Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования определяется следующими факторами. Одной из наиболее важных задач модернизации системы общего образования сегодня нужно признать разработку эффективных педагогических технологий помощи личности в процессе ее саморазвития в учебной и внеучебной деятельности общеобразовательной школы. Эта задача ориентирует педагогическое сообщество на понимание процесса саморазвития личности как базового условия для развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности и общества. Успешное саморазвитие личности – это основа дальнейшей адаптации выпускников школ в системе профессионального образования их эффективной самореализации в системе трудовых, социальных и культурных отношений.
Саморазвитие личности – это уникальный процесс, который необходимо рассматривать в контексте процессов и идентификации личности. Здесь индивидуализация сущностно связана с самоактуализацией, а идентификация являет собой главный механизм саморазвития человека.
Рассматривая воспитание, образование, обучение человека как развитие его внутренних (душевных, психических) и внешних (физических, творческо-деятельностных) сил, нужно понимать под воспитанием в широком смысле процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей; воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.
Саморазвитие личности – широкое понятие, вбирающее всю полноту самодетерминации процессов социализации, аккультурации и инкультурации, развернутых в социально-культурном воспитательном пространстве.
Современный этап развития человечества, социально-экономические катаклизмы в обществе обострили проблемы нравственности, культуры. Современная парадигма образования ориентирована на воспитание нравственного, культурного человека новой формации в соответствии с потребностями, готового принимать непосредственное участие в практически-деятельностном освоении окружающей действительности.
Одним из путей решения данной задачи является гуманизация образования на основе педагогики сотрудничества, предусматривающей создание реальных условий для педагогической поддержки личностного саморазвития учащихся в процессе школьного образования.
Основной целью данного исследования является анализ возможностей школы в сфере саморазвития личности учащегося. Такая цель достигается путем решения следующих задач:
- привести понятие саморазвития личности;
- обозначить факторы, влияющие на саморазвитие личности учащегося;
- выявить роль школы в саморазвитии личности учащегося;
- охарактеризовать учебную деятельность как средство саморазвития личности учащегося;
- определить особенности внеучебной деятельности как средства саморазвития личности учащегося;
- рассмотреть специфику создания условий для саморазвития личности учащегося в школе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя отдельные параграфы в соответствии с логикой поставленных задач, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
1.1 Понятие саморазвития личности
Понятие саморазвития личности является одной из ключевых тем в современной психологии. Этот процесс охватывает широкий спектр аспектов, связанных с ростом и развитием индивида внутри себя. Саморазвитие личности является активной и целенаправленной деятельностью, направленной на расширение кругозора, повышение качества жизни и достижение личностных целей.
Одним из основных механизмов саморазвития личности является образование. Через получение новых знаний и навыков человек расширяет свой кругозор, развивает интеллект и способности. Образование играет важную роль в процессе саморазвития, так как помогает человеку понять себя и мир вокруг него, улучшить свое качество мышления и эмоциональное состояние.
Саморазвитие личности является неотъемлемой частью процесса образования и самообразования. Оно представляет собой постоянный рост и развитие индивида во всех сферах его жизни, основанных на добровольном приобретении новых знаний, навыков и опыта .
Образование, в широком смысле, предоставляет нам формальные и структурированные возможности для приобретения знаний и навыков. Оно включает в себя школьное и высшее образование, профессиональные тренинги, курсы повышения квалификации и многое другое. Это систематизированный подход, который помогает учащимся понять и усвоить материалы в определенной области знаний.
Однако саморазвитие личности – это нечто большее, чем просто формальное образование. Это более широкий процесс, который происходит за пределами классной комнаты или курсов. Саморазвитие личности требует самодисциплины, мотивации и постоянного стремления к самосовершенствованию.
В процессе саморазвития личности мы непрерывно расширяем свои познания в различных областях, развиваем навыки, оттачиваем умения и вырабатываем новые перспективы. Мы открываем новые горизонты, исследуя разные культуры, искусства и науки. Мы читаем книги, слушаем лекции и общаемся с экспертами в разных областях.
Одна из ключевых ценностей саморазвития личности заключается в том, что мы становимся активными участниками своего обучения. Мы берем на себя ответственность за свое развитие и активно ищем новые возможности для роста. Мы можем выбирать, что учить, в каком направлении развиваться и какой навык приобрести.
Саморазвитие личности и самообразование помогают нам не только углублять свои знания, но и развивать навыки самоорганизации, управления временем и самомотивации. Мы становимся более гибкими, адаптивными и уверенными в себе, что дает нам возможность успешно преодолевать любые вызовы, которые нас поджидают.
В результате саморазвития личности мы становимся более сбалансированными и осознанными индивидами. Мы лучше понимаем себя, свои ценности и страсти. Мы можем по-настоящему раскрыть свой потенциал и реализовать себя в жизни. Саморазвитие стимулирует нас к постоянному росту и помогает создать гармоничный и осмысленный образ жизни.
Таким образом, саморазвитие личности в процессе образования и самообразования является необходимым элементом для достижения личной и профессиональной успешности. Оно позволяет нам расти и развиваться, открывать новые горизонты и реализовывать свой потенциал. Саморазвитие – это не только инвестиция в себя, но и ключевой фактор на пути к личной и профессиональной фулфилментации.
Кроме образования, саморазвитие личности включает в себя и самоанализ. Самоанализ – это процесс изучения и понимания своих мыслей, чувств и поведения. Это важный фактор саморазвития личности, поскольку он позволяет людям осознать свои сильные и слабые стороны, а также области для улучшения.
Самоанализ помогает людям лучше понять себя, свои ценности, цели и мотивации, позволяет людям выявить области, в которых они могут улучшить себя. Это может включать как личные качества, так и навыки. Осознав свои области для улучшения, люди могут предпринять шаги для работы над ними.
Самоанализ побуждает людей брать на себя ответственность за свои мысли, чувства и поведение и принимать более обоснованные решения. Это может привести к большему чувству контроля над своей жизнью и выбором, а понимая свои ценности и цели, люди могут принимать решения, которые соответствуют их долгосрочным интересам .
Самоанализ способствует психологическому благополучию. Понимая и принимая себя, люди могут испытывать большее удовлетворение жизнью и более высокие уровни самооценки.
Самоанализ – это непрерывный процесс. Это не то, что можно сделать один раз и забыть. Чтобы получить максимальную пользу от самоанализа, важно регулярно уделять ему время и быть честным с самим собой.
Кроме того, саморазвитие личности включает и развитие навыков коммуникации. Умение эффективно общаться с другими людьми является ключевым аспектом саморазвития. Человек, который развивает свои навыки общения, может лучше понимать других людей, строить гармоничные отношения и достигать совместных целей.
Помимо этого, саморазвитие личности включает и работу над самосовершенствованием. Человек должен стремиться к постоянному развитию своих навыков, умений и качеств. Для этого важно осознавать свои цели и ценности, а также разрабатывать планы действий для их достижения. Самосовершенствование является непрерывным процессом и требует от человека усилий и самодисциплины .
Таким образом, саморазвитие личности является важным аспектом жизни каждого человека. Оно позволяет индивиду развивать свой потенциал, улучшать качество жизни и достигать личных целей. Процесс саморазвития включает образование, самоанализ, развитие навыков коммуникации и самосовершенствование. Только постоянное стремление к саморазвитию поможет человеку стать лучше, как профессионально, так и личностно.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Ахмерова, Н.М. Генезис проблемы творческого саморазвития школьников в контексте личностно ориентированного обучения / Н.М. Ахмерова, А.Г. Маджуга // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 11. – С. 152-157.
2 Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность: создание условий для самоопределения обучающихся / Е.Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 34-40.
3 Геймификация и саморазвитие обучающихся в условиях школы новой генерации: коллективная монография / [О.А. Алексеева, Л. В. Панфилова, В. А. Полякова, Т. В. Разумовская]; под научной редакцией В. А. Поляковой. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2017. – 70 с.
4 Деревенцова, С.И. Я-концепция личности и педагогические приемы для саморазвития и профессионального самоопределения учащегося / С.И. Деревенцова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2023. – № 7. – С. 35-39.
5 Иванова, А.В. Педагогическая поддержка личностного саморазвития учащегося в процессе школьного образования / А.В. Иванова, В.Н. Эверстова, Н.А. Иванова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – № 1. – С. 83-89.
6 Иванова, И.В. Сопровождение саморазвития учащихся в дополнительном образовании / И.В. Иванова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2015. – № 396. – С. 183-193.
7 Компетенции педагога 21 века: развитие полисубъектности / Е.Н. Кролевецкая, В.Н. Кормакова, Г.В. Макотрова [и др.]. – Белгород: Издательский дом «БелГУ»: НИУ «БелГУ», 2022. – 254 с.
8 Майорова, Н.И. Учебное сотрудничество как способ активизации саморазвития учащегося / Н.И. Майорова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 38. – С. 57-61.
9 Пашков, А.А. Педагогическое обеспечение саморазвития личности старшеклассника в учебной и внеучебной деятельности / А.А. Пашков // Вестник МГУКИ. – 2022. – № 6. – С. 221-224.
10 Пашков, А.А. Саморазвитие личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности общеобразовательной школы / А.А. Пашков // Труды СПБГИК. – 2023. – №. 195. – С. 98-102.
11 Саморазвитие и самореализация личности школьника на основе толерантного сознания и поведения: монография / под ред. д-ра пед. наук, проф. Р.С. Димухаметова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2019. – 315 с.
12 Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко. – Москва: НИИ шк. технологий, 2005. – 185 с.
13 Синицын, Ю.Н. Основы духовно-нравственного воспитания: учебное пособие / Ю.Н. Синицын, А.Г. Хентонен. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. – 180 с.
14 Халикова, Л.Р. Психолого-педагогическое сопровождение самопознания и саморазвития школьников: Учебное пособие к модулю «Психолого-педагогическое сопровождение самопознания и саморазвития школьников» / Л.Р. Халикова. – Уфа: ИРО РБ, 2021. – 56 с.
15 Халимонова, Е.Н. Технология саморазвивающего обучения / Е.Н. Халимонова // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – № 2. – С. 161-165.
16 Юшкевич, Е.В. Педагогическое сопровождение саморазвития учащихся основной школы / Е.В. Юшкевич // Нижегородское образование. – 2019. – № 3. – С. 146-152.