Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребно-стей, не финансируемых из бюджета. Таким образом, внебюджетные фонды являются одним из важных составляющих финансовой системы государства [10, с. 350].
Государственные внебюджетные фонды РФ включают в себя:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [18, с. 125].
Актуальность данной темы определяется в том, что правильный бухгалтерский учет и своевре-менное начисление и уплата страховых взносов, юридическими лицами, предприятиями, орга-низациями, дает возможность государству бесперебойно функционировать и обеспечивать страну услугами за счет внебюджетных фондов.
Кроме этого страховые взносы имеют достаточно большой вес при расчете прибыли организа-ции, а своевременный расчет с внебюджетными фондами говорит о здоровом финансовом со-стоянии хозяйствующего субъекта. При нарушении порядка и сроков расчетов с внебюджетными фондами к организации применяются финансовые санкции в виде штрафов, недоимок, пеней, которые существенно могут повлиять на финансовое положение хозяйствующего субъекта с от-рицательной стороны.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм со-циального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изме-нений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
Целью данной работы является рассмотрение роли и места внебюджетных фондов как части финансовой системы.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и характеристику внебюджетных фондов;
- изучить особенности формирования и использования внебюджетных фондов в современных условиях;
- исследовать влияние внебюджетных фондов на экономику РФ;
- проанализировать состояние внебюджетных фондов в РФ;
- оценить тенденции развития внебюджетных фондов в РФ;
- обозначить проблемы внебюджетных фондов в РФ;
- дать рекомендации по совершенствованию развития внебюджетных фондов в РФ.
Объектом исследования являются внебюджетные фонды Российской Федерации их сущность, а так же виды внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонд обязательного медицинского страхования.
Предмет исследования составили вопросы о формировании внебюджетных фондов, их функци-ях, назначении и проблемы.
Методами исследования в работе послужили системный анализ, экономический анализ, прогно-зирования, экономико-математические и т.д.).
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как Усик А.С.,Герман Ю.А.,Голубева А.В., Гришин В.В. Кpючкoв, A.A. и др.
Структура работы состоит из трех глав, семи параграфов, введения, заключения и списка литера-туры.
1. Теоретические основы формирования и использования внебюджетных фондов
1.1 Понятие и характеристика внебюджетных фондов
Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы ХХ столетия в России связано с возникновением системы внебюджетных фондов. Главная причина появления внебюджетных фондов – необходимость выделения важных для общества расходов в специальную группу и снабжение их самостоятельными источниками доходов. Решение о создании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные ор-ганы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный пе-риод источника денежных средств используемых: для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения; для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными ор-ганами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяю-щих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, кон-тролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.
Внебюджетные фонды являются важной частью в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, кото-рые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных за-дач. Они носили, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоящих пе-ред государством.
Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:
– обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;
– возможность резервирования денежных средств помимо государственного бюджета;
– увеличение количества услуг социального характера населению.
В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспреде-ления национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач эконо-мического характера.
Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема собранных ими средств является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется возрас-тающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравни-вания условий жизни населения в различных регионах.
В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Это объясняется рядом причин: у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмеша-тельства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства; будучи авто-номными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль.
Наиболее важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное стра-хование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую по-мощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, уста-новленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.
Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и правовой статус государствен-ных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюдже-та образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государ-ственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: со-циальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в слу-чае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных за-конодательством РФ о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработи-цы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за исполнением бюджетов ведется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.
Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распредели-тельная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части нацио-нального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей эконо-мики в целях обеспечения их развития. Контрольная функция проявляется в информировании общества о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессах.
Таким образом, с помощью внебюджетных фондов можно: влиять на процесс производства пу-тем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; обеспечить при