Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, а безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями.
Воспитание правильной осанки у детей является, прежде всего, образовательной проблемой, как и формирование всех жизненно важных двигательных навыков. Многие исследователи (М. В. Арсланов, Н. Т. Белякова, А. Н. Буровых, А. Д. Дубогай и др.) сходятся во мнении, что школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки. Уровень разработки проблемы.
Анализ научно-методической литературы показал, что проблематике профилактики нарушений осанки у младших школьников посвящены работы многих исследователей. В то же время все говорит о том, что эта проблема недостаточно разработана. Обзор специальной литературы свидетельствует о широкой распространенности функциональных нарушений осанки среди школьников.
По разным данным, они варьируются от 40 до 60%. Кроме того, среди специалистов нет единого мнения как о природе, так и о динамике нарушений осанки на протяжении школьного периода. При этом отсутствуют программы профилактики нарушений осанки на уроках физкультуры, поскольку во всех разработанных в этом направлении методах проблема решается преимущественно за счет использования различных дополнительных форм физического воспитания детей.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-3 классов предусматривает формирование правильной осанки, но не определяет пути решения этой проблемы. Поддержание правильной осанки требует последовательности и повторения. В то же время в рамках занятия и разнообразия заданий, дополняющих программный материал по развитию основных физических качеств, имеет место постоянная реальность «упущения» внимания моментов тренировки осанки ученика. Необходимо признать, что уроки физкультуры не решают проблему формирования осанки, что подтверждает актуальность данной работы.
Объект исследования- учащиеся с нарушениями осанки
Предмет исследования- оздоровительная физическая культура для учащихся с нарушениями осанки
Цель исследования- раскрыть особенности оздоровительной физической культуры для учащихся с нарушениям осанки
Задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «Оздоровительная физическая культура»
- изучить особенности нарушения осанки учащихся
- рассмотреть основы применение средств оздоровительной физической культуры с детьми, имеющими нарушения осанки
- выявить задачи по формированию осанки средствами физической культуры
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ
1.1. Содержание понятия «Оздоровительная физическая культура»
На всех этапах развития общества всегда существовала потребность в физически развитых, здоровых и психически устойчивых членах общества, способных эффективно выполнять свои социальные функции.
Удовлетворение этой потребности зависит от эффективной взаимосвязи основных процессов жизнедеятельности людей: процесса их биологического, физического, интеллектуального и духовного развития в период всестороннего развития и социализации (взросления и учебы), труда, бытовые и досуговые мероприятия, которые находятся в постоянных отношениях.
Таким образом, разработка категории «оздоровительная физическая культура» и анализ этого явления должны идти по модели тесной взаимосвязи следующих факторов:
уровень развития адаптационных возможностей организма человека к негативным воздействиям природной, социальной и производственной среды;
физическое развитие, физическая и психическая подготовка, необходимая для оптимального выполнения образовательных, профессиональных, бытовых и социальных функций;
обеспечение естественных двигательных потребностей человека, не реализуемых за счет современных методов производства, повседневной деятельности людей за счет автоматизации, компьютеризации и возникновения на этой почве гиподинамии и гипокинезии;
наличие значительных психоэмоциональных напряжений во всех сферах жизни человека;
необходимость определенного уровня физической, умственной и моральной подготовки человека как условия его последующего физического и духовного совершенствования;
необходимость установления коммуникационных связей в процессе физических упражнений.
Перечисленные факторы описывают параметры исторически сложившихся способов удовлетворения этих преобразовательных потребностей биологической и социальной природы человека в процессе физических упражнений. Исходя из данной схемы анализа, оздоровительная физическая культура на современном этапе своего развития представляет собой подсистему физической культуры, представляющую собой своевременный процесс и его результат в использовании средств, методов и форм физической культуры и функционально необходимых видов физической культуры. [7]
На современном этапе развития ОФК ее следует рассматривать как целостную и относительно самостоятельную подсистему физической культуры, имеющую свою внутреннюю и внешнюю структуру.
Внутренняя структура ОФК представляет собой устойчивую связь между духовным (социальным) и физическим (биологическим) аспектами трансформации человека и функционирует подобно физической активности.
Физическая активность – это вид социальной активности людей, процесс и результат поддержания и развития физических, умственных и духовных способностей человека посредством использования различных средств и форм физической культуры для удовлетворения потребностей личности в оптимальном быту. производительность, охрана труда, социальные и военные функции.
Физическая активность (ФА) развивается и функционирует как система, включающая в себя такие элементы, как:
1) субъект деятельности, то есть кто именно занимается физическими упражнениями (мужчины, женщины, каково их состояние физического здоровья, какая профессия, возраст, и т.п.) и занимающийся физическими упражнениями (специалист со средним или высшим образованием, профессиональным стажем, уровнем научной подготовки, физической культурой), спортивной направленности и т.п.);
2) цель - какой результат ожидается (определенное состояние здоровья, физическое развитие, спортивный результат и т.п.);
3) субъект - с какой стороны личности и ее компонентов будет осуществляться основное влияние и совершенствование (духовная или биологическая и что именно будет развиваться, совершенствовать, формироваться;
4) способы деятельности - тот, с помощью которого достигается объективная будут достигнуты: определенные физические упражнения и их комплексы, технические, гигиенические средства;
5) модальности деятельности – как будут использоваться средства во времени, в пространстве, при определенных условиях с конкретным контингентом обучающихся; [4]
6) полученный результат, который должен соответствовать цели. Именно эти компоненты внутренней структуры ФД и, прежде всего, его цель и объект составляют фундаментальную характеристику построения и функционирования внешней структуры ОФК. Итак, во внешнем устройстве фитнес-центра можно выделить два основных направления: специальное и общеоздоровительное.
Особым направлением является подсистема оздоровительной физической культуры, включающая в себя такие структурные элементы, как лечебная, реабилитационная и производственная физическая культура.
Лечебно-реабилитационная физическая культура – это управленческий и собственно медико-педагогический процесс и результат использования средств физического воспитания и медицины для восстановления сниженных и утраченных функций различных систем организма человека вследствие несчастных случаев на производстве и в быту, заболеваний, форм и содержание которых диктуются особенностями структуры и тяжести заболевания, характером физических и психических отклонений от нормы. Он понимает:
лечебная физическая культура;
физическая реабилитация;
адаптивная физическая культура.
Производственная физическая культура – это управленческий и воспитательный процесс и результат использования физической культуры как средства восстановления работоспособности, развития профессионально необходимых физических и психических качеств и профилактики профессиональных заболеваний, формы и содержание которых диктуются особенностями природы. [1]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агашин Ф.К. Биомеханический резонанс и возможности его использования в медицине / Агашин Ф.К. // Казанский медицинский журнал. Том LVI, 2019. №2-С. 64-67.
2. Агашин Ф.К. Биомеханический контроль процессов восстановления двигательной активности человека / Агашин Ф.К., Агашин М.Ф. // Сб. П-го Всесоюзного съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Тезисы докладов, М.: ФиС, 2021. - С. 24-25.
3. Агашин Ф.К. Механизмы здоровья / Агашин Ф.К. // Физкультура и спорт, 2021. №3-С. 9-11.
4. Агашин Ф.К. Биомеханический отбор спортсменов/ Агашин Ф.К. // Сб. Принципиальные вопросы биомеханического анализа спортивных двигательных действий. Малаховка, МГОИФК, 2023. - С. 6-9.
5. Агашин Ф.К. Биомеханические станки (волнары) как база новых технологий олимпийской подготовки спортсменов и оздоровительной работы с населением России / Агашин Ф.К., Агашин М.Ф., Ткачук А.П. // Олимпийский бюллетень. РГАФК.ЦОА. М., 2019. №2 - С. 66-74.
6. Агашин М.Ф. волновые тренажеры: Классификация и область применения / Агашин М.Ф. // Сборник трудов ученых РГАФК. М.: 2020. - С. 4-10.
7. Агашин М.Ф. Инструкция применения волнового :Тренажера Агашина/ Агашин М.Ф., Кахидзе А.С. М., 2020. - 16с.
8. Агашин М.Ф. Биомеханический «Тренажер Агашина»/ Агашин М.Ф., Кахидзе А.С. // Руководство по применению. М.,2022. - 30с.
9. Андрианов В.Х. Заболевание и повреждение позвоночника у детей и подростков / Андрианов В.Х., Баиров JI.A., Сидорьева В.И., Райе Р.Э. JL: Медицина, 2021.-С.256
10. П. Арсланов В.А. Педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук/ Арсланов В.А. Казань, 2016. -24с.
11. Арсланов В.А. Состояние тонуса мышц у школьников младшего возраста/ Арсланов В.А., Арсланова JI.M. // Растущий организм в условиях мышечной деятельности. Казань, 2020. - С . 18-21
12. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения / Баранов А.А. //Рос. педиатр, журнал. -2018. №1. -С.5-8