Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы исследования права на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц 5
1.1. Формы обжалования действий и решений органов исполнительной власти 5
1.2. Нормативная база обжалования действий и решений органов исполнительной власти 9
2. Административная процедура обжалования решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц как форма административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина 17
2.1. Основные принципы и порядок реализации прав граждан на обжалование решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц 17
2.2. Субъекты, уполномоченные рассматривать в административном порядке дела об оспаривании и обжаловании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти 22
Заключение 30
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
В ходе развития человеческой цивилизации опасность бесконтрольного принятия решений должностными лицами от имени государства становится все более очевидной для общества. Проблема искоренения злоупотребления властью должностными лицами органов исполнительной власти, действующими от имени государства, чрезвычайно важна. Одной из эффективных мер борьбы со злоупотреблением должностными полномочиями можно считать механизм обжалования действий (бездействия) и решений государственных органов.
Актуальность темы связана с невозможностью построения правового государства и развитого гражданского общества при отсутствии эффективного механизма реализации права на защиту своих прав и интересов граждан в отношениях с органами государственной власти. Для построения сильного гражданского общества государству необходимо иметь правовые гарантии общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, при которых граждане смогут использовать широкий спектр влияния на правительство, включая судебное обжалование.
Анализируя текущее состояние института обжалования действий и решений органов исполнительной власти, его правовое регулирование, в том числе нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее ‒ КАС РФ), можно выявить ряд проблем существенного и юридико‒технического характера, научного осмысления и разработка путей решения, которые срочно необходимы. Это низкий уровень объективности при рассмотрении жалоб органами исполнительной власти и решение этого органа, принятое по жалобе при рассмотрении апелляции в административной форме.
Это расплывчатость определения подсудности и подведомственности рассмотрения дел в связи с принятием нового КАС Российской Федерации при отсутствии специализированных судов по рассмотрению административных дел.
Существует также проблема ограничения права на представительство, поскольку по новому законодательству представлять интересы гражданина может только лицо с высшим юридическим образованием, что некоторые исследователи считают нарушением конституционного права граждан защищать свои права всеми возможными способами. Принимая во внимание эти положения, возникает необходимость определить возможные пути совершенствования правового регулирования и практики применения правовых норм в сфере обжалования действий и решений органов исполнительной власти.
Объектом работы являются связи с общественностью в сфере реализации права на обжалование действий и решений органов исполнительной власти.
Предметом работы являются судебные и внесудебные формы обжалования решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц, их содержание и порядок реализации.
Целью исследования является изучение административно-правовой защиты от незаконных действий (бездействия) исполнительных органов власти, их должностных лиц.
Для достижения поставленной цели ставится ряд задач:
изучить формы обжалования действий и решений органов исполнительной власти;
рассмотреть нормативную базу обжалования действий и решений органов исполнительной власти;
раскрыть основные принципы и порядок реализации прав граждан на обжалование решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц;
охарактеризовать субъектов, уполномоченных рассматривать в административном порядке дела об оспаривании и обжаловании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти.
Для раскрытия темы работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: диалектический, формально-логический, метод анализа, синтеза, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический методы и другие.
Структура работы состоит из ведения; трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы исследования права на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
1.1. Формы обжалования действий и решений органов исполнительной власти
В современных государствах для соблюдения принципа законности в работе органов государственной власти особое значение имеет механизм обжалования гражданами действий и решений этих органов. Каждый гражданин имеет право оценивать работу исполнительной власти с точки зрения ее законности и эффективности. Подавая жалобы, население помогает выявлять факты незаконных решений и противоправных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Что является одним из методов борьбы с коррупцией [10, с. 46].
Самое главное для граждан - это не столько борьба с произволом чиновников, сколько защита и восстановление их собственных прав и интересов, которые были нарушены в результате незаконной деятельности органов государственной власти. Право граждан защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, закреплено в Конституции Российской Федерации в статье 45 [1].
Одним из способов защиты прав является подача жалобы в государственный орган, право на подачу которой указано в статье 33 Конституции Российской Федерации. Под ресурсами против действий и решений органов исполнительной власти понимаются обращения граждан граждан для защиты и восстановления своих прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц, нарушенных в связи с деятельностью компетентных органов. Жалоба отличается от предложения и заявления тем, что она связана с нарушением субъективных прав гражданина.
Хотя обращение граждан в форме предложения и заявления имеет решающее значение, оно направлено на улучшение работы органов исполнительной власти. Граждане имеют право обжаловать любые незаконные действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и интересы. В ответ на жалобу должностное лицо компетентного органа исполнительной власти обязано представить гражданину мотивированное решение по делу.
В случае нарушения прав и интересов гражданина данное должностное лицо или государственный орган применяет меры по обеспечению соблюдения закона. Существует два вида жалоб: административные и судебные. Граждане имеют право выбирать способ обжалования. При выборе административной процедуры гражданин не утрачивает права на обращение в суд, если жалоба гражданина не была удовлетворена или ответ не был получен в течение одного месяца со дня ее подачи. В рамках административной процедуры обжалования действий и решений органов исполнительной власти, в свою очередь, существует несколько способов обжалования.
Наиболее популярным способом защиты граждан является направление жалобы руководителю органа исполнительной власти высшего уровня в рамках «административной вертикали». Данная процедура обжалования регулируется правовыми актами, имеющими различную юридическую силу, в зависимости от сферы деятельности органа исполнительной власти. Например, на федеральном уровне эта процедура регулируется законом об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти вышестоящим должностным лицом или органом установлен в постановлении Правительства Российской Федерации о порядке подачи и рассмотрения жалоб. Процесс обжалования также регулируется ведомственными актами органов исполнительной власти. Эти акты являются административными регламентами, например административными регламентами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее ‒ ФАС РФ), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ‒ Министерство внутренних дел Российской Федерации), Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Российской Федерации (далее - Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации), разделы которого содержат правила подачи жалоб граждан на действия (бездействие), решения компетентных органов и порядок их рассмотрения.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1‒ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 1997. – № 9. – ст. 1011.
3. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 7. – ст. 898.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 95‒ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2002. ‒ № 30. – ст. 3012.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. № 138‒ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2002. – № 46. – ст. 4532.
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21–ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Официальный интернет–портал правовой информации www.pravo.gov.ru.
7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 (ред. от 28 ноября 2015 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собр. законодательства. – 1995. – №47. – ст. 4472.
8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122‒ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»// Российская газета. – 1997. – № 145 – ст. 1263.
9. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135‒ФЗ «О защите конкуренции» // Парламентская газета. – 2006. ‒ № 126‒127. – ст. 1135.
10. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59‒ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2006. – № 19. – ст. 2060.
Научная и учебная литература
11. Агапов, А. Б. Административное право. Общая часть : учебник для вузов / А. Б. Агапов. – 13-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 493 с.
12. Агапов, А. Б. Административное право. Публичные процедуры. Особенная часть: учебник для вузов / А. Б. Агапов. – 13-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 444 с.
13. Административное право России: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 484 с.
14. Административное право: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 480 с.
15. Вишнякова, А. С. Административное право. Практикум: учебное пособие для вузов / А. С. Вишнякова, А. Б. Агапов; под редакцией А. Б. Агапова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 298 с.
16. Волков, А. М. Административное право: учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 459 с.
17. Волков, А. М. Административное право России. Схемы, таблицы, определения, комментарии: учебное пособие для вузов / А. М. Волков, Е. А. Лютягина; под общей редакцией А. М. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 324 с.
18. Макарейко, Н. В. Административное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Макарейко. – 12-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 309 с.
19. Мигачев, Ю. И. Административное право: учебник для среднего профессионального образования / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под редакцией Л. Л. Попова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 456 с.
20. Осинцев, Д. В. Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 617 с.
21. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 343 с.
22. Стахов, А. И. Административное право России: учебник для вузов / А. И. Стахов, П. И. Кононов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 685 с.