Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что только сов-местное реагирование населения и государственных структур на такие неблаго-желательные факты может предупредить массовые негативные последствия. Права потребителя и их защита будет обеспечена в полной мере. Закон о защите прав потребителей сравнительно недавно вошел в нашу повседневную жизнь. Но необходимость регулировать взаимоотношения, возникающие между контр-агентами при заключении сделки купли-продажи, осознана очень давно. В то же время, современный уровень защиты прав потребителей в Российской федера-ции характеризуется большим количеством проблем как практического, так теоретического характера.
За последние годы произошли глобальные изменения нашего российского общества. Социально-политическая сфера страны претерпела кардинальные преобразования, активизировалась правовая жизнь России, изменилась законо-дательная система, увеличилась сфера влияния гражданских правовых институ-тов. Данная трансформация обусловлена развитием рыночных отношений в России, которые формировались в виде цивилизованной системы взаимоотно-шений производителей, продавцов и потребителей. В российской правовой си-стеме зарождался институт защиты прав потребителей.
Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (да-лее – Закон о защита прав потребителей) впервые закрепил основные права и интересы потребителей, которые отвечали международно-правовым стандартам в этой сфере, определил круг прав потребителей, установил механизм их реали-зации, а также усилил социальные гарантий граждан, повысил ответственность производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своих това-ров, работ, услуг, что в условиях отсутствия развитой конкуренции привело к повышению качества продукции и услуг.
Однако, по сей день, остается множество нерешенных вопросов, связан-ных с защитой прав потребителей. Действующее законодательство не гаранти-рует эффективность защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг.
Так, дискуссионными вопросами остаются: сфера применения законода-тельства о защите прав потребителей, необходимость введения обязательного претензионного порядка, выбор верного способа защиты, верное распределение бремени доказывания и др.
Изложенное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью настоящей работы является анализ основных процессуальных осо-бенностей дел с участием потребителей.
Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих задач:
- анализ правового регулирования судебной защиты прав потребите-лей анализ судебной практики по исследуемой теме;
- рассмотрение некоторых процессуальных особенностей рассмотре-ния гражданских дел о защите прав потребителей.;
- выявление проблематики судебной защиты прав потребителей.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, воз-никающие в связи с защитой прав и интересов потребителей товаров и услуг.
Предметом исследования выступает институт защиты прав потребителей, судебная практика и теоретические взгляды российских правоведов на пробле-мы защиты прав потребителей.
При написании работы были использованы такие методы, как: общенауч-ные (конкретизация, анализ и синтез, логические методы, исторические и др.); специально-юридические (формально-юридический, историко-правовой и др.).
Эмпирической основой исследования явились результаты собственных ис-следований, исследования других авторов и коллективов, нормативные доку-менты и другие источники.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами диссер-тационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1. Правовое регулирование судебной защиты прав потребителей
Поскольку потребитель в отношениях, связанных с его потреблением, яв-ляется незащищенной стороной, то государство берет на себя функцию по обес-печению эффективной системы защиты прав потребителей .
Интересы потребителя, его право на качество и безопасность товара явля-ются приоритетом развития законодательства в этой сфере.
В основу законодательства Росси в сфере защиты прав потребителей легли принципы, закреплённые в международных правовых актах.
Все права потребителя являются обязанностями продавца, а гарантом реа-лизации этих прав является государство в лице Федеральной антимонопольной службы РФ и поддержке новых экономических структур, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судеб-ной системы .
Национальным источником права в этой сфере является Гражданский ко-декс РФ (далее - ГК РФ), Закон «О защите прав потребителей», и иные феде-ральные законы и нормативные правовые акты РФ. При этом, исходя из содер-жания ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ) и Закона «О защите прав потребителей» (ст. 1.), нормы ГК РФ имеют приоритетное положение по отношению к иным НПА. Иными словами, специальным законом следует руководствоваться только в тех случаях, когда правоотношения не урегулированы нормами ГК РФ, что распро-страняется и на специальный закон о защите прав потребителей.
К Закону «О защите прав потребителей» могут отсылать и иные законы, например, ФЗ от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части вто-рой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым потребитель пользуется правами и гарантиями, предоставляемыми ГК РФ, За-коном РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Большое значение в качестве источника правоприменительной практики в рассматриваемой сфере имеют постановления Верховного Суда РФ и обзоры Верховного Суда РФ, имеющие большое значение для унификации судебной практики. В 2012, 2017 гг. изданы Обзоры судебной практики по делам в обла-сти защиты прав потребителей финансовых услуг. В 2021 Президиумом Вер-ховного Суда РФ утвержден Обзор судебной практики, посвящённый спорам, происходящих из договоров розничной куплипродажи, выполнения работ (ока-зания услуг), также Обзор коснулся и защиты прав потребителей финансовых услуг, как и Обзор от 2022 г. Вероятно, усиленное внимание защите прав потре-бителей финансовых услуг обусловлено особым разнообразием и большой спе-цификой финансовых услуг и инструментов, предоставляемых на финансовых рынках.
Несмотря на обилие нормативно-правовых актов в области защиты прав потребителей, не исключается в правоприменительной практике возникновение коллизий, что происходит из-за несогласованности нормативно-правовых ак-тов .
С принятием Закона №135-ФЗ от 01.05.2022 устанавливается для продав-ца, исполнителя, владельца агрегатора ограничения, связанные с необоснован-ным запросом персональных данных потребителей. Поскольку потребитель яв-ляется слабой стороной в договорных отношениях (реально не влияет на усло-вия договора, а только может согласиться или не согласиться с ними), законода-тель прописывает недопустимые условия договора . Однако существует мнение, в соответствии с которым российское законодательство о защите прав потреби-телей избыточно лояльно к потребителям, что хоть и является прогрессивным, но в то же время создает предпосылки для злоупотреблений со стороны самих потребителей, что в научной литературе обуславливает появление термина «по-требительский экстремизм» .
Таким образом, сфера защиты прав потребителей не ограничивается спе-циальным законом и ГК РФ, она богата разнообразными источниками, которые совершенствуются и дополняются, однако, эта тенденция имеет двоякую при-роду: хаотичное совершенствование одних нормативно-правовых актов приво-дит к их несогласованности с другими нормативноправовыми актами; что сни-жает возможности потребителей на защиту своих прав.
1.2. Рассмотрение судами гражданских дел о защите прав потребите-лей
Судебная защита прав и свобод гражданина в нашей стране гарантирована статьей 46 Конституции Российской Федерации. В статье 47 Конституции Рос-сийской Федерации говорится, что никто не может быть лишен права на рас-смотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесе-но законом. В статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено следующее: «заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законо-дательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен».
Защита прав потребителей выражается в следующих формах:
- взыскание убытков;
- взыскание неустоек и иных штрафных санкций;
- принуждение к исполнению обязательств в натуре;
- привлечение к административной ответственности.
В статье 17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года «О за-щите прав потребителей» закреплено право потребителей на судебную защиту в случае нарушения его продавцом, изготовителем, исполнителем.
Дела по защите или восстановлении нарушенных прав потребителей отно-сятся к категории гражданских дел, а это означает, что их производство во всех судах Российской Федерации регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, а также Законом «О защите прав потребите-лей».
Процедура защиты начинается с возбуждения гражданского дела исково-му заявлению потребителя или по заявлению организации, в адрес которой об-ратился потребитель, с целью защиты и восстановления своих законных прав. Все обращения составляются в установленном законом порядке.
При подаче искового заявления в суд, потребитель, основываясь на пра-вилах альтернативной подсудности вправе обратиться по месту:
- адресу организации (в случае, когда ответчиком является Индиви-дуальный предприниматель, по месту его жительства);
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Когда иск подается к филиалу или представительству организации, то по-требитель вправе обратиться по адресу филиала или представительства данной организации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 131 Гражданского процессуаль-ного кодекса Российской Федерации, исковое заявление подается в суд на бу-мажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд . Исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство об обеспечении иска, должно быть подписано усиленной квалифицированной элек-тронной подписью.
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребители, и иные истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов потребителей, от уплаты государственной пошли, освобождаются, также это закреплено в законодательных актах Российской Федерации о налогах и сборах.
Из содержания статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» следу-ет, что органы государственного надзора, органы МСУ, общественные организа-ции потребителей (ассоциации, союзы), управомоченны предъявлять исковые требования в суда с целью пресечения противоправных действий изготовителей, исполнителей, продавцов и т.д., от лица неограниченного круга потребителей.
В случае нарушения прав потребителей, закрепленных в Законе РФ «О защите прав потребителей», которые добровольно не были удовлетворены про-давцом (исполнителем, изготовителем и т.д.) в судебном порядке с ответчика взыскивается штраф, в независимости от того были ли такие требования заявле-ны при подаче искового заявления или нет.
При принятии решения о наложении штрафных санкций, суд в резолютив-ной части решения обязует выплатить 50% суммы штрафа общественной орга-низации потребителей (ассоциации, союзу), представлявшей интересы потреби-теля, т.е. организации предъявившей иск.
Стоит отметить, что при рассмотрении споров о защите прав потребите-лей в суде, условия договора, ущемляющие права потребителя, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, регулирующими подоб-ные правоотношения, признаются недействительными.
Также, если в результате исполнения договора, который ущемляет права потребителя, последним понесены убытки, то их возмещение в полном объеме является обязанностью продавца (исполнителя, изготовителя и т.д.)
При рассмотрении существенных недостатков выполненных работ, кото-рые являются основание для одностороннего расторжения сделки для полного возмещения понесенных убытков покупателя и наложения штрафных санкций на продавца, то под этим следует понимать неустранимые недостатки, а также недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат време-ни или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, либо другие подобные недостатки.
Понесенные убытки покупателей (услугополучателем) подлежат возме-щению продавцом (исполнителя, изготовителя и т.д.) в полном объеме, когда они появились в результате исполнения договора, который ущемляет права по-требителя.
Недействительная сделка - это мнимая, оспоримая или ничтожная сделка. В обязанности участников данной сделки входит возврат другой стороне всего имущества, полученного в результате исполнения сделки или возмещение стои-мости имущества в денежном выражении .
Вопросы о правомерности сделки регулируются статьей 180 Гражданско-го кодекса Российской Федерации , в которой закреплено, что недействитель-ность части сделки не влечет за собой недействительности прочих ее частей, ес-ли можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недей-ствительной ее части. В случае, когда сделка бы не состоялась без включения недействительных ее условий, то такая сделка считается недействительной в це-лом.
Большая часть прав потребителей в сфере потребительских правоотноше-ний, имеющих практическое значение и часто нарушаемые, наиболее точно ре-гламентируются законом РФ «О защите прав потребителей». В данном законе закреплены следующие, основополагающие права потребителей, например, пра-во свободного выбора товаров (работ и услуг). Это означат, что любой товар, находящийся в магазине, должен быть продан, а любая услуга, относящаяся к профилю исполнителя, оказана по требованию потребителя. То есть из этого следует, что выбор должен быть абсолютно свободным, без намеков на косвен-ное или тем более прямое принуждение. Также запрещается приобретение от-дельных видов товаров только при обязательном приобретении иных (т.е. навя-зывание услуг).
Согласно правилам продажи отдельных видов товаров, которые были утверждены Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный то-вар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», если доставка крупногабаритного товара осуществляется силами покупателя, то продавец обязан на безвозмездной основе обеспечить погрузку товара на транс-портное средство покупателя .
Так, из пункта 7 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» сле-дует, что данное правило распространяется на товары весом, превышающим 5 кг. Если продавец отказывается от исполнения обязанностей по погрузке товара в транспортное средство покупателя, то покупатель вправе совершить ее за свой счет, а все понесенные расходы будет обязан возместить продавец .
Кроме того, при разрешении споров по делам о защите прав потребителей предусматривается компенсация морального вреда. Согласно статье 151 Граж-данского кодекса Российской Федерации, моральный вред - это физические или нравственные страдания, причинённые субъекту правоотношений действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягательство на при-надлежащее субъекту нематериальные блага .
Для возможности заявить требования о компенсации морального вреда необходимо одновременное наличие следующих условий:
Субъект правоотношений претерпел физические и нравственные страда-ния;
Противоправные действия или бездействие причинителя вреда, которые направлены на нарушение неимущественного права или посягательств на при-надлежащее субъекту нематериальные блага;
Причинно-следственная связь между противоправными действиями или бездействием причинителя вреда и моральным вредом.
Размер компенсации морального вреда определятся судом отдельно от других требований, т.е. размер имущественного вреда, убытков и других иму-щественных требований не влияет на сумму морального вреда. Моральный вред выражается в денежной форме и определяется соглашением сторон, но зачастую определяется судом при разрешении им спора.
В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что при определении размера компенсации морального вреда суд должен руко-водствоваться степенью вины нарушителя, учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями постра-давшего, а также другие обстоятельства заслуживающие внимания. Кроме того, не должны быть опущены непосредственные требования, которые должны соот-ветствовать принципам справедливости и разумности. И как уже говорилось ра-нее, заявленные требования никак не соотносятся с компенсацией морального вреда.
По тем же основаниям, как и в статье 15 Закона РФ «О защите прав по-требителей» продавец (изготовитель, исполнитель и т.д.) освобождается от от-ветственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежа-щее исполнение произошло из-за непреодолимой силы, кроме того по иным ос-нованиям которые содержаться в Законе РФ «О защите прав потребителей» .
Законодатель в понятие непреодолимой силы закладывает, что это чрез-вычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, к ним от-носятся землетрясения, наводнения, засухи и тому подобные стихийные при-родные явления, а также общественные явления (войны, эпидемии, широкомас-штабные забастовки, объявление карантина). Кроме того, в статье 401 Граждан-ского кодекса Российской Федерации указаны и обстоятельства, которые никак не относятся к непреодолимой силе: нарушение обязанностей со стороны контр-агентов должника, отсутствие на рынке необходимых для исполнения обяза-тельства товаров, отсутствие необходимых денежных средств.
На основании части 1 статьи 212 ГПК РФ суд вправе обратить к немед-ленному исполнению решение по делам, связанным с защитой прав потребите-лей, только по инициативе истца и лишь в случае, если вследствие особых об-стоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущер-бу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Доказатель-ства, подтверждающие наличие обстоятельств, в силу которых возникает необ-ходимость обращения решения к немедленному исполнению, должен предста-вить истец. Вопрос о необходимости немедленного исполнения такого решения суду надлежит обсуждать одновременно с принятием решения по делу.