Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что конкуренция с каждым годом она становится все интенсивнее. Механизм формирования конкурентных преимуществ предприятий составляет основу конкурентоспособности. Эффективность функционирования и прибыльность деятельности любой организации в современных рыночных условиях тесно связаны с качеством предоставления услуг.
Степень научной разработанности. Понятие конкурентоспособности постоянно изучалось учеными. Многие ученые (Лопасов Е.А., Отварухина И.С.) считают, что конкурентоспособность связана с обладанием факторами производства. Другие ученые (Репин А.Д., Павленко П.С.) считают, что важно учитывать свойства выпускаемой продукции. Поэтому изучение и оценка уровня конкурентоспособности является очень актуальной темой для современных предприятий.
Цель работы - комплексный анализ конкурентоспособности предприятия и его конкурентных преимуществ, которые влияют на результат деятельности компании.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть сущность конкурентоспособности,
выявить факторы конкурентоспособности предприятий,
исследовать конкурентные преимущества предприятия ООО «МебельМастер»
разработать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект работы – конкурентная стратегия предприятия.
Предмет работы - конкурентоспособность предприятия.
Методологическая основа: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы включает в себя введение, две главы и заключение. В первой главе анализируется понятие конкурентоспособности. Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость заключается в разработке мер по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов (Баринов В.А., Габибова М.Ш., Жгунова П.А., Иванова Л.А., Каткова Т.В., Квасникова В.В., Котова С.В., Кохно Н.О., Мокроносов А.Г., Намыслова У.Д. и др.) и официальные данные ООО «МебельМастер», ресурсы Интернет. Однако в этих трудах не достаточно раскрыт перечень основных мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности предприятия, действующего на рынке. Поэтому данный вопрос нуждается в дополнительном изучении и исследовании.
ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1.Понятие конкуренции и ее роль в развитии экономики региона. Типология рынков
Конкуренция – слово, произведенное от латинского «concurro», означающего «сталкиваться». Это основное понятие рыночной экономики, основанной на частной собственности, означающее борьбу производителей на рынке за возможность получать наиболее высокие прибыли. Идеальная конкуренция, в представлении экономистов – это рынок с неограниченным количеством продавцов и товаров, среди которых покупатель выбирает лучший [9, c.82].
На практике неценовые, а порой и недобросовестные формы конкуренции зачастую предоставляют преимущество отдельным производителям или их группам. Правительства регионов создают для своих производителей льготные условия, не допуская появления на рынках посторонней продукции.
Конкуренция в конечном итоге приводит к вытеснению с рынка мелких производителей либо к полному контролю их деятельности крупными компаниями, имеющими возможность влиять на механизм ценообразования, потоки сырья и энергоресурсов.
В представлении современных экономистов конкуренция – это мощный фактор самоорганизации рынка, который автоматически приводит к успеху тех участников экономического процесса, которые смогут предложить потребителю самые выгодные условия.
Считается, что рыночный конкурентный процесс обязательно способствует устранению недобросовестных участников рынка и их вытеснению, так как покупатель всегда выбирает лучшее соотношение цены и качества товара.
Объектом конкуренции является конечный потребитель, принимающий решение о покупке того или иного товара или услуги в соответствии с их качеством и доступностью.
Участники рынка вынуждены постоянно совершенствовать качество своей продукции, уровень сервиса и другие факторы, в соответствии с которыми потребитель делает свой выбор в пользу того или иного продукта.
В то же время свободная, ничем не ограниченная конкуренция обязательно приводит к появлению одного или нескольких сильнейших производителей, которые получают господствующие позиции на рынке и могут диктовать остальным свои условия.
В целом механизм конкуренции чрезвычайно полезен для развития экономики и общества региона в целом. Он не дает ни одному из участников рынка успокаиваться на достигнутом, поощряет поиск новых, более привлекательных и экономически выгодных решений. В конечном итоге от конкуренции выигрывает потребитель, который получает достаточно качественные продукты по разумной цене.
Таким образом, конкуренция – это борьба за спрос, за возможность беспрепятственно и с максимальной выгодой продавать свои продукты, для чего используются самые разные способы и приемы. Конкуренция выгодна потребителю и всей экономике в целом, но только до тех пор, пока производители действуют в рамках закона и здравого смысла.
Необходимо отметить, что наиболее теоретически и методологически полным в рамках рассматриваемой группы является подход Портера М.Е. Согласно ему, конкуренция предприятия в результативной форме ее выражения определяется двумя факторами:
а) структурой отрасли, в которой действует предприятие (структура отрасли характеризуется пятью конкурентными силами);
б) позицией предприятия в отрасли, которая обусловлена имеющимся у предприятия конкурентным преимуществом (низкие издержки/дифференциация) и широтой охвата рынка.
Понимание конкуренции, изучение потребностей клиентов, оценка их сильных и слабых сторон и т.д. – все это важный аспект маркетинговой стратегии. Компании могут изучать и оценивать на основе своей доли рынка, SWOT-анализа и т.д., что в конечном итоге поможет им увеличить бизнес и доходы от продаж.
Организация может работать на следующих типах рынках:
- совершенной конкуренции, где существует множество игроков, которые свободно и честно участвуют в конкурентной борьбе, поскольку имеют свободный вход на рынок,
- несовершенной конкуренции, где существуют барьеры для развития деятельности большого количества компаний, ограничения на рынке и т.д., к чему относится монополия, например.
В гонке за выпуском продуктов, отвечающих потребностям клиентов, компании разрабатывают множество стратегий с точки зрения улучшения продукта, ценообразования, ценностей, преимуществ и т.д. Но реальность такова, что конкуренты начинают появляться, когда сегмент рынка становится прибыльным и жизнеспособным.
В это время компания нуждается в хорошо разработанной конкурентной стратегии, чтобы оставаться лидером и получать прибыль. Теперь для этого компания может сделать многое. Они могут предлагать продукты, которые дешевле, чем у конкурентов. Они могут предлагать продукты, которые обеспечивают ценность, которую не предоставляет ни один другой конкурент.
Работа над продуктом или услугой без надлежащей конкурентной стратегии не является устойчивым способом работы, поскольку в конечном итоге в какой-то момент конкурент начнет предлагать те же функции по более низкой цене или предложит больше функций по той же цене. Следовательно, хорошо спланированная конкурентная стратегия очень важна для того, чтобы оставаться сильной на рынке.
Чем выше конкуренция в отрасли, тем сложнее будет не отставать. Проще говоря, чтобы построить успешный бизнес в конкурентном мире, нужно поднять планку. В противном случае не победить конкурентов. Нужно глубоко проанализировать сильные и слабые стороны конкурентов и конкурирующих компаний. Кроме того, необходимо глубоко погрузиться в потребности, предпочтения и болевые точки потенциальных клиентов. Именно здесь вступает в игру конкурентная стратегия. Это поможет добиться конкурентного преимущества, победить конкурентов и завоевать клиентов.
Таким образом, конкуренция предприятия – это его свойство, отличное от потенциала предприятия, конкурентоспособности продукции и эффективности деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 162 с.
2. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2021. – 626 с.
3. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 386 с.
4. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2019. – 576 с.
5. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2022. – 274 с.
6. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 375 с.
7. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях/ Л.А. Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 352 с.
8. Сергеев И.В. Экономика предприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnik.biz
9. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2020. - 350 с.
10. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 275 с.
11. Черногорский С.А. Основы финансового анализа/ С.А. Черногорский. - М.: Герда, 2021. - 176 с.
12. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2019. – 367 с.
13. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г. Шипунов. - М.: Инфра-М, 2022. - 504 с.
14. Шуляк П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2023. – 502 с.
15. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 425 c.