Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Солярные образы: сравнительная мифология 5
1.1 Солярные образы в мифологии Египта 5
1.2 Культ солнца в славянской мифологии 8
Глава 2. Использование солярных образов в сценарной драматургии театрализованных форм праздничной культуры на примере праздника Ивана Купалы 13
2.1 Особенности разработки литературного сценария театрализованного представления, посвященного празднику Ивана Купалы 13
2.2 Сценарий театрализованного представления «День Ивана Купалы» 17
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Солярные образы в мифологии Египта
Солярные образы в мифологии представляют собой символические представления солнца, которые возникают в различных культурах и религиях по всему миру. Солнце в древних представлениях обычно рассматривалось как божественное существо, олицетворение жизни и добра. Понятие «солярные образы» в целом отражает идею о том, что солнце имеет сверхъестественное влияние на судьбы людей и природы .
Для любого природного явления существовало множество мифологических концептов. Но особая щедрость в отношении мифологических концептов характерна для египетской религии. Египетские мифологические понятия могут выражаться в словах, действиях, предметах и картинах, живых существах . Фактически любое из этих выражений представляет собой духовный опыт или вызывает в памяти некое религиозное переживание. Большинство мифологических понятий можно было чувственно воспринять в этих различных формах выражения.
Культ солнца установился в Египте задолго до объединения царем Менесом Севера и Юга и оставался одним из самых популярных солнечных культов в Египте до конца династического периода. Наибольшей популярностью в Древнем Египте пользовался образ солнца, плывущего в ладье по небу, представлявшемуся голубой рекой, которая является продолжением моря или Нила .
На носу этой солнечной ладьи сидит бог Ра, который часто изображался как сокол или человек с головой сокола, обычно с ярко-желтой кожей, которая символизирует сияние солнца. У него могут быть различные атрибуты, такие как солнечный диск, который он несет на голове, а иногда и бычьи рога, которые символизируют его власть и силу.
Как и любое другое божество в египетской мифологии, Ра имеет свой собственный мифологический цикл. Одним из самых известных мифов о Ра является его путешествие по небу на барже . В этом мифе Ра путешествует ночью, побеждая силы хаоса и тьмы, чтобы добраться до своего царства на востоке. Во время путешествия Ра встречает различных богов и созданий, с которыми он сражается и договаривается, чтобы обеспечить безопасность своего пути.
Божество может быть единственным обитателем ладьи, которая движется сама по себе или он гребет веслами. Иногда его сопровождают множество известных богов, в особенности гелиопольской Великой девятки. В этом случае на большой ладье гребут веслами многочисленные боги и души царей и других выдающихся умерших – последователей Гора или Ра (рис. 1). Книга Врат объясняет, что «никогда не исчезающие звезды», т.е. избранные души становятся днем гребцами солнца . Бог солнца имеет две ладьи: Манджет – днем и Месектет – ночью.
На своем ежедневном пути ладья солнца сталкивается с приключениями и противниками, которые явно символизируют облака и затмения. Еще опаснее его путешествие становится ночью, когда она, проходя через отверстие в гряде западных гор, вступает в подземное русло Нила (или бездонный океан), освещая область мертвых – Туат, которых на время своего прохождения пробуждает ото сна. Иногда считали, что они буксировали ладью солнца через мертвые или безветренные подземные воды или через особо трудные участки или помогают богу в борьбе с его врагами.
В подземном мире мертвых бог солнца принимал облик человека с головой барана, (как Хнуму – бог-творец и хозяин истоков Нила) и назывался Афу-Ра . По ночам солнце также может отдыхать в своем подземном жилище на «острове пламени». Восходящее солнце представлялось в виде жука-скарабея Хепри, утром солнце называлось Гором (или Гор Горизонта), в полдень – Ра, вечером – Тем или Атум, ночью – Афу-Ра, перед рассветом – Сокар (Секер), изображавшейся в виде мумии с головой сокола, т.е. умершее солнце.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. – М.: Современный писатель, 1995. – 257 с.
2. Афанасьев А.Н. Славянская мифология / А.Н. Афанасьев. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. – 1520 с.
3. Дворкина С.С. Особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции, Курск, 14-15 октября 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 340-343.
4. Запорожченко А.В. Сравнительная мифология: учебное пособие / А.В. Запорожченко; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2013. – 197 с.
5. Кожухарь Ю.А. Купальские обряды: традиции и современные игровые модели // Молодой ученый. – 2019. – № 6 (244). – С. 179-183.
6. Короткова И.А. Миф, фольклор, литературная сказка: солярные образы и мотивы. Монография / И.А. Короткова. – Москва; Пенза: Академия естествознания, 2011. – 27 с.
7. Кузнецова А.Ю. Драматургия массового праздника // Молодой ученый. – 2015. – № 21 (101). – С. 71-75.
8. Куксов А.Н. Драматургия и режиссура массовых театрализованных представлений. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 148 с.
9. Культурология: учебник / Т.Ю. Быстрова [и др.]; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О.И. Ган. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 192 с.
10. Мордасов А.А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников: учебное пособие / А.А. Мордасов. – 6-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань: Издательство «Планета музыки», 2023. – 128 с.
11. Морозова Т.П. Русь и Египет: некоторые вопросы солярной мифологии // Велес. – 2018. – № 11-1 (65). – С. 11-20.
12. Найдыш В.М. Мифология: учебное пособие / В.М. Найдыш. – Москва: ООО «КНОРУС», 2023. – 430 с.
13. Особенности режиссуры народного праздника и драматургии и режиссура праздничного обрядового театрализованного действа. Методические рекомендации. – Белгород: Организационно-методический центр МБУК «КДЦ» Грайворонского городского округа, 2016. – 16 с.
14. Плотников А.В. Специфика метода театрализации в праздничной культуре // Современные театрализованные формы праздничной культуры: идеи, практика, осмысление: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Улан-Удэ, 07-08 октября 2021 года / Восточно-Сибирский государственный институт культуры. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2022. – С. 75-81.
15. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 192 с.
16. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. / Составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф. Шевченко. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.
17. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История / Составление, научная редакция, комментарии, библиографический указатель В.Ф. Шевченко. – М.: Издательство «Лабиринт», 2002. – 464 с.
18. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Редколлегия: С.М. Толстая (отв. ред.), Т.А. Агапкина, О.В. Белова, Л.Н. Виноградова, В.Я. Петрухин. – Изд. 2-е. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.
19. Соловьев В.М. Культурология: учебник для вузов / В.М. Соловьев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 616 с.
20. Солокан М.А. Образы музыкально-поэтического фольклора, исполняемого на празднике Ивана-Купалы [Электронный ресурс] // ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств им. А.Г. Рубинштейна». URL: https://pgii.org/news_centr_kultur/admin/file/folklor_kupala_sokolan.pdf (дата обращения: 25.02.2024).
21. Топоров В.Н. Мифология: статьи для мифологических энциклопедий. Т. 1 / Ред.-сост. А. Григорян. – М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014. – 600 с.
22. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: избранное. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995. – 624 с.
23. Черняк Е.Ф. Режиссура фольклорного праздника / Е.Ф. Черняк, М.В. Черняк, В.Ф. Белов // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2 (75). – С. 81-83.
24. Чететин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. – М.: Издательство «Планета музыки», 2021. – 284 с.