Фрагмент для ознакомления
2
Технологии CALS оперируют не только электронными дисплеями (например, отсканированными чертежами), но и формализованными информационными моделями, описывающими продукт, технологии его производства и использования. Эти модели существуют в единой информационной среде как конкретные информационные объекты. При этом, поскольку созданная информация хранится в единой информационной среде, она не дублируется, не требует перекодирования в процессе обмена и сохраняет актуальность и целостность. Построению интегрированной системы информационного обеспечения жизненного цикла продукции должно предшествовать:
- анализ существующей ситуации;
- разработка набора функциональных моделей бизнес-процессов, описывающих текущее состояние среды, в которой реализуется жизненный цикл продукта;
- разработать и сравнить возможные альтернативы улучшения как отдельных бизнес-процессов, так и системы в целом.
Общая методология изменения бизнес-процессов при использовании технологий CALS на предприятии включает следующие этапы [13]:
1. Мотивация необходимости перемен;
2. Разработка плана изменений и его утверждение руководством. Создать организационную структуру (рабочую группу CALS), которая будет реализовывать разработанный план;
3. Обучение членов команды CALS и другого персонала, участвующего в реализации изменений;
4. Определение промежуточных целей и методов оценки результатов (определение метрик);
5. Разработать планы работы для всех членов группы CALS;
6. Создание временных многофункциональных рабочих групп для решения тактических задач;
7. Реализация планов;
8. Оценка достигнутых результатов. Технологии CALS обеспечивают максимально эффективный обмен электронными данными и безбумажными электронными документами, тем самым:
- реализована возможность параллельного выполнения сложных проектов несколькими рабочими группами, что существенно сокращает время разработки;
- налаживаются процессы стратегического планирования и управления предприятием, участвующие в жизненном цикле продукции, расширяются кооперационные связи;
- уменьшение количества ошибок и переделок, что приводит к сокращению сроков реализации проекта и значительному улучшению качества продукции;
- обеспечивает информационную поддержку на этапах послепродажного обслуживания жизненного цикла.
Как и любой процесс, технологии CALS имеют определенные недостатки:
- с увеличением сложности изделий и использованием современных компьютерных систем для их разработки объем данных о изделиях существенно увеличивается;
- увеличение количества участников проекта разработки продукта приводит к серьезным проблемам в обмене информацией между участниками из-за наличия коммуникативных барьеров между ними.
Таким образом, CALS – это концепция, объединяющая принципы и технологии информационного обеспечения жизненного цикла продукции на всех его стадиях, основанная на использовании интегрированной информационной среды (единого информационного пространства), обеспечивающая унифицированные способы управления процессами и взаимодействия. со всеми участниками этого цикла: потребителями продукции (в том числе 162 государственных учреждения и ведомства); поставщики (производители) продукции; обслуживающий и ремонтный персонал. Это реализуется в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила такого взаимодействия, преимущественно посредством электронного обмена данными [14].
1.3 Использование CALS- технологии в обрабатывающей промышленности
В странах с развитой экономикой информационные системы и технологии используются для решения всего спектра задач управления производством, в том числе [1]:
- планирование производственной деятельности;
- управление закупками, запасами и продажами;
- финансовый менеджмент;
- кадровый менеджмент;
- управление затратами;
- управление проектом;
- проектирование изделий и технологических процессов.
- управление качеством
Поэтому информационные системы следует рассматривать как неотъемлемую часть инфраструктуры, без которой невозможно функционирование полноценной системы управления предприятием [2].
Важнейшее место в системе управления предприятием занимают информационные системы управления проектами (СУИБ). Благодаря использованию ИСПС функции проектирования инновационного изделия и технологических процессов могут быть совмещены с решением других управленческих задач организации [3].
ИПМ позволяет отслеживать информацию о составе продукции, технологических маршрутах ее изготовления, специфике требований заказчика к выпускаемой продукции, а также детально оценивать затраты, необходимые для ее выпуска. Однако следует подчеркнуть, что эти возможности доступны только в том случае, когда все подсистемы информационной системы интегрированы, а необходимое программное обеспечение поддерживает инновационные компьютерно-ориентированные технологии в управлении, связывая решение всего комплекса задач планирования, учета и анализа в единую систему. единое целое [4].
IPM позволяет более эффективно управлять всеми расходами вашей организации. Это достигается за счет максимальной детализации учета всех затрат компании и существенного повышения эффективности расчета себестоимости конечной продукции и услуг. Это создает условия для совершенствования системы норм и правил, оптимизации системы ценообразования и повышения качества продукции [5].
Использование эффективного ISM помогает быстро подготовить и обработать различную сопроводительную документацию. Это означает, что вы можете обслужить наибольшее количество клиентов за один и тот же период, не дожидаясь. По мнению большинства практиков, работающих в сфере торговли, думать о внедрении комплексной автоматизации необходимо даже тогда, когда количество товаров превышает 70-100, а оптовых покупателей более 50. В этих условиях ведение ручного или плохо автоматизированного учета, скорее всего, приведет к резкому снижению эффективности обслуживания клиентов и, как следствие, к заметной потере прибыли и даже убыткам. Компьютерные системы помогают решить эту проблему. Эффект ускоренного обслуживания особенно заметен при торговле продукцией с ограниченным сроком годности.
Применение CALS-технологий позволяет существенно сократить объемы проектных работ, так как описания многих составных частей оборудования, машин и систем, проектировавшихся ранее, хранятся в унифицированных форматах данных сетевых серверов, доступных любому пользователю технологий CALS. Существенно облегчается решение проблем ремонтопригодности, интеграции продукции в различные рода системы и среды, адаптации к меняющимся условиям эксплуатации, специализации проектных организаций и т.п. [5].
В ходе деятельности была предложена русскоязычная аббревиатура ИПИ. Представляется, что ИПИ (информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий) есть адекватный русскоязычный аналог понятия CALS, в связи с чем в дальнейшем вышеупомянутая аббревиатура используется вместо CALS, кроме тех случаев, когда описываются зарубежные стандарты и зарубежный опыт. Генеральная цель внедрения ИПИ-технологий – добиться повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия за счет существенного сокращения сроков освоения производства новых изделий, улучшения качества этих изделий и технической документации, представляемой в электронном виде, обеспечения высокого уровня сервиса и логистической поддержки на постпроизводственных стадиях жизненного цикла [5].
Основные цели [5]:
1) отработка технологии создания и внедрения интегрированной информационной среды предприятия, реализующей электронное безбумажное взаимодействие в ходе выполнения процессов конструкторской разработки, технологической подготовки производства, материально-технического обеспечения и управления качеством продукции на основе использования электронного обмена данными и электронной цифровой подписи (ЭЦП);
2) отработка нормативной и методической базы, регламентирующей электронный обмен данными и применение ЭЦП. В проекте внедрения ИПИ-технологий в качестве основного средства анализа бизнес-процессов предприятия используется методология IDEF0, основанная на подходе SADT (Structured Analysis And Design Technique) – методе структурного анализа и проектирования. Основу этого подхода и методологии IDEF0 составляет графический язык описания процессов. Этот выбор продиктован еще и тем, что в стандартах серии ISO 10303 (STEP), в тех ее частях, которые именуются протоколами применения и регламентируют правила информационного обмена в процессах технической подготовки производства, модели на графическом языке IDEF0 используются для описания предметных областей.
В качестве базового программного средства для создания информационной системы на предприятии предполагается использовать разработанную в научно-исследовательском центре CALS-технологий «Прикладная Логистика» систему PDM STEP Suite (PSS). Система PDM STEP Suite предназначена для управления данными об изделии на всех стадиях жизненного цикла изделия. Ее использование позволяет объединить данные различных служб предприятия в общее информационное пространство и управлять всеми этими данными согласованно, гарантируя их актуальность, достоверность, полноту, целостность и непротиворечивость
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев, А. А. Применение информационных систем и технологий для решения комплекса задач менеджмента на предприятии / А. А. Асеев, Т. А. Блатова, В. В. Макаров // Евразийское Научное Объединение. – 2021. – № 5-3(75). – С. 162-164.
2. Балинская, К. Н. Преимущества и недостатки использования CALS-технологий на современных предприятиях / К. Н. Балинская // ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ и ПРАВО: ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ проблем: Сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2017 года - 2017. – С. 143-145.
3. Бузырев, В. В. Управление качеством в строительстве: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / В. В. Бузырев, М. Н. Юденко ; под общ. ред. М. Н. Юденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 198 с.
4. Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.
5. Гажева, А. В. Особенности применения CALS-технологии в сфере машиностроения / А. В. Гажева, В. П. Молчанов, К. А. Харитонова // Современное состояние экономики России: вызовы, возможности, риски : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тверь, 21 декабря 2021 года / под общ. ред. И.В. Вякиной, Г.Г. Скворцовой. Том Часть 2. –2022. – С. 161-164.
6. Гладилина, Е. Ю. Информационная поддержка изделия на всех этапах жизненного цикла (CALS - технологии) / Е. Ю. Гладилина, Т. А. Дубанина, Д. Ю. Завелицкий // Управление качеством на этапах жизненного цикла технических и технологических систем : Сборник научных трудов 3-й Всероссийской научно-технической конференции, Курск, 28 мая 2021 года / Редколлегия: Е.В. Павлов. –, 2021. – С. 106-109.
7. Горбашко, Е. А. Управление качеством: учебник для СПО / Е. А. Горбашко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 352 с.
8. Егоров, И. С. Анализ эффективности применения CALS-технологий на предприятиях / И. С. Егоров // Перспективы науки. – 2019. – № 5(116). – С. 29-32.
9. Зекунов, А. Г. Управление качеством: учебник и практикум для СПО / А. Г. Зекунов ; под ред. А. Г. Зекунова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 475 с.
10. Каминская, А. О. Информационные технологии в управлении промышленным предприятием / А. О. Каминская, Д. А. Брезгунова // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования : сборник научных трудов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Симферополь, 16 мая 2022 года. – 2022. – С. 219-222.
11. Крамских, М. С. Процессный подход в управлении качеством / М. С. Крамских, Д. Б. Шатько // Россия молодая: Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кемерово, 19–21 апреля 2022 года / Редколлегия: К.С. Костиков (отв. ред.) [и др.]. –– С. 423051-423054.
12. Курочкина, А. Ю. Управление качеством услуг: учебник и практикум для СПО / А. Ю. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 172 с.
13. Курочкина, А. Ю. Управление качеством услуг: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 172 с.
14. Медников, Д. А. CALS-технологии и их реализация на этапах жизненного цикла изделия / Д. А. Медников, Е. В. Абызова, О. В. Медникова // Вестник Академии знаний. – 2018. – № 27(4). – С. 155-157.
15. Стремилова, А. А. Современные технологии управления бизнес-процессами / А. А. Стремилова, И. М. Яхонтова // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития : сборник материалов XII международного форума, Краснодар, 15–20 июля 2019 года. –2019. – С. 295-298.
16. Иркутский завод полимеров. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – URL: https://irkutskoil.ru/ipp/about/?ysclid=lsn7ufhkae534707768 (Дата обращения: 15.02.2024)