Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях современного экономического развития в качестве главного назначения бюджета любого рода выступает финансовое обеспечение исполнения функций, которые возложены на государство и на органы публичной власти. Налоговые сборы являются основой доходов государственного бюджета, выступая в качестве эффективного инструмента регулирования социально-экономических общественных процессов, посредством налогов происходит покрытие ежегодных государственных расходов. Этим обусловлена необходимость налогов, потому что они - основа финансового механизма регулирования экономики государством.
В условиях современных рыночных отношений налоги являются важным элементом экономического принуждения, однако при этом ими сохраняется у субъектов экономики достаточная степень интереса к повышению собственных финансовых показателей. На государственном уровне налоги являются основным регулирующим элементом и вместе с тем важнейшим источником формирования бюджета страны.
Актуальность курсового исследования определяется тем, что ни в одном государстве нельзя обойтись без налоговых платежей, в связи с чем налоги выступают в качестве того фона, на котором идут процессы экономического и политического характера в обществе. Если установленные налоги будут разумными, то у государства имеется возможность концентрации значительных средств, направления их на исполнение тех функций, которые возлагаются на него обществом. Такого рода налоги предоставляют возможность в правильном направлении осуществлять развитие экономики, а также улучшать качестве жизни граждан. При этом налоговая политика государства способствует эффективному пополнению доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, выступает в качестве эффективного инструмента регулирования государством отношений социально-экономического характера.
Объект исследования – налоговая система.
Предмет исследования – формирование и развитие налоговой системы РФ.
Цель курсовой работы – раскрыть рекомендации по улучшению налоговой системы РФ.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть определение налоговой системы и ее роль в экономике;
- охарактеризовать принципы налогообложения и формирования налоговой системы;
- определить структуру налоговой системы;
- оценить динамику и структуру основных налогов в России;
- охарактеризовать современное состояние налоговой системы;
- определить направления развития налоговой системы.
Исследования в данной области можно найти в работах отечественных ученых: З.М. Абдуллаевой, В.П. Беспаловой, Н.И. Ворониной, В.Н. Ильиной, З.А. Лукьяновой и пр.
Информационная база исследования: научная литература по выбранной теме исследования; учебники и учебные пособия, которые в системном порядке излагают основные проблемные и актуальные вопросы налоговой системы РФ, материалы Росстата, Министерства финансов РФ, данные сети Интернет.
Методология исследования. В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификация, сопоставления, системный подход, сравнения и прочие.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников. В первом разделе представлены теоретические аспекты построения налоговой системы. Во втором разделе рассмотрены характеристика и проблемы налоговой системы России.
1 Теоретические аспекты налоговой системы
1.1 Определение налоговой системы и ее роль в экономике
В условиях рыночных отношений налоги и государственная налоговая система выступают не только в качестве источников поступлений бюджетных средств, но и самых важных структурных элементов экономики, имеющей рыночный характер, влияющих на экономическую безопасность государства. При этом довольно очевидным является то, что без процесса образования рациональной системы налогов в государстве, которая бы не угнетала деятельность в предпринимательской сфере и предоставляла бы возможность проведения бюджетной политики эффективного характера, не представляются возможными такие преобразования отечественной экономики, которые можно было бы назвать рациональными. Налоги известны человечеству с самой глубокой древности, когда их форма была еще данью. Само по себе возникновение налогов было вызвано необходимостью содержания государства. Определенного рода их неизбежность является настолько очевидной, что еще в 1789 году Б. Франклином, являющимся одним из авторов Декларации независимости Америки, было написано: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов» [11, с.19].
Налоги можно представить как обязательные платежи, которые взимаются центральными и местными органами власти государства с юридических и физических лиц и поступают в бюджеты разных уровней. Само существование налогов является экономическим образом оправданным потому, что оправданным является и само существование государства. Налоги являются экономической базой содержания аппарата государства, армии, а также и непроизводственной сферы. Налог отдельно взятыми представителями науки дореволюционной, носящий финансовый характер, понимался как «принудительный сбор с граждан, который устанавливается с целью покрытия общих расходов государства» [15, с.21].
В ст. 8 НК РФ налог представляется как индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с организаций и физических лиц в виде отчуждения денежных средств, которые принадлежат им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, с целью обеспечения финансового характера государственной деятельности или деятельности муниципальных образований [1].
Налоговые поступления для бюджета государства являются основной массой доходов.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, которые взимают с налогоплательщиков на государственной территории согласно его налоговому законодательству, и фискальных органов, которыми контролируется правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов в бюджет государства налогоплательщиками [13, с.44].
Обеспечение необходимого уровня стабильности экономической безопасности государства не представляется возможным без устойчивой его налоговой системы, которая является важнейшим рычагом регулирования социально-экономических процессов в стране, которыми она располагает. По данной причине налоговая система, выступая одновременно в качестве и фактора финансовой безопасности государства, должна способствовать обеспечению такого рода развития его экономики, при каком бы создавали нужные условия финансового характера для обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны и каждого ее региона, сохранения в ней целостности и единства финансовой системы (в том числе денежной, бюджетной, кредитной, налоговой и валютной системы), успешности противостояния угрозам страны внутри и вне ее и ее регионам [5, с.78].
Нужно отметить, что налоговой системой должны учитываться вопросы ее прозрачности и управления. Все законы в сфере налогов, иные нормативно-правовые акты и прочие документы, вместе с пояснительными материалами, должны быть доступными для всей широкой публики и на регулярной основе обновляться. Изменения в законодательстве по налоговой сфере должны обнародоваться в большой мере для того, чтобы налогоплательщиками понималось, каким образом данного рода изменения могут оказать влияние на их уровень благосостояния. Вместе с тем должны быть механизмы реагирования, которые позволяют отвечать на запросы налогоплательщиков.
В налоговой системе ее база - налоговая политика – выступает в качестве важнейшего инструмента регулирования государством социально-экономического развития в стране. Множество факторов, влияющих на разработку структуры налоговой системы (виды государственного и общественно-экономического строя, специфика экономики, уровень налоговой нагрузки и др.), определяют отличия налоговых систем различных государств, типы и модели налоговой политики, ее стратегию и тактику [4, с.2]. В связи с высокой значимостью формирования эффективного механизма налогообложения особенно важной становится задача изучения общих закономерностей и трендов, определяющих существующие типы и модели применяемой налоговой политики, исследование трансформации и эволюции их развития. Для решения этой задачи необходимо, в первую очередь, дать определение таким понятиям, как форма, тип, и модель налоговой политики.
Разграничение и точное определение вышеотмеченных категорий необходимо для исключения возможности их двусмысленного толкования. Так, форма налоговой политики представляет собой систему разработанных методов и инструментов реализации налоговой политики государства. Форма как совокупность инструментов, может определять, как тип, так и модель проводимой налоговой политики, хотя тип отражает в большей степени теоретическую сущность налоговой политики, в то время как модель характеризует суть применяемой налоговой политики в практике конкретного государства [13, с.45].
Тип налоговой политики отражает определенную направленность, стремление к достижению конкретной цели, имеющей присущие ей характерные черты.
Выделяют три типа налоговой политики: политика максимальных налогов, политика оптимальных налогов и политика повышенных налогов при значительной социальной защите.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 №343 (ред. от 16.08.2022) «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Абдуллаева, З.М. Этапы становления и развития налоговой политики России [Текст] / З.М. Абдуллаева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. - №4. – С.358-361.
4. Акопян, Т.А. Исследование моделей государственной налоговой политики [Текст] / Т.А. Акопян // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. - №2. – С.2-4.
5. Антипов, К.И. Современное состояние и актуальные вопросы развития налоговой системы России [Текст] / К.И. Антипов, П.К. Бондаренко // StudNet. – 2021. – Т.4. - №3. – С.77-79.
6. Ахуньянова, А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции [Текст] / А.И. Ахуньянова // Академическая публицистика. – 2022. – С.53-58.
7. Бондаренко, П.К. Современное состояние и актуальные вопросы развития налоговой системы России [Текст] / П.К. Бондаренко, К.И. Антипов // Юрист спешит на помощь. – 2021. - №2. – С.28-30.
8. Дерякова, О.В. Состояние налоговой системы РФ [Текст] / О.В. Дерякова // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2022. - №8. – С.122-131.
9. Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России [Текст] / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. – М.: Инфра-М, 2020. – 270с.
10. Запольских, Ю.А. Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования [Текст] / Ю.А. Запольских, Т.Н. Лубова // Российский электронный научный журнал. – 2023. - №2. – С.355-372.
11. Ильина, В.Н. Налоги и налогообложение / В.Н. Ильина [Текст]: учебное пособие. – Москва: КноРус, 2018. – 222с.
12. Менькова, А.М. Анализ формирования федерального бюджета за счет поступлений федеральных налогов [Текст] / А.М. Менькова // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: Сборник материалов XVI междун. науч.-практ. конференции. – Махачкала: АЛЕФ, 2023. – С.221-226.
13. Нурдинова, Д.Ф. Проблемы и перспективы развития современной налоговой политики России [Текст] / Д.Ф. Нурзинова // Инновационные процессы в науке и образовании: Сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.44-47.
14. Рябинин, А.В. Доходы и расходы государственного бюджета [Текст] / А.В. Рябинин // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
15. Сильверстова, Т.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Т.В. Сильверстова. – Москва: Инфра-М, 2020. – 531с.
16. Тедеев, А.А. Налоговое право России [Текст]: учебник для вузов. – 8-е изд / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – Москва: Юрайт, 2023. – 410с.
17. Тускаева, М.Р. Налоговая система: особенности, проблемы, возможности [Текст] / М.Р. Тускаева, Т.Б. Засеев // Вестник КНИИ РАН. Серия: социальные и гуманитарные науки. – 2022. - №1. – С.106-113.
18. Фархутдинов, Р.Д. Налоговое право [Текст]: учебное пособие / Р.Д. Фархутдинов. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2023. – 133с.
19. Чубова, В.Ф. Налоговая система Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития в условиях финансовой устойчивости [Текст] / В.Ф. Чубова, И.О. Сырвакова // Наукосфера. – 2023. - №4-2. – С.463-467.
20. Юзбашян, А.П. Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики [Текст] / А.П. Юзбашян // Вестник науки. – 2023. – Т.2. - №6. – С.162-167.
21. Евдокимова, Н. Изменения по ЕНС с 1 октября 2023 года от 02.10.2023г. [Электронный ресурс] / Н. Евдокимова. – Режим доступа: https://www.buhsoft.ru/article/4801- izmeneniya-po-ens-s-1-oktyabrya-2023-goda.
22. Показатели налоговых индикаторов экономики на основании данных статистической налоговой отчетности аналитического портала ФНС России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://analytic.nalog.gov.ru/.
23. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://analytic.nalog.ru/portal/analytical_information.ru-RU.htm.
24. ФНС оценила эффективность ЕНС - газета «Коммерсантъ» от 25.09.2023г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finance.mail.ru/2023-09- 25/na-horoshem-schetu-nalogovaya-sluzhba-ocenila-effektivnost-ens-57964117/.
25. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.budget.gov.ru.