Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных рыночных отношениях в Российской Федерации в ст. 50 ГК РФ представлено, что в качестве юридических лиц (предприятий) могут выступать такие субъекты, которыми преследуется цель извлечения прибыли либо они могут не иметь извлечение нужного размера прибыли как цель и не осуществляют распределение полученной суммы прибыли между своими участниками. К представленным группам относят разного рода общества, муниципальные и государственные компании, производственные кооперативы и пр.
Само функционирование сегодня в РФ коммерческих и некоммерческих предприятий разного рода организационно-правовых форм вызвано разного рода процессами социально-экономического характера, которые связаны с существованием рыночной экономики.
В современных условиях функционирования организаций, характеризующихся нестабильностью экономической и политической обстановки, дефиците финансовых ресурсов, важным вопросом является оценка инвестиционной привлекательности компаний в целях привлечения дополнительных средств и повышения эффективности их использования. Поскольку инвестиции в предприятия позволяют обеспечивать технологическое совершенствование, повышение конкурентоспособности продукции, они являются катализатором развития не только самой организации, но и экономики страны в целом. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности организации начинается с определения факторов, оказывающих существенное влияние на ее деятельность. Одним из таких факторов можно назвать организационно-правовую форму компании, что подчеркивает актуальность темы курсовой работы.
Актуальность вышесказанного обусловила выбор темы курсовой работы, целью которой является характеристика современных организационно-правовые форм предприятий. Исходя из данной цели, задачами курсовой работы являются:
- представить разницу между коммерческими и некоммерческими предприятиями в РФ;
- рассмотреть факторы, которые влияют на осуществление выбора организационно-правовых форм предприятий в РФ;
- раскрыть характеристику организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
- определить организационно-правовые формы коммерческих организаций;
- представить характеристику хозяйственного партнерства как особой организационно-правовой формы.
В представленной работе объектом исследования являются предприятия в РФ. Предметом изучения - организационно-правовые формы российских предприятий.
В ходе написания работы применялись различные методы, способы и приемы, в том числе методы индукции и дедукции, метод диалектического анализа, методы сводки и группировки данных. Методическим обеспечением исследования явились нормативные и законодательные акты РФ, специальная литература, а также материалы периодической печати.
Во введении обоснована актуальность темы исследования. В первой главе излагаются теоретические основы различных форм предприятий. Во второй главе даётся характеристика различных организационно-правовых форм в России. В заключении сделаны выводы по всей курсовой работе.
Курсовая работа изложена на 35 листах машинописного текста и включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников из 22 наименований, 2 таблиц, 2 рисунков.
.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Отличие коммерческих и некоммерческих предприятий
Сегодня предприятие выступает в качестве самостоятельной хозяйственной единицы, у которой имеется право юридического лица, используются все имеющиеся ресурсы с целью производства продукции (работ и услуг), чтобы удовлетворять потребности общества и получать (если таковое прописано его формой) нужную прибыль . Все предприятия бывают двух видов: коммерческие и некоммерческие.
Создание коммерческих предприятий может быть в различных организационно-правовых формах (ОПФ). Это определяют факторы :
1) какого рода собственность – база коммерческой организации (бывают частной, муниципальной, государственной, общей собственности);
2) на какого рода принципах было объединение собственников и передача их имущества данному предприятию.
Согласно указанным факторам, создавать организации могут в такого рода ОПФ:
1. Хозяйственные товарищества – к ним относят полное товарищество и коммандитное товарищество (иначе - товарищество на вере).
2. Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, публичное и непубличное акционерные общества.
3. Производственные кооперативы.
4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия .
В условиях современной экономики важно понимать, что коммерческими и некоммерческими организациями ставятся перед собой разного рода миссии, у них разными являются целевые аудитории и стратегии по разрешению проблем, которые возникают в процессе ведения деятельности. Нужно представить подробнее ключевые отличия (рис. 1).
Рисунок 1 – Признаки отличия коммерческих от некоммерческих
организаций в РФ
Далее представлены признаки с рисунка 1 более подробным образом.
1. Цель. Как особо важное различие различий между коммерческой и некоммерческой организацией можно отметить направленность деятельности таких субъектов. Хоть коммерческие организации могут ставить перед собой большое количество целей, все же их главная задача – извлечение прибыли и разработка товаров и услуг с эффектом по максимуму, которые будут иметь определенного рода ценность для потребителей . В некоммерческой организации при этом не является приоритетом извлечение прибыли. Вместо этого их деятельность носит цели нематериального характера.
2. Финансовое обеспечение. Коммерческие организации, как правило, финансируют собственные усилия на начальных этапах при помощи заемного капитала, доходов от продажи, долевого участия в капиталах иных субъектов экономики. Некоммерческие организации при этом получают денежные средства от фондов, государства, от взносов членов данной же организации, от доходов от аренды помещений и пр.
3. Разнообразие аудитории. У некоммерческих организаций целевая аудитория может быть гораздо шире, чем у коммерческих, по причине того, что коммерческие организации имеют стремление достигать и определять отношения с потребителями, которые будут приобретать продукты/услуги данной организации, способствуя тем самым получению прибыли .
4. Лидерство. Исполнительное руководство в коммерческой организации, как правило, совершенно четко определено. При этом руководство некоммерческой организацией осуществляет коллегиальный высший управленческий орган (если говорить об автономной некоммерческой организации); а также общее собрание членов (если речь о некоммерческом партнерстве). Как раз они будут нести ответственность за будущее данной организации, не обладая при этом прямой властью финансового характера .
5. Сотрудники. В коммерческой организации задействованным является наемный персонал, стажеры и люди, которые работают согласно гражданско-правовым договорам. При этом в некоммерческих организациях работают не только те люди, что представлены выше, но и добровольцы, волонтеры, а также непосредственно сами участники.
6. Форма деятельности. Коммерческие организации могут осуществлять деятельность как АО, ООО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы согласно ст. 50 ГК РФ . Если говорить о некоммерческих организациях, то в основе своей в РФ это благотворительные фонды, разного рода ассоциации, союзы и религиозные объединения и пр. согласно закону.
7. Регистрация. Орган, который осуществляет регистрацию деятельности организации коммерческой направленности – Федеральная Налоговая Служба. Для некоммерческих организаций для такого рода есть Министерство Юстиции .
8. Ограничения по правоспособности. В качестве довольно значимого отличия между коммерческими и некоммерческими организациями выступает то, что в коммерческих организациях у участников присутствуют права и обязанности, которые установлены кодексами РФ. Некоммерческим организациям присущей является правоспособность ограниченного характера. Это представлено в уставе данной организации, это и будет установлением прав и обязанностей. Конечно, данного рода права и обязанности не должны вступать в противоречие действующему законодательству.
1.2. Исторические аспекты организационно-правовых форм XX-XXI вв. и факторы, влияющие на выбор организационно-правовой
формы предприятия
Формирование предпринимательства и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в начале XX века связано с развитием капиталистических процессов в экономике и общественной жизни. До 1917 года продолжают активно создаваться акционерные общества, например, в 1916 году В. Ф. Треповым, А. И. Вышнеградским, А. И. Путиловым было образовано «Алтайское металлургическое акционерное общество» с основным акционерным капиталом в 25 млн руб.
Новой организационно-правовой формой того периода можно назвать товарные биржи, на которых производилась торговля зерном, мясом, сахаром, маслом, углем и другими товарами. Значение биржи состояло в выравнивании размера рыночных цен на определенные товары. В деятельности бирж могли принимать участие крупные предприниматели, владеющие значительным капиталом.
Революция 1917 года предопределила существенные изменения системы гражданско-правовых отношений в целом, в том числе в содержании предпринимательской деятельности и реализуемых организационно-правовых форм. Идеология нового государства была построена на отрицании частноправовых отношений, а потому сосредоточение всех материальных ресурсов и их реализация осуществлялась в рамках государственной формы собственности.
Несмотря на то, что организационно-правовые формы, сформированные к началу XX века, имели место быть, однако все они были подчинены общему режиму плановой экономики, а затем они полностью устранены либо органически слиты воедино с государственным сектором, как это произошло с кооперативными юридическими лицами.
Общей организационно-правовой формой всех юридических лиц в первой половине XX века являлось хозрасчетное предприятие, которое по своему содержанию соответствовало идеям социалистического государства.
Частные учреждения, в соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1922 года, существовали как больницы, музеи, ученые учреждения, публичные библиотеки и т.д., которые учреждались с разрешения органов советской власти.
В данном акте отмечалось, что государственные предприятия и их объединения, переведенные на хозяйственный расчет и не финансируемые в сметном порядке, выступают в обороте, как самостоятельные и не связанные с казной юридические лица.
Более подробную регламентацию организационно-правовых форм юридические лица получили в связи с принятием Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.
В статье 24 данного акта указывалось, что юридическими лицами являются :
- государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс;
- учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету;
- государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс;
- колхозы, межколхозные и иные кооперативные организации и их объединения, другие общественные организации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, предприятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс;
- государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации;
- другие организации в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР.
Таким образом, можно сказать, что в советском российском государстве предпринимательская деятельность юридических лиц, их производственная деятельность была построена на основах государственной форм собственности, что предопределило особых характер их деятельности.
Существование индивидуального предпринимательства в советском государстве не допускалось, а потому отсутствовало соответствующее правовое регулирование. В целом, можно сказать, что предпринимательство в советском праве не предполагалось в принципе, в том понимании, которое сформировалось в капиталистических государствах и которое существует сейчас.
Однако важно отметить, что в последние десятилетия существования СССР начинается ослабление государственной власти применительно к деятельности юридических лиц.
Например, Закон СССР о государственном предприятии 1987 года предоставил предприятиям право переходить на арендные отношения и соответственно предопределил выход из отраслевого подчинения государственным управленческим органам.
Кроме того, предприятиям было предоставлено право создания на договорных началах концернов, консорциумов, межотраслевых государственных объединений, государственных производственных объединений, различных ассоциаций и других крупных организационно-правовых структур, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий, создаваемых с фирмами иностранных государств .
Важным элементом в развитии экономических отношений стало принятие закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», предоставивший гражданам заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.
По статистике число индивидуальных предпринимателей с 1988 года возросло на 69%.
Закон СССР от 26.05.1988 №8998-XI «О кооперации в СССР» предопределил создание новой организационно-правовой формы предпринимательской деятельность – социалистическую кооперацию, которую называют прообразом малых частных предприятий.
Постсоветский период развития предпринимательской деятельности и организационно-правовых форм характеризуется развитием частной собственности, что было закреплено в Законе 1990 года «О собственности в РСФСР».
Новой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности считалось малое предприятие, создание которого было предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».
Современный этап развития организационно-правовых форм связан с принятием в 1994 году Гражданского кодекса Российской Федерации, который содержит перечень действующих в организационно-правовых форм юридических лиц.
Таким образом, развитие предпринимательства и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности прошло длительный путь исторического развития.
Частно-правовые отношения, активно развивающиеся в дореволюционный период, сменялись публичной собственностью на все ресурсы и переходом управления всеми торговыми и производственными отношениями в руки государства.
Однако с каждым новым этапом исторического развития совершенствовалось законодательство и юридическая техника построения норм, что, несомненно, способствовало формированию современных представлений о предпринимательской деятельности, потому проведение исследований в контексте генезиса тех или иных явлений представляется важным элементом в понимании организационно-правовых форм.
В условиях современных рыночных отношений, выступая в качестве основного элемента экономики, предприятия существуют и создаются для того, чтобы производить продукцию, оказывать различного рода работы и услуги.
С целью того, чтобы предприятием приносился реальный доход, физическому или юридическому лицу изначально нужно определиться с выбором организационно-правовой формы такого предприятия .
На указанный выбор оказывает влияние большое количество факторов (рис. 2).
Рисунок 2 – Факторы, оказывающие влияние на выбор
организационно-правовой формы предприятия
1. Начальный капитал, который есть на цели образования предприятия. С суммой до 100 тыс. руб. может быть создана небольшая компания по оказанию различного рода работ и услуг (к примеру, услуги сантехника либо электрика; по осуществлению уборки офисов и квартир, грузоперевозок, агентство недвижимости и пр.).
Для данных целей нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) .
Хотя некоторые из представленных выше предприятий могут быть образованы и в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) (к примеру, клининговое агентство).
2. Сумма прибыли, которую хотел бы получать владелец предприятия. Если такого рода доход нужен в сумме порядка 50 тыс. руб. ежемесячно, то нужно для создания такого предприятия избрать форму собственности индивидуального характера, а если предполагается получение более высоких сумм доходов, то нужно создавать общества (с ограниченной ответственностью, акционерные, к примеру) .
3. Вид деятельности (небольшая компания, производственная фирма и т.д.).
4. Месторасположение предприятия (в городской черте либо за пределами крупного населенного пункта).
5. Категории и численность персонала и пр. У предприятий с частной формой собственности могут быть в штате от 1 до 10 чел. персонала. Общества с ограниченной ответственностью уже будут иметь в штате сотрудников от 10 до 100 чел. Акционерные общества обязаны согласно законодательству иметь штат сотрудников от 100 чел. и выше .
6. Система налогообложения также имеет важное значение для осуществления выбора ОПФ предприятия (общая система налогообложения либо упрощенная система налогообложения и пр.). Нужно заметить, что организационно-правовая форма имеется как у коммерческих предприятий, так и у некоммерческих предприятий.
Следовательно, в данном разделе приведены только важнейшие отличия коммерческих и некоммерческих организаций, однако в действительности их много большее количество.
Многое находится в зависимости от определенного рода некоммерческих организаций.
В РФ некоммерческих организаций значительно меньше, нежели коммерческих, при этом можно с определенной уверенностью отметить, что данное направление довольно быстрым образом развивается. И все это при том, что создавать, управлять, развивать некоммерческое предприятие сложнее в несколько раз (к примеру, ведение бухгалтерского учета в некоммерческих организациях более сложным является, в связи с чем их создатели зачастую прибегают к помощи профессионального бухгалтера).