Фрагмент для ознакомления
2
В современном функционировании российского общества и по сей день наблюдается состояние сложного экономического положения по причине отсутствия каких – либо положительных изменений в экономической сфере. При этом ежегодно планируется и формируется государственный бюджет, направленный в своем исполнении на достижение повышения уровня экономики российского государства.
Важным показателем состояния экономики и исполнения бюджета, является система финансового управления, которая также обеспечивает проведение контроля за осуществлением экономической деятельности, принятие необходимых управленческих решений, достижение исполнения государственных программ, качественное и спланированное формирование бюджета, который является основой финансовой системы государства.
Государственный бюджет создается на основе двух взаимосвязанных частей, включающих в себя доходную и расходную часть. При этом на основе признания государственного бюджета, основным в экономической системе государства, он осуществляет взаимодействие с иными направлениями финансовой системы, оказывая финансовую поддержку, методом передачи денежных средств различным государственным предприятиям, фондам и объединениям.
Бюджетное законодательство устанавливает основные требования по формированию государственного бюджета, который состоит из доходной и расходной части. Доходная при этом отражает способы и методы поступления финансовых средств, в целях обеспечения функционирования государства. Расходная часть напротив осуществляет реализацию финансовых средств государства на определенные заложенные действия и направления.
Актуальностью темы работы следует определить, что важное значение при исполнении государственного бюджета и бюджетного законодательства, выделяется специальным органом, осуществляющих контроль по исполнению бюджета, его реализации и целевого назначения, что в настоящее время в нашем государстве обеспечивается не в полной мере.
Объектом исследования является бюджетная система субъекта РФ Карачаево – Черкесской республики.
Предметом исследования выступают экономические отношения в обеспечении сбалансированности бюджета субъектов Российской Федерации.
Цель исследования состоит в рассмотрении процесса обеспечения сбалансированности бюджета субъекта федерации. на примере Карачаево – Черкесской республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы:
- изучить бюджетную систему Российской Федерации
- определить сущность бюджетного регулирования
- рассмотреть понятие и сущность сбалансированного бюджета субъекта РФ
- изучить механизм формирования доходной и расходной части бюджета субъекта РФ
- дать общую характеристику бюджетной политики и социально – экономического развития Карачаево – Черкесской Республики
- провести оценку сбалансированности бюджета Карачаево – Черкесской Республики
Структура работы состоит из поставленной цели и определенных задач, а также введения, трех глав, семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Основы и принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые государственные категории. Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства.
На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Бюджет является основным регулятором, который позволяет функционировать государству, реализуя основные направления и обеспечивая качественное жизнеобеспечение населению. Любые действия, которые бы не осуществляло государство, сводятся на бюджете, регулярно пополняя его и расходуя на определенные государственные и общественные цели.
Государственный бюджет формирует Правительство РФ и создает по итогам проект федерального закона о бюджете, который в последствии рассматривается и утверждается Парламентом и подписывается Президентом РФ. При этом утверждение закона о федерльном бюджете осуществляется Государственной Думой в трех чтениях. В первом чтении изучается основы бюджета и границы его реализации, однако в случае несогласия установленных параметром бюджета, Государственная Дума не имеет право самостоятельно вносить какие – либо изменения, а исключительно с учетом утверждения этих изменений Правительством.
Во втором и третьем чтении рассмотрения и утверждения Правительством происходит детальное изучение всех разделов бюджета, в результате чего федеральный закон о бюджете направляется в Совет Федерации, а далее на подпись Президенту РФ. После прохождения всех перечисленных этапов формирования, рассмотрения, согласования и утверждения федерального закона о бюджете, он публикуется в правовой информационной базе, после чего начинает действовать.
Процесс формирования государственного бюджета Правительством контролирует Счетная палата, которая осуществляет экспертизу проекта составленного бюджета, в следствии чего формирует заключение и отправляет его и в Парламент и в Правительство. В заключении Счетной палаты определена целесообразность и результативность закладываемых в бюджет средств, а также предоставляет соответствующие рекомендации.
Счетная палата с момента утверждения федерального закона о бюджете и начала его действия, осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных средств, а по итогам завершения текущего года, на реализацию которого был составлен бюджет, осуществляет проверку по достижению исполнения бюджета и предоставляет по его результату, соответствующие рекомендации на следующий финансовый год.
Бюджетное законодательство устанавливает основные требования по формированию государственного бюджета, который состоит из доходной и расходной части. Доходная при этом отражает способы и методы поступления финансовых средств, в целях обеспечения функционирования государства. Расходная часть напротив осуществляет реализацию финансовых средств государства на определенные заложенные действия и направления.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ
4. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" от 27.07.2010 N 208-ФЗ
5. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" от 05.12.2022 N 466-ФЗ
6. Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N 943-1
7. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе"
10. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"
11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Учебная литература
12. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - М.: Юрайт, 2020. - 784 c.
13. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Ф.И. Ниналалова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 296 с.
14. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. М. НОРМА: ИНФРА-М, 2019. - 272 с.
15. Левина, В.В. Бюджетная система РФ: Учебник / В.В. Левина. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 112 c.
16. Опарина, С. И. Бюджетный учет и отчетность. В 2 частях. Часть 1. Учебник и практикум / С.И. Опарина, Т.И. Кришталева, А.И. Гурко. - М.: Юрайт, 2020. - 256 c.
Научная литература
17. Анохина, Т. С. Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового контроля / Т. С. Анохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 75-77
18. Горбунов, М. С. К вопросу о направлениях бюджетной политики в современной России / М. С. Горбунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 92-94
19. Иванова, Л. А. Обеспечение сбалансированности регионального бюджета / Л. А. Иванова, Н. И. Шафоростова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 124-126.
20. Коваленко, Е. В. Развитие финансовых отношений между предприятиями и государством в России как источник налоговых поступлений / Е. В. Коваленко, Е. А. Белякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 144-146.
21. Никитченко, В. А. Бюджетная политика и инструменты управления ею / В. А. Никитченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 471-474.