Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что бюджет любой страны отражает важные экономические, социальные и политические проблемы общества в целом и каждого отдельного человека. Бюджет отражает сферу деятельности государства, если, с одной стороны, это материальные ценности, находящиеся в полном распоряжении государства и определения его экономического потенциала, с другой стороны, общественные средства сосредоточены в бюджете, они не принадлежат, но находятся в распоряжении государственных органов.
Государственный бюджет, как одно из звеньев финансовой системы любого государства, отражает денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и частными лицами, с другой, по формированию централизованного фонда государственных средств и его использование для расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни
Поскольку социально-экономическая политика государства финансируется из федерального бюджета, именно через федеральный бюджет распределяются средства между секторами национальной экономики, производственной и непроизводственной сферами, а также между регионами страны. В нынешних сложных условиях экономического развития, неблагоприятной экономической и политической конъюнктуры и введенных экономических санкций необходимо направлять бюджетные средства именно в сферу национальной экономики, что будет способствовать скорейшему выходу страны из кризиса.
В качестве объекта исследования выступает бюджет Республики Татарстан.
Предметом исследования являются расходы бюджета на национальную экономику.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты расходов бюджета на национальную экономику,
– провести анализ расходов бюджета на национальную экономику Республики Татарстан,
– предложить мероприятия, способствующие оптимизации расходов бюджета на национальную экономику Республики Татарстан.
Проблемы содержания понятия «бюджет», «расходы бюджета» «национальная экономика» рассмотрены в работах М.П. Афанасьева, А.А. Беленчук, Ф.Ш. Бекова, И.В. Кривогова и др.
В качестве информационной базы при написании курсовой работы были использованы законодательные и нормативные источники, в том числе данные официального сайта Министерства экономики.
В качестве инструментария применялись общенаучные методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, графический.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты исследования расходов бюджета на поддержку национальной экономики
1.1 Основные понятия и роль бюджета в национальной экономике
Государственный бюджет является важным атрибутом любой страны и важным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. Сегодня для эффективного развития экономики особое значение приобретает проблема построения совершенной и действенной системы формирования доходной и расходной частей государственного бюджета с учетом их структуры.
Понятие «бюджет» чрезвычайно емкое и неоднозначное и остается спорным.
В соответствии с формулировкой статьи 6 БК Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2].
Афанасьев М.П.. рассматривают бюджет как основной инструмент государства в централизации и перераспределении валовых государственных доходов [7].
Бакаева М.М. определяет бюджет как «централизованный фонд денежных средств, предназначенный для удовлетворения социально значимых потребностей в целях устранения неравенства и повышения уровня жизни населения» [8].
Бюджет необходим любому государственно-правовому образованию, поскольку формирует его финансовую базу, которая лежит в основе функционирования этого образования, реализации его задач и функций [11]. По своей природе бюджет – сложное явление, одновременно затрагивающее вопросы экономики, политики и права. Поэтому понятие «бюджет» в научной литературе обычно рассматривается с трех разных сторон или позиций: экономической, материальной и юридической [18].
Как экономическая категория государственный бюджет - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования центрального государственного денежного фонда [6].
С юридической точки зрения государственный бюджет имеет силу закона и, по мнению Ивановой Н. Г. , является важнейшим гарантом реализации законных прав и свобод граждан [10].
Храмченко А.А. рассматривают бюджет с материальной стороны как систему обязательственных денежных отношений, в ходе которых формируется и используется бюджетный фонд – централизованный денежный фонд [19].
С политической точки зрения государственный бюджет является основным средством мобилизации и расходования государственных средств, что, по мнению Ракитиной И.С., дает политической власти реальную возможность влиять на экономику и социальную сферу [17].
В определении понятия бюджета, которое приводит Васильева В.М., Все три стороны явления объединяются, раскрывая бюджет как самостоятельную экономическую категорию, как денежные отношения и как экономическую форму существования отношений распределения [11].
Исходя из вышесказанного, государственный бюджет – очень сложное социально-экономическое явление, он является основным звеном финансовой системы государства.
Государственный бюджет концентрирует более 70% всех финансовых ресурсов и включает в себя различные финансовые учреждения, через которые государство осуществляет свою финансовую деятельность и перераспределяет значительную часть ВВП. В связи с этим представляется целесообразным изучить текущее состояние государственного бюджета и его роль в социально – экономическом развитии государства, выявить проблемы формирования доходов и исполнения государственного бюджета по расходам, а также оптимизировать использование финансовых ресурсов государства. государство.
Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в производственной сфере, опережающего развития новых территориальных комплексов.
Федеральный бюджет – это централизованный федеральный денежный фонд органов государственной власти Российской Федерации. Он оказывает регулирующее влияние на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитный сектор.
Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются постановлениями представительных органов местного самоуправления.
Бюджетный механизм является важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких отраслей, научно-технических изменений в народном хозяйстве, подъема экономически отстающих регионов.
Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора для развития национальной экономики (рис. 1.1).
Рис. 1.1 – Место и роль бюджета в развитии национальной экономики
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии заключается в следующем [12].
1. Государственный бюджет является инструментом влияния на экономическое развитие. Государство использует его для перераспределения национального дохода, тем самым изменяя структуру общественного производства и влияя на социальные преобразования. В контексте экономических реформ государственный бюджет укрепляет свои позиции в экономике за счет изменения формы бюджетного воздействия на общественное производство. Это влияет на экономику прямо и косвенно, предоставляя субсидии и государственные инвестиции в организации и предприятия, распределение бюджетных средств по отраслям, определяющим научно-технический прогресс, и, наконец, достижение изменений в пропорциях национальной экономики. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики достигается за счет мобилизации средств, находящихся в распоряжении государства. Это позволяет целенаправленно влиять на темпы развития общественного производства.
2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования социальных учреждений (образования, здравоохранения, социальное обеспечение, жилищное строительство). В будущем роль государственного бюджета в общественном процессе должна быть усилена. Это связано с тем, что бюджет и дополнительные бюджетные средства являются экономической основой для осуществления социальных преобразований и перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Бюджет обеспечивает сбалансированность социальных последствий расслоения граждан с их экономическим положением.
3. На современном этапе экономического развития государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в реализации экономической и социальной политики. Когда государство планирует доходы и расходы бюджета, оно концентрирует в руках государства средства для реализации экономической и социальной политики и преодоления экономических кризисов.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Закон Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года № 86-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // https://minfin.tatarstan.ru/.
5. Приказ Минфина России от 24.05.2022 № 82н (ред. от 13.11.2023) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 № 69085) // СПС «КонсультантПлюс».
II. Специальная литература:
6. Атдакова, Г. Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг / Г. Атдакова // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 9(66). – С. 11-14.
7. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник для вузов / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 671 с.
8. Бакаева, М.М. Социально-экономическое значение государственного бюджета / М.М. Бакаева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 7, № 11. – С. 30-35. – EDN YUVQPZ.
9. Беков, Ф.Ш. Эффективность расходов государственного бюджета в современных условиях / Ф.Ш. Беков // Политехнический вестник. Серия: Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – Т. 2, № 1(41). – С. 95-105.
10. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 398 с.
11. Васильева В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – М.: Юрайт, 2023. – 441 с.
12. Гараева, Р. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии страны / Р. Гараева, Б. Байрамалыев // Вестник науки. – 2022. – Т. 3, № 12(57). – С. 46-49.
13. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник / Под ред. Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 395 с.
14. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник / Под ред. Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2024. – 484 с.
15. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 301 с.
16. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 594 с.
17. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
18. Рябова, Е. В. Бюджетное устройство Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Е. В. Рябова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 249 с.
19. Храмченко, А.А. Государственный бюджет России: формирование доходной части и направления расходов бюджета / А.А. Храмченко, В.М. Жукова, А.О. Мясищева // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 5(58). – С. 399-404.
III. Интернет-ресурсы:
20. Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан // Электронный ресурс / https://minfin.tatarstan.ru/godovoy-otchet-ob-ispolnenii-byudzheta.htm?pub_id=3730640 (дата обращения 13.02.2024).
21. Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан // Электронный ресурс / https://minfin.tatarstan.ru/departament-kaznacheystva-ministerstva-finansov.htm?ysclid=lsll92xdzy896226690 (дата обращения 13.02.2024).