Фрагмент для ознакомления
2
1 Основные исторические этапы возникновения и развития органов прокуратуры России
1.1 Образование прокуратуры в период Российской империи
Рассмотрение исторических аспектов создания и развития прокуратуры в России имеет большое значение. Анализ отечественного опыта развития этой власти позволяет выявить и современные недостатки, которые можно устранить и сделать работу прокуратуры более профессиональной. Для изучения данного вопроса целесообразно разделить его на три основные подкатегории: досоветская прокуратура (до 1917 года), советская прокуратура (1917-1992 годы) и российская прокуратура (после 1992 года).
Историю создания прокуратуры в России можно проследить с 1711 года. Первоначально, государственными служащими, осуществляющими надзор за соблюдением законов согласно пункту 9 указа Петра I от 2 марта 1711 года стали «фискалы» которых было постановлено «Учинить во фсяких делех, а как быть им, пришлетца известие».
В то время служба представляла собой уникальный для России того времени институт, функцией которого был надзор за соблюдением законов. Институт фискальной службы характеризовался совершенно новыми для органов государственного управления того времени принципами, а именно: четко определенным характером административных возможностей, установленной системой территориальных единиц, не подчинявшихся местным администрациям, принципом комплектования. Это было связано с обогащением бюрократического аппарата в ходе реформ Петра I. Следует отметить, что, хотя фискалы имели широкие полномочия по маневрированию и расследованию, им не разрешалось одновременно вести следствие, а собранные материалы дел передавались в органы власти, которые уже непосредственно занимались этими нарушениями, а сами фискалы не имели права вести следствие. Еще одной важной особенностью было отсутствие средств на содержание фискалов.
Это привело к упразднению системы. Фискалы содержались органами, которые их проверяли. Учреждения, целью которых была борьба с коррупцией, стали коррумпированными. В результате институт фискалов был дискредитирован и упразднен.
В 1722 году указом Петра I был создан новый надзорный орган - прокуратура. Прокуратура состояла из двух основных подразделений: Синода и Сената. Члены прокуратуры были независимы друг от друга, а обер-прокурор Синода не подчинялся генерал-прокурору Сената. Они, в свою очередь, делились на высшую структуру, состоящую из обер-прокурора и генерал-прокурора, и низшую структуру, включающую прокуроров Верховного суда и центральных учреждений. Надзор за прокурорами осуществлялся во всех коллегиях, за исключением коллегии Министерства иностранных дел. Внешняя политика имела особое значение и поэтому курировалась лично царем.
К 1723 году прокуратура в России начала быстро развиваться, но ее штат был еще очень мал и состоял из 20 прокуроров, по три прокурора от Синода и Сената и 17 прокуроров от Центральной канцелярии и Верховного суда.
Изучение работы Прокуратуры с 1722 по 1727 год позволяет сделать следующие выводы. Организация справлялась со своими задачами, осуществляя надзор за исполнительной и законодательной властью государства. Однако после смерти Петра I око монарха было фактически реорганизовано. При Екатерине I вновь назначенные прокуроры не стояли на местах, а те, кто уже был назначен, были переведены на другие должности. Таким образом, организация была практически упразднена. Тем не менее, с середины 30-х годов XVIII века прокуратура вернула себе статус надзорного органа и продолжала развиваться.
В период правления Екатерины II прокуратура получила стимул к развитию. Штат прокуратуры был расширен, полномочия увеличены, а в Книге уложения о губерниях 1775 года были определены обязанности и полномочия региональных прокуроров. Даже в период правления Павла I, которому не понравились реформы Екатерины Великой, прокурорский надзор был значительно ослаблен, число прокуроров значительно сокращено, финансирование урезано, но прокуратура как институт власти сохранилась.
Следующий этап в развитии прокуратуры пришелся на время правления Александра II: в 1862 году Государственный совет Российской империи издал Основные правила о прокуратуре, в которых были сформулированы цель прокуратуры, полномочия и обязанности прокурора и характер прокурорского надзора. Впервые были установлены основные принципы прокурорской деятельности, которые оставались неизменными вплоть до советских реформ.
В 1864 году, после судебной реформы, работа прокуратуры была модернизирована. Прокуратура осталась ответственной за дознание, так как все материалы предварительного следствия принадлежали прокурору. С другой стороны, прокуроры не могут проводить следственные действия в одиночку. Поэтому все данные по делу направляются в следственные органы, но прокуратура также может давать рекомендации по ведению следствия.
После убийства Александра II и воцарения Александра III роль прокурора несколько изменилась. Прокуратура стала репрессивной организацией по отношению к тем, кто в стране придерживался революционных идей. Законопроект был разработан под четким руководством генерал-прокурора Н.В. Муравьева, целью которого было усиление власти прокуратуры как дисциплинарного органа, подчиняющегося непосредственно царю. Эта тенденция усилилась после революции 1905 года, когда Генеральная прокуратура проявила себя как репрессивный орган, осуществлявший карательные экспедиции, военно-полевые суды, политические преследования и массовые погромы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты и иные официальные источники
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 25.12.2023) "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
3. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст.548.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. - 2020. - №11. - Ст.1416.
6. Указ Президента РФ от 07.11.2022 № 802 "О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 14.11.2022, № 46, ст. 7974
7. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2021 № 544 (ред. от 22.02.2023) "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" // Законность, № 12, 2021
8. Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 № 150 (ред. от 20.07.2017) "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" // СПС Консультант плюс
9. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 (ред. от 14.08.2023) "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации" // Законность", № 8, 2016.
10. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 11.09.2023) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" // СПС Консультант плюс
Учебная и справочная литература
11. Бойков А.Д., Дашков Г.В., Демин Г.В., Жевлаков Э.Н., Клочков В.В., Сухарев А.Я., Скуратов Ю.И., Рябцев В.П., Ястребов В.Б. Прокуратура РФ. Концепция развития на переходный период. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 28.02.2024 г.
12. Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С.27.
13. Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34 - 40.
14. Игонина, Н. А. Конституционализация прокуратуры: история, перспективы развития / Н. А. Игонина // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2020. – № 5(79). – С. 99-106.
15. Злобин, А. В. Правовые особенности внутриорганизационных и управленческих актов в системе органов российской прокуратуры / А. В. Злобин, В. В. Стрельников // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 1(138). – С. 135-145.
16. Колесов, М. В. Проблемы и перспективы обеспечения информационной безопасности в органах прокуратуры Российской Федерации / М. В. Колесов // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2020. – № 5(79). – С. 92-95.
17. Петренко, Ю. А. Особенности взаимодействия органов военной прокуратуры с воинскими частями / Ю. А. Петренко, С. Н. Смеянов // Символ науки: международный научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 100-102.
18. Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 28.02.2024 г.
19. Токарева, Е. В. Особенности деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства России / Е. В. Токарева, В. С. Хоршева // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2021. – № 1(56). – С. 140-145.
20. Тушев А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С.20.
21. Щерба С., Решетникова Т. Конституционные новеллы о системе и иерархии функций прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С.3.
22. Якушева, С. Е. К вопросу о внедрении цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры / С. Е. Якушева, Д. Ю. Богатырева // Сибирский антропологический журнал. – 2021. – Т. 5, № 4. – С. 312-318.