Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня нет необходимости доказывать важность междисциплинарных связей в образовательном процессе. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий в отдельных предметах, группах и системах, так называемых междисциплинарных понятий, то есть понятий, которые ученики не могут полностью усвоить в рамках одной области преподавания (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии). Это особенно важно в связи с растущим объемом информации, которую необходимо усвоить в школьном образовании, и необходимостью подготовить всех учеников к самообразованию.
Междисциплинарные связи в школьном образовании являются определённым выражением интеграционных процессов, которые наблюдаются х сегодня в научной сфере и общественной жизни. Такие связи имеют важное значение в совершенствовании практической и научно-теоретической подготовки школьников, главной особенностью которой является овладение учащимися обобщенным характером познавательной деятельности.
С помощью междисциплинарных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания школьников, но и закладываются основы для профессионального самоопределения учащихся средней школы. Именно поэтому междисциплинарные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников. Идея межпредметных связей родилась в процессе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала, в связи с чем актуальность данного исследования очевидна.
Объект исследования – межпредметные связи на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования – особенности использования межпредметных связей на уроках литературы в старших классах.
Цель работы – рассмотреть особенности использования межпредметных связей на уроках литературы в старших классах.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и классификацию межпредметных связей;
-рассмотреть особенности межпредметной связи литературы;
-определить особенности реализации межпредметных связей в процессе проектной деятельности на уроках русского языка и литературы;
-проанализировать структуру интегрированного урока по литературе.
Методы исследования: анализ и обобщение на базе изученных научных и научно-публицистических источников, соответствующих теме исследования.
Современные дидактическое исследование проблемы межпредметных связей возможно на основе идеи целостности процесса обучения, раскрытия внутренних связей и зависимостей применительно к каждому его уровню, с учетом, прежде всего, образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины Методика преподавания литературы» для обучающихся вузов, а также в качестве методического материала при подготовке конспектов занятия в контексте школьного обучения.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: ТЕРЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие и классификация межпредметных связей
В педагогической литературе существует более 30 определений категории "междисциплинарные связи", с различными подходами к ее педагогической оценке и разнообразными классификациями. Так, многие авторы определяют междисциплинарные связи как дидактическое условие, причем разные авторы трактуют это условие по-разному.
Например, межпредметные связи выступают как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса (Ф.П. Соколова), межпредметные связи – это дидактические условия, последовательно отражающие объективные взаимосвязи, действующие в природе, в содержании естественнонаучных дисциплин в школе (В.Н. Федорова, Д.-М. Кирюшкин).
"Межпредметные связи – это отражение в обучении, построенное с учетом логических структур, символов и понятий, раскрываемых в преподавании других дисциплин", или "Межпредметные связи – это отражение в содержании дисциплины диалектических взаимосвязей, объективно действующих в природе и признанных современной наукой. Это так" и т. д.
Междисциплинарные связи – это педагогические категории для обозначения комплексных и интегративных отношений между реальными, действительными объектами, явлениями и процессами, которые отражаются в содержании, формах и методах образовательного процесса и выполняют обучающую, развивающую и воспитательную функции в ограниченном единстве.
Многие авторы (Ш. И. Ганелин, М. Я. Голобородько, И. К. Турышев, Б. А. Гохват, Г. Г. Гранатов, В. Ю. Гуревич, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. М. Монахов, Н. М. Черкес-Заде, Н. М. Бурцева, В. Н. Федорова и др.) рассматривают межпредметные связи как дидактическое условие успешного обучения, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например:
• межпредметные связи как дидактическое условие и средство глубокого и всестороннего усвоения наук в школе [12];
• межпредметные связи - дидактическое условие, которое обеспечивает отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, функционирующих в природе [28, с. 41];
• межпредметные связи перенимают роль дидактического условия повышения результативности учебного процесса [14, с.88];
• межпредметные связи как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков [10, с. 117];
• межпредметные связи - дидактическое условие вырабатывания у обучающихся научных понятий и знаний о методах учения (М. М. Левина);
• межпредметные связи - дидактическое условие повышения научного уровня знаний обучающихся, роли обучения и развития их мышления, творческих способностей, формирования познавательных интересов [26, с. 45];
• межпредметные связи - дидактическое условие повышения научно-теоретического уровня обучения, развития творческих способностей учащихся, оптимизации процесса усвоения знаний, в конечном итоге, условие совершенствования всего учебного процесса [26];
• межпредметные связи - дидактическое условие, способствующее отражению в учебном процессе интеграции научных знаний, их систематизации, формированию научного мировоззрения, оптимизации учебного процесса и, наряду с этим позволяющее каждому учащемуся раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности, опираясь на ценностные ориентации каждого [4, с. 121].
Н. М. Черкес-Заде, признавая межпредметные связи как дидактическое условие, подчеркивает, что при корректном действии межпредметные связи не только содействуют систематизации учебного процесса и усилению прочности усвоения знаний обучающимися, но и вызывает усиление познавательного интереса школьников к обучению и вместе с тем приобщают к научным понятиям о законах природы, идеях, теориях [30]. В результате знания обретают не только конкретность, но и обобщенность, что дает обучающимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и использовать их на практике.
1.2. Межпредметная связь литературы
Предмет «Литература» является одним из основных предметов гуманитарного цикла в общеобразовательных школах и связан со многими другими дисциплинами. Он помогает учащимся ощутить единство мира и человека. Процесс преподавания такого предмета предполагает использование большого количества информационного материала, что создает немало трудностей при отборе и организации различных источников информации. Поэтому задача словесника в современных условиях – раскрыть общечеловеческие ценности и способствовать объединению общего мировоззрения. Выполнить эту задачу в рамках одной темы невозможно. И хорошо известно, что на своих уроках волшебник слова говорит со своими учениками не только на языке литературы, но и на языке словесности.
Писатели должны помнить о художниках, архитекторах и музыкантах, прозаики - о поэтах, а поэты - о прозаиках. Самые известные из них – Пушкин и Глинка, Пушкин и Чайковский, Лермонтов и Рубинштейн, Гоголь и Иванов, Толстой и Фет. Живопись, музыка, проза и поэзия в России неразделимы, как и философия, религия, общество и даже политика. Вместе они образуют мощное течение, несущее драгоценное бремя национальной культуры". Это, по сути, инструкция для современного учителя литературы [15].
Модернизация педагогического образования в современной России означает формирование у школьников языковой культуры и языковой компетенции, что позволяет не только получить важную для них информацию, но и подготовить их к диалогу.
Литература как учебная дисциплина может и должна способствовать решению проблем разностороннего и поликультурного развития личности. Поэтому вопрос о междисциплинарных связях и более высоких уровнях интегративного взаимодействия актуален для современной методологии. Теория и практика интегрированного преподавания литературы хорошо и широко представлена в методике, но требования времени постоянно поднимают планку развития этой методики [12].
Изучение литературы в школе - сложный и творческий процесс. Поскольку литература - явление художественное, ее практически невозможно изучать как обычный предмет.
Междисциплинарные связи – особая категория образования, которая влияет на отбор и организацию материала по многим предметам, усиливает системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на использование интегрированных форм организации обучения и обеспечивает единство учебного процесса. Использование межпредметных связей в преподавании литературы способствует развитию эстетического чувства и знакомству с живописью, музыкой и кино.
Живопись способствует более внимательному и целостному восприятию художественных текстов и обогащает методику изучения литературы в школе. Знакомство с живописью помогает расширить взгляд на жизнь и развить разнообразные духовные потребности [15].
Музыка, как и другие виды искусства, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы много общего. Если учителя уделяют внимание развитию мышления, воображения и речи учащихся с помощью музыки, они могут рассчитывать на то, что ученики станут более чувствительными к словам, звукам, цветам, собственным и чужим эмоциональным переживаниям.
Говоря об экранной анимации на уроках, следует помнить, что ее главная проблема - противоречие между чистым иллюстрированием литературы и других первоисточников и их буквальным прочтением и более высокой художественной самостоятельностью.
Любая экранизация литературного произведения является самостоятельным произведением искусства. Это связано с тем, что в другом виде произведения искусства сюжет литературного произведения не однозначно определяется авторским замыслом, а рассматривается как индивидуальная интерпретация. Понятие "интерпретация" (от латинского interpretation - "истолкование", "объяснение") означает истолкование, герменевтику, раскрытие смысла текста. В данном случае использование термина "интерпретация" уместно только в том случае, если автор картины, музыкального или кинопроизведения вдохновляется литературным произведением [18].
Литература взаимодействует с историей, обществом, искусством, музыкой, информатикой и т. д.
1. Связь между литературой и родным языком реализуется самым естественным образом. У этих предметов много общего. Преподавание ведется одним учителем. Предметом изучения является литература. Смежные науки - литература и лингвистика - развивались в тесной взаимосвязи на протяжении веков.
Взаимодействие русского языка и литературы определяет два основных направления в реализации их взаимосвязи. Это изучение стиля литературных произведений, которое базируется на адекватном владении языком. Кроме того, развитие речевых навыков учащихся невозможно без понимания выразительных и образных средств в произведении, их идейно-художественных функций.
Например, при изучении «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя становится очевидной одна из стилистических особенностей автора - повтор.
Обучающиеся ищут повторы в тексте в главе VIII. В классе обсудите следующие вопросы:
• Докажите, что повтор - излюбленный прием Гоголя.
• Каковы особенности такой повторяющейся структуры? (Высказывания персонажей повторяются слово в слово самим автором).
• Прочитайте пример предложения, иллюстрирующего этот прием.
• Что касается цели предложений, то какие предложения воспроизводят персонажи, а какие - автор-повествователь? (Ответ прост. Это индуктивное, повествование с оттенком утверждения).
• С какой целью Гоголь использует этот прием? (Учащиеся отвечают, что в главе 8 описывается сложный момент в жизни казаков. Гоголь использует прием повтора, как будто хочет подтвердить правильность действий казаков накануне решающего сражения.
Итак, проанализировав авторское повествование и линии героев, соотносительную последовательность соавторов, он подводит учащихся к главной мысли, что "для Гоголя запорожские казаки - пример справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах гуманности и братства" [21].
2. Художественные произведения всегда отражают особенности исторического периода, в который они были созданы. Это одна из главных причин многогранной связи между преподаванием литературы и истории. Для того чтобы учащиеся могли полностью усвоить литературное произведение, учителю может потребоваться дать исторический комментарий перед исторической программой. В этом случае комментарий учителя должен быть кратким, наглядным и основанным на понимании учащимися общего хода исторического процесса.
Межпредметная связь литературы и истории особенно характерна для занятий, которые посвящены изучению жизненного и творческого пути писателей, анализу литературных произведений, разбору литературно-критических статей. Обращение к историческим источникам в процессе обращения к теме монографии позволяет показать обучающимся разницу между художественным изображением действительности и научно-историческими представлениями. Тесная связь между художественными и научно-историческими источниками характерна и для уроков по обзорным темам.
Например, на уроках, посвященных биографии писателя, учителя литературы строго придерживаются исторических фактов. Понимая творчество художника, ученики должны знать и формулировать основные исторические события, свидетелем и участником которых был писатель.
Учителя иностранных языков используют и дополняют исторические знания, полученные учениками на уроках истории. Изучение биографии писателя необходимо не только для того, чтобы показать отношение человека к эпохе, но и для того, чтобы лучше понять саму эпоху через его жизнь. Уроки истории и уроки биографии писателя должны дополнять и обогащать друг друга. При изложении биографического материала учитель должен тщательно отбирать исторические, биографические и литературные факты, которые могут быть использованы на уроке для установления отношения писателя к своему периоду и выявления его места в идеологической и литературной борьбе этого периода [3, с. 38].
Задача отбора материала, который поможет связать историческую науку и литературу, может решаться в трех направлениях
1. изучение исторических источников эпохи, писем, дневников, воспоминаний современников и публицистики того времени
2. знакомство с фактами из жизни писателя и его непосредственным участием в общественной жизни страны
3. связь произведений писателя с актуальными событиями в России того времени.
4. давняя традиция изучения литературы в школе - широкое использование художественных произведений на уроках, - которая в своем развитии неизбежно отражает вечные проблемы художников, озабоченных своим языком. Художественные произведения, расширяющие общую эстетическую концепцию учащихся и предполагающие сопоставление с литературными произведениями, являются одним из эффективных средств постижения особенностей литературы как искусства слова. Органичное сочетание искусствоведческого анализа с историко-литературным комментарием позволяет глубже понять идейно-художественное своеобразие литературных произведений и важнейшие закономерности литературного развития [8].
Пример: в искусстве портрет – это всегда диалог между художником и моделью. Портретист стремится передать на полотне не только внешний облик человека, но и его внутренний мир, чувства и мысли. По внешним чертам он угадывает все, что скрыто в тайниках души. Зритель воспринимает портрет как характеристику, как биографию.
Школьники хорошо подготовлены к восприятию портрета: представление о портрете они получают на уроках изобразительного искусства в пятом классе, знакомятся с лучшими образцами жанра (например, портретами Пушкина работы Тропинина и Кипренского). Обращение к портрету на уроках литературы носит системный характер, а использование языка призвано расширить представление учащихся о жанре портрета.
Беглого взгляда на портрет художника недостаточно. При рассмотрении портрета как жанра искусства, знакомого учащимся, не менее важно показать причины тяги художника к портретам художников, историю их создания, взаимоотношения художника и живописца, характер изображения модели на холсте и мастерство живописца, отношение модели к портрету, репутацию современников и судьбу портрета. Не менее важно показать. В этом случае рассказ учителя сочетается с коллективным осмыслением произведения искусства.
3) Знакомство с музыкальными программами позволяет наиболее целесообразно включать музыку в уроки анализа биографий авторов и литературных текстов. Традиционная методика преподавания литературы привела к использованию звуковых источников для анализа литературных произведений (в основном поэзии), получивших музыкальную интерпретацию в песне или романсе. Важен также текстовый анализ фрагментов литературных произведений, в которых глубоко передана музыка и отношение к ней персонажей. Сопоставление языковых изометрических образов музыки и прослушивание музыкальных записей усиливает эмоциональную составляющую анализа литературных произведений и конкретизирует представления учащихся о героях произведения.
Прослушивание музыки значительно активизирует уроки, на которых изучаются обзорные темы. Она не только "перебивает" "твердый" разговор учителя, характерный для таких уроков, но и заражает учеников общим настроением. Музыка должна занимать свое место на уроках, посвященных изучению биографии художника. Многие художники отличаются тонким восприятием музыки и умением профессионально ее оценивать. Острое и чуткое понимание музыки отражается в гармонии и выразительности их литературных произведений и художественного языка [21].
На уроках жизни и творчества писателей педагоги не обходят стороной музыкальный талант скрипача-виртуоза М.Ю. Лермонтова, подчеркивают широту музыкального видения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского и, конечно, обращают особое внимание на проникновенное музыкальное творчество А.С. Грибоедова.
Тесная связь литературы и музыки может быть продемонстрирована школьникам в темах многих монографий, изучаемых в школьных курсах истории и литературы.
Великий драматург А.Н. Островский сохранил любовь к музыке на протяжении всей своей жизни. Получив домашнее музыкальное образование, он обладал чутким слухом и с удовольствием пел лилейным баритоном романсы русских композиторов, особым поклонником которых был М.И. Глинка. Богатые музыкальные впечатления, полученные драматургом, естественно, нашли отражение в его пьесах. Во многих пьесах Островского песня и романс являются важными средствами характеристики персонажей.
Драма А. Н. Островского «Гроза» на¬чинается со звуков песни «Среди долины ровныя», исполняемой Кулигиным. Это не случайно.
В песне, которую рекомендуется прослушать на уроке коммен-тированного чтения I действия, отражена тема затерянности, одиночества. Она призвана подчеркнуть душевную красоту Кулигина. Кроме того, в ней заключена важная идейная и компози¬ционная функция. Глубокая сердечность песни, противоположная душной атмосфере «темного царства», будто предвос¬хищает одиночество Катерины, ее нравственные страдания.
Драматург включает музыку и в пьесу «Бесприданница», тем самым связывая ее с судьбой Ларисы Огудаловой. В I акте пьесы героиня напевает начало романса М. И. Глинки на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды». В III акте этот романс звучит вновь: он исполняется Ларисой целиком в полный голос. Музыка романса с безупречной пси¬хологической точностью подчеркивает беспробудные ду¬шевные переживания героини, ее искренность и нравственную чистоту. Музыка вмешивается в действие пьесы, создает динамику. Одновременно она служит приемом развития образа Ларисы, оттеняя есте¬ственную красоту ее натуры. Прослушивание романса призвано обострить эмоциональные реакции учащихся, вызовет их глубокое сочувст¬вие к бесприданнице Ларисе, которая гибнет в жестоком мире купли-продажи, в мире, где «никто никогда не попытался заглянуть к ней в душу».
Таким образом, изучение литературы в школе, предполагающее широ-кие межпредметные связи, не только способствует совершенст¬вованию знаний и умений обучающихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, развивает интеллектуальный и нравственный мир школьников.