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Местное самоуправление - это форма организации гражданской активности, гарантирующая самостоятельное принятие населением решений по региональным вопросам и управление муниципальной собственностью на основе учета интересов всех жителей региона [2]. Понятие «местное самоуправление» в широком смысле означает право и существенную способность органов местного самоуправления регулировать и управлять важной частью общественных дел в пределах, установленных законом, в соответствии со своими обязанностями и интересами местного населения [1].
Система местного самоуправления, разделенная в зависимости от формирования отношений между местным самоуправлением и центральной властью, очень распространена в современном мире. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ее можно разделить на англосаксонский (классический), континентальный, смешанный и советский типы. [3].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 37, часть 1
2. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб., 2005 - С. 45.
3. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.. Муниципальное право России: учебное пособие. 2007- С. 56.
4. Кутафин, О.Е., В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2007. – С. 103
5. Масленникова Е., Макеев М. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций. 2008 – С. 9
6. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.. Муниципальное право России: учебное пособие. 2007 - С. 59
7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 37, часть 8
8. Кутафин, О.Е., В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2007. – С. 114
9. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб., 2005 - С. 51
10. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб., 2005 - С. 53
11. Атжанова Ж.С. Конституционная ответственность в Российской Федерации и Республике Казахстан: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Челябинск, 2007 – С. 45
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 2001 – С. 215
13. Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В. Б. Зотова. СПб., 2005 – С. 145
14. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб., 2005 - С. 39.
15. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб., 2005 - С. 57
16. Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В. Б. Зотова. СПб., 2005 – С. 139
17. Царегородцев Ю.Н., Морозов В.Ю. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. М.: 2012 – С. 67
18. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 2001 – С. 223
19. Масленникова Е., Макеев М. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций. 2008 – С.17
20. Кутафин, О.Е., В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2007. – С. 121
21. Царегородцев Ю.Н., Морозов В.Ю. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. М.: 2012 – С. 69
22. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.. Муниципальное право России: учебное пособие. 2007 - С. 59
23. Царегородцев Ю.Н., Морозов В.Ю. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. М.: 2012 – С. 71
24. Царегородцев Ю.Н., Морозов В.Ю. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов. М.: 2012 – С. 73
25. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб., 2005 - С. 53