Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные понятия религиозной прессы
1.1. Понятие и специфика религиозной прессы
Тип журналистской тематической специализации зависит от личных интересов журналиста, специфики его образования и уровня понимания им значимости темы, которой он занимается. Далее все определяется умом, талантом, уровнем владения литературным языком, способностью находить и оценивать информацию, готовностью отстаивать принципы свободы независимых суждений и следовать им, а также личной честностью.
При этом журналист имеет право на субъективные оценки, политические, религиозные и иные взгляды и никто, по крайней мере в рамках гражданского общества, не может и не должен мешать ему публично их исповедовать, декларировать и руководствоваться ими при подготовке своих материалов. Конечно, помимо жанровых типов, журналистика подразделяется на направления в соответствии со спецификой средств массовой информации — печатную, радийную, телевизионную или Интернет.
В России деятельность журналиста ограничена Законом о средствах массовой информации, государственными и ведомственными нормативными актами и документами, регламентирующими уровень открытости для публичной дискуссии отдельных материалов и фактов. Последнее имеет отношение, конечно же, исключительно к вопросам государственной безопасности и никак не относится к деятельности общественных и публичных корпораций, к которым, возвращаясь к основной теме нашего исследования, принадлежат религиозные организации, группы и конфессии в целом. Кроме всего прочего, журналистика подразделяется на независимую и корпоративную.
Журналист, действующий от имени религиозной корпорации, с одной стороны — презентует «внешнему миру» позитивный облик своей корпорации (религиозной организации), не подвергая сомнению основные корпоративные истины и догматы, а, с другой — в силу специфики профессии, имеет доступ к тайнам внутренней жизни и не может предать их огласке. Фактически религиозный журналист, работающий в рамках корпоративной этики религиозной организации, перестает быть журналистом, а становится своего рода PR технологом, промоутером бренда и контента своей религиозной организации.
Религиозная журналистика — направление журналистики, в рамках которого журналисты занимаются описанием и изучением жизни и деятельности религиозных конфессий, организаций и объединений, а также форм и степени их влияния на общественные, политические и культурные процессы. Рассмотрим виды религиозной журналистики.
Конфессиональная журналистика – это направление религиозной журналистики отражает богословскую, социальную, политическую точку зрения конфессии на существующий в мире порядок вещей в целом или аналогичную точку зрения какой-либо группы верующих, относящих себя к конкретной конфессии.
Журналист имеет право определять себя как конфессионального (православного, католического, исламского, протестантского и т.п.) журналиста даже в том случае, если он находится в конфликте с каноническим руководством конфессии, признанном государством или обществом. Другое дело, что, в этом случае, конфессиональный журналист обязан, дабы не вводить в заблуждение общество, указать на конкретную принадлежность к религиозной организации и ни в коем случае не выступать от имени той религиозной организации, к которой он не принадлежит. В противном случае он рискует быть обвиненным в деятельности, несовместимой со статусом журналиста и, по меньшей мере, провокационной.
Богословская журналистика – это направление религиозной журналистики занимается изучением и описанием богословских аспектов жизни и деятельности конфессий. Как правило, богословская журналистика является подразделением журналистики конфессиональной, поскольку трудно заниматься анализом богословия, не разделяя основных положений богословской доктрины. Это возможно, конечно, но в этом случае анализ будет носить не богословский, а, скорее, религиоведческий, описательный характер.
Для классической журналистики конца XIX–начала XX вв. богословская проблематика имела отчасти характер политический, поскольку религиозные организации доминировали в политической жизни государств (например, Православная Церковь — в России, Католическая — в Испании и т.д.) и внутриконфессиональные богословские дискуссии приобретали острый, полемический характер, втягивали в себя целые общественные слои.
Религиозно-историческая журналистика – это направление религиозной журналистики занимается исследованием актуальных вопросов религиозной истории. Речь идет не о строго научном исследовании, а о способности журналиста передать исторический контекст религиозной традиции. Показать ее влияние на современное состояние религиозной или конфессиональной жизни.
Для любой религиозной традиции и соотносящей себя с ней конфессии или религиозной организации приоритетное право на понимание и толкование истории ее развития — важнейший фактор формирования современного мироощущения и имиджа. Зачастую понимание и толкование исторических событий служат причиной для серьезных расколов внутри религиозных организаций.
Журналистика отличается от науки, прежде всего, языком изложения и масштабом аудитории. Журналистика, апеллирующая к таким важнейшим базовым понятиям, как трактовка исторических событий, является мощнейшим фактором воздействия на сознание огромной аудитории. Размер этой аудитории и масштаб воздействия прямо пропорционален амбициям религиозной организации, степени ее вовлеченности в общественную, политическую и информационную жизнь и