Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Малый бизнес является важным элементом рыночных отношений. Предпринимательство является социально-экономическим институтом и неотъемлемой составляющей хозяйственной системы страны. В то же время для развитых государств мира характерно интеграция малого предпринимательства как социально-экономического явления в общую конъюнктуру экономики, формируя смешанный тип экономики.
Срок развития российского предпринимательства насчитывает всего несколько десятилетий, поэтому эта социально-экономическая категория требует глубоких теоретических исследований, четкого определения места этого явления в обществе и государстве, выделение приоритетов и путей развития с целью преодоления экономических и социальных проблем и кризисных общественно-экономических проблем.
Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую роль малого бизнеса в современной экономике, а также экономический потенциал российского малого бизнеса.
Для достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования малого бизнеса в современной экономике;
2. Выполнить оценку экономического потенциала российского малого бизнеса на примере ООО НПО «МИФИ-ТЕХНО»;
3. Выявить пути повышения экономического потенциала российского малого бизнеса.
Объектом исследования выступает ООО НПО «МИФИ-ТЕХНО».
Предмет исследования – роль и потенциал малого бизнеса в современной экономике.
В ходе выполнения курсовой работы, наряду с решением задач для достижения ее целей, связанные с управленческими и экономическими аспектами деятельности вышеназванной организации, изучалась и анализировалась специальная литература и публикации в средствах массовой информации, в т.ч. с применением интернет-технологий.
Курсовая работа структурно содержит введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассмотрены понятие и критерии малого бизнеса в современной экономике, потенциал малого бизнеса в современной экономике и его роль.
Вторая глава посвящена общей характеристике ООО НПО «МИФИ-ТЕХНО», анализу экономического потенциала ООО НПО «МИФИ-ТЕХНО».
В третьей главе приведены проблемы отечественного малого бизнеса в современной экономике, а также пути развития деятельности субъекта малого бизнеса ООО НПО «МИФИ-ТЕХНО».
1. Теоретические основы формирования малого бизнеса в современной экономике
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса в современной экономике
Важнейшим элементом стабильной экономики России выступает малое предпринимательство, от состояния и уровня развития которого зависят темпы экономического роста страны. Расширение и укрепление малого бизнеса ведет к улучшению качества производства товаров, ускорению производственных циклов продуктов, разработке продуктов национального производства, развитию точек роста в небольших городских и сельских поселениях, увеличению уровня занятости населения, стимулированию научно-технического прогресса, укреплению экономической базы бюджета отдельных городских и сельских поселений, крупных городов и областей, а значит, и России в целом. Все перечисленные и другие факторы в совокупности создают конкурентное преимущество страны на мировом рынке.
Малое предпринимательство выступает в роли структурообразующего фактора. Если крупные предприятия составляют стержень экономики, формируют ее «центральную основу», то малые, обладая высокой мобильностью, гибкостью производства и управления, функционируют в качестве «революционного» начала .
Разберемся, какие предприятия, осуществляющие свою законную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, являются малым бизнесом, а какие не подходят под критерии, ограничены и сформулированы законодателем. В научной, учебной литературе, а также в нормативно-правовых актах нередко понятие «малое предпринимательство» заменяется понятием «малый бизнес».
Некоторые авторы полагают, что вышеуказанные понятия по смыслу различны и не являются синонимами. Так, М.В. Кочановский определяет малый бизнес как экономическую деятельность в малых предприятиях, приносящую прибыль, а малое предпринимательство, в свою очередь, рассматривает как малый бизнес, главным субъектом которого выступает предприниматель .
Однако, проанализировав различные литературные источники, можно утверждать, что существенных различий в указанных понятиях нет, в связи с чем в настоящей статье они будут считаться синонимами.
Для сравнения обратимся к нескольким источникам, позволяющим проанализировать понятие «малое предпринимательство» («малый бизнес»).
В первую очередь следует рассмотреть нормативно-правовой акт, регулирующий малое предпринимательство, а именно федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – федеральный закон от 27.07.2007).
Согласно п. 1 ст. 3 федерального закона от 27.07.2007 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства .
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4 вышеуказанного федерального закона от 27.07.2007 данные субъекты могут иметь разные организационно-правовые формы: это могут быть хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели .
Таким образом, законодателем четко сформулировано определение, в соответствии с которым субъектами малого предпринимательства могут является компании (юридические лица) с различной организационно-правовой формой, а также индивидуальные предприниматели (физические лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. А значит, физическое лицо, зарегистрировавшее свою трудовую деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (момент регистрации ИП) вправе законно создавать, развивать и получать прибыль от ведения малого бизнеса, что является правом граждан России и охраняется законом.
Обратимся к справочной литературе для сравнения определения понятия «малый бизнес» с представленной трактовкой в федеральном законе от 27.07.2007.
В политическом словаре сущность понятия «бизнес» (англ. business – коммерческая деятельность) равнозначно термину «предпринимательство», это «коммерческая деятельность, инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли» . Политический словарь не конкретизирует определение понятия «малый бизнес», однако указывает, что понятия «бизнес» и «предпринимательство» тождественны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: Дашков и Ко, 2021. – 189 с.
2. Влияние санкций на малый бизнес в России. URL: https://fom.ru/Ekonomika/14741 (дата обращения: 18.03.2024).
3. Голиков В.Ф. Проблемы развития малого бизнеса в России // Экономика и бизнес: теория и практика – 2022. – №3. – С. 70–72.
4. Евдокимова Н.В. Реализация инициативы «один пояс - один путь» в условиях российско-украинского кризиса 2022 года // Наукосфера. – 2022. – № 4-2. С. 166 – 170.
5. Званский А.А. Влияние кризиса 2022 года на российский финансовый сектор // Московский экономический журнал. – 2022. – № 5. – С.30–35.
6. Зимовец А.В. Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран Запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. – 2022. – №2. – С. 195–214.
7. Как российский малый бизнес проходит через кризисы. URL: https://smbiz.fom.ru/post/kak-rossijskij-malyj-biznes-prohodit-cherez-krizisy (дата обращения: 18.03.2024).
8. Караваева И.В. Системный кризис 2022: теоретический аспект // Федерализм. – 2022. – № 2. – С. 46–61.
9. Киргизова Н.П. Глобальный финансово-экономический кризис 2022: причины и последствия // Наукосфера. – 2022. – № 10. – С. 232–238.
10. Кочановский М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса: автореф. … дис. … канд. экон. наук. – Нижний Новгород, 2020. – 22 с.
11. Кущ Е.Н. Экономическая безопасность предприятия в условиях экономического кризиса // Инновационные векторы устойчивого и цифрового развития производственных и информационных систем. – 2022. – С. 240–244.
12. Майданевич Ю.П., Бедрик К.А. Малый бизнес: понятие и преимущества // АНИ: экон. и упр. – 2017. – № 2 (19). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-biznes-ponyatie-i-preimuschestva (дата обращения: 15.03.2024).
13. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.06.2022) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 15.03.2024).
14. Политический словарь [Электронный ресурс]. – URL: // http://gufo.me. (дата обращения: 15.03.2024).
15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 479 с.
16. Теребова С.В. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2022. – №2. С. 107–123.
17. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – URL: https://www.na-log.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 15.03.2024).
18. Шнайдер О.В., Памурзин В.А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России // БГЖ. – 2014. – № 3 (8). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-znachimosti-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 15.03.2024).
19. Global crisis. URL: https://unctad.org/global-crisis (дата обращения: 18.03.2024).
20. Global Energy Crisis 2022: What Can We Learn From It? URL: https://cleantechnica.com/2022/07/21/global-energy-crisis-2022-what-can-we-learn-from-it/ (дата обращения: 18.03.2024).
21. Global impact of war in Ukraine: Energy crisis // United Nations. – 2022. – №8. – 29 р.
22. The global energy crisis. URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2022/the-global-energy-crisis (дата обращения: 18.03.2024).