Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Сущность понятия «связная речь»
Как уже отмечалось ранее, проблеме развития связной монологической речи посвящено немало трудов отечественных педагогов, психологов.
Большинство авторов учитывают особенности связной речи с нескольких сторон.
A.M. Бородич так понимает понятие «связная речь» - семантически подробное выражение (набор логически взаимосвязанных предложений), необходимых для общения и взаимопонимания [6].
Л.С. Выготский считает, что связная речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью: связь речи - это связь мыслей. Связная речь обуславливает логическое мышление ребенка, его способность понимать и правильно выражать воспринимаемое. По тому, как ребенок формирует свои слова, мы можем говорить об уровне речевого развития [9].
С.Л. Рубинштейн замечает, что связная речь - это та, которую можно хорошо понять, основываясь на ее собственном тематическом содержание [15].
Научившись говорить, ребенок учится думать, но, научившись думать, он также развивает свои речевые способности.
В.П. Глухов отмечает, что с точки зрения функциональности связная речь определяет возможности коммуникации между людьми. Связная речь всегда построена на одной тематике, связанных частей речи, представленных единой семантически структурной целостностью [5].
В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речевой деятельности, являющийся результатом коммуникации на уровне текста [8].
В.П. Глухов и O.С. Ушакова считают, что для диалога характерно обмен репликации. При этом особую роль играют невербальные средства общения, способные изменить значение слова [5], [16].
B.П. Глухов утверждает, что диалог на самом деле является основной формой разговора и служит непосредственно потребность в живом общении [5].
В.П. Глухов выделяет следующие критерии диалоговой речи:
- адекватное (всестороннее) осмысление темы (предмета разговора);
- семантическая целостность и единство структуры, вызванное употреблением определенных лингвистических и неязыковых средств состояния связи [5].
О.С. Ушакова считает, что монолог охватывает всю звуковую культуру языку, его словарный запас и грамматику [16].
Монолог, по мнению А.Р. Лурия, – это связная речь человека, коммуникация которой осуществляется посредством сообщения о явлениях какой-либо реальной действительности [14].
Л.П. Якубинский отмечает, что монолог характеризуется:
- зависимостью от продолжительности соединения и его связности, структурой последовательности разговоров;
- односторонним характером выражения, не предназначенным для преднамеренного обдумывания [18].
Отмечая специфику монолога (как устного, так и письменного), Л.С. Выготский видит необходимость в его особой структуре, сложности композиции, мобильности слов [2].
А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн включает основные характеристики монологической речи: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольный, детализированный, логический порядок повествования, концентрирование речи на слушателя, доминирование вербальных средств передачи информации. Отличительной чертой монолога усматривается в том, что его содержание, как правило, предопределено и заранее спланировано [9].
O.A. Нечаева отмечает, что у детей монолог выражается в форме определения, повествования и рассуждения [13].
Описание – это текст, который заменяется общим описанием и названием объекта, за которым следует список характеристик, атрибутов, действий. Описание завершает последнее утверждение, которое оценивает предмет или дает заявление по этому вопросу. Описание имеет статическую, не жесткую конструкцию, которая позволяет перемещать, заменять компоненты. Изучение того, как создавать текстовые аннотации, поможет детям получить базовое представление о структуре и функциях пояснительного текста.
Повествование - это сообщение фактов, содержащихся в отношениях логической согласованности. Повествование описывает любое событие, которое развивается с течением времени, включая «динамику». Структура повествования - начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) - должна быть четко сохранена. Обучение повествованию необходимо при работе детей с художественными текстами. С помощью повествования дети могут самостоятельно составлять описание.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, B.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
2. Арзамасцева, Н.В. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ / Н. В. Арзамесцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti (дата обращения: 26.02.2024).
3. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2018. – №7. 6. – С. 35-38.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология" / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с.
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
7. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
8. Ивлева, Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте /Т.Р. Ивлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
9. Иншакова, Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников / Е.В. Иншакова //Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020 – С. 77-79.
10. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
11. Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
12. Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
13. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. – М., 1986. – 140 с.
14. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштей н. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
16. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
17. Чустеева, А.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / А. В. Чустеева // Интерактивная наука. 2023. №4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 26.02.2024).
18. Якубинский, Л. П. Язык и его функционирование. О диалогической речи : Избр. работы / Якубинский Л. П. – М., 1986.
19. Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогичсеких учебных заведений / В. И. Яшина, А. А. Алексеева. – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. – 97 с.