Фрагмент для ознакомления
2
Усиливающиеся за последнее время кризисные явления, нарушающие нормальное функционирование экономической системы, порождают рост бюджетного дефицита, заставляя государства прибегать к государственным заимствованиям, приводящим к росту государственной задолженности. При этом на сегодняшний день указанная проблема является актуальной для большинства стран мира, включая и страны с развитой экономикой, что обуславливает значимость вопросов управления государственным долгом в виду его огромного влияния на рост и развитие национальных экономик
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований [4, с. 138].
В настоящее время проблема государственного долга - это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Целью данной работы является рассмотрение причин и структуры государственного долга, вопроса его управления.
Задачи:
- рассмотреть сущность и виды государственного долга;
- рассмотреть причины возникновения и современные характеристики государственного долга в странах мирового хозяйства;
- изучить вопрос влияния государственного долга на национальную экономику;
- описать современный государственный долг России;
- рассмотреть вопрос управления государственным долгом в России.
Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – управление государственным долгом.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы государственного долга
1.1 Сущность и виды государственного долга
Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие - монополизм и техническую отсталость.
Рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос по причине стремительного роста объемов государственного долга. Критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определённый период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации [1] дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской̆ Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Большую часть денежных средств, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, страна получает в качестве обязательных платежей и налогов. Главной формой государственного заимствования служит государственный кредит, функционирование которого ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг, по определению Ч.Т. Токтосуновой, представляет сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, которая в зависимости от сферы размещения подразделяется на внутреннюю и внешнюю. В свою очередь внешний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов путем выпуска и продажи краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Внешний государственный долг формируется в случае мобилизации государством находящихся за границей финансовых ресурсов [13, с. 5].
С точки зрения Ю.Е. Клишиной, О.Н. Углицких и А.А. Горохова государственный долг определяется как разновидность государственного кредита, в котором государство выступает одновременно в роли заемщика, гаранта и кредитора. Сущность государственного кредита, как отмечают исследователи, раскрывается через выполняемых им функции, а именно [8, с. 124]:
1) распределительную, являющуюся одной из важнейших функций и заключающуюся в распределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики и целесообразностью поддержки различных направлений социально-экономической деятельности путем формирования и использования центральных фондов денежных средств;
2) контрольную, органически связанную с контрольной функцией финансов, но обладающую специфическими чертами, выраженными в осуществлении контроля за целевым и рациональным использованием предоставляемого государством кредита;
3) регулирующую, проявляющуюся в воздействии государства на состояние денежного обращения и уровень процентных ставок на рынке капиталов и занятости.
Государственный долг - это сумма непогашенных государством выпущенными и непогашенными долговыми обязательствами перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Для определения всего государственного долга применяют следующие понятия. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Капитальный долг - сумма непогашенных и выпущенных страной долговых обязательств и гарантированных ею обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам [12, с. 439].
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации.
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 19.02.2024)
2) Агур И., Денежно-кредитная экспансия и инфляционные риски (оценка МВФ) // Экономист. — 2021. — № 10. — С. 86-90
3) Балюк, И.А. Влияние внешних санкций на долговую политику России / И.А. Балюк // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 4. – С. 29–43.
4) Близкий Р.С., Данильченко Т.С., Тимохина О.А. Инициативное бюджетирование и транспарентность в неоклассической парадигме экономической теории//Научный журнал Дискурс. 2019. - №4(30). – С.138-146
5) Буряк А. С., Бирюков В. В. Анализ состояния внутреннего долга на современном этапе// ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 50-52
6) Заиченко А. А., Саранчук Ю. М. Внешний государственный долг РФ: ретроспектива и современное состояние// Экономика и инновации : сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции. 17 ноября 2022 г. : в 3 т. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2023. С. 90-93
7) Интервью директора Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Константина Вышковского о долговой политике РФ журналу «Финансы». – URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=36915intervyu_direktora_departamenta_gosudarstvennogo_dolga_i_gosudarstvennykh_finansovykh_aktivov_konstantina_vyshkovskogo_o_dolgovoi_politike_rf_zhurnalu_finansy (дата обращения: 19.02.2024).
8) Клишина Ю.Е., Углицких О.Н., Горохов А.А. Значение государственного кредита в современных условиях // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – № 1 (11). – С. 122–126.
9) Князева Е.Ю., Терехова В.В. Государственная долговая политика России на современном этапе // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2017. – № 4 (10). – С. 47–60.
10) Лучкина А.П., Писанкова М.М. Государственный долг России// МОЛОДЁЖЬ СИБИРИ - НАУКЕ РОССИИ. Материалы международной научно-практической конференции. Том II. Сост. Л.М. Ашихмина. Красноярск, 2022. С. 16-21
11) Приходько А. П. Государственный внешний долг: сущность, причины, виды и формы// Сolloquium-journal №24 (48), 2019. С. 12-18
12) Романчук А. Е., Гавриш Е. С. Государственный долг: сущность, структура, управление//ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ. Материалы XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Том Часть 1. Ростов-на-Дону, 2021. С. 439-441
13) Токтосунова Ч.Т. Социально-экономическая сущность государственного долга // Научные исследования в Кыргызской Республике. – 2012. – № 1. – С. 5–10.
14) Цареградская Ю. К., Суверенный дефолт: теория и практика правоприменения // Финансовое право. — 2022. — № 11. — С. 11-15
15) Якупова А.А. Состояние управления государственным долгом в России//УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы VIII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Кузнецовой. Магнитогорск, 2023. С. 212-217