Фрагмент для ознакомления
2
Исходя из особенностей работы в условиях рыночной экономики, крайней непредсказуемости развития факторов внешней среды, особую актуальность для современных организаций имеет комплексный финансовый анализ и оценка финансовых результатов, прежде всего, прибыли и рентабельности. Выступая в качестве самостоятельных субъектов современной экономики, предприятия самостоятельно определяют основные стратегические направления своего развития, исходя из чего планируют динамику и структуру производства и сбыта, основные направления и перспективы экономического и социального развития. В числе таких планируемых показателей выступает, в частности, рентабельность, являющаяся одним из основных показателей эффективности работы современной компании.
В результате стремления руководителей хозяйствующих субъектов к повышению показателей рентабельности обеспечивается ориентация основного количества производителей товаров и услуг к увеличению объемов производимой продукции и повышению ее качества, снижению затрат на производство, совершенствованию основных качеств и ключевых свойств продукции в соответствии с потребностями целевой аудитории. В условиях развитой конкуренции благодаря этому достигается не только получение прибыли как основная цель предпринимательской деятельности, но и создаются условия для полноценного удовлетворения общественных потребностей. Именно рентабельность, в конечном счете, выступает в качестве сигнала, указывающего на способы и методы обеспечения наибольшего прироста стоимости и получения экономической отдачи, создавая стимулы для дальнейшего развития и инвестирования средств в обозначенные сферы. В связи с тем, что рентабельность выступает в качестве одного из важнейших показателей эффективности работы предприятия, от которой, в том числе, зависит, в конечном итоге, и динамике уплачиваемых налогов, в повышении рентабельности заинтересовано не только само предприятие, но и государство (государственный бюджет), инвестиционные структуры, лица, являющиеся держателями ценных бумаг компании, коммерческие банки. А поскольку на развитие предприятия, особенно в условиях современной неопределенности, оказывают воздействие многочисленные факторы внешней и внутренней среды, то проблема обеспечения определенного уровня прибыли и рентабельности традиционно выступает в качестве актуальной для современного предприятия.
Цель работы - рассчитать и провести исследование динамики показателей рентабельности АО «Акконд» и разработать направления их повышения.
Для достижения цели в работе поставлены и решены соответствующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы понятия рентабельности как показателя эффективности работы предприятия;
- провести анализ динамики показателей рентабельности в АО «Акконд»;
- выявить основные направления повышения рентабельности АО «Акконд».
Объект исследования - АО «Акконд».
Предмет исследования - динамика показателей рентабельности АО «Акконд».
При подготовке исследования использованы методы анализа и синтеза, обобщения материалов научной и учебной литературы, периодической печати, факторный анализ.
Теоретической основой исследования явились многочисленные труды авторов по теме исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, последовательно разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы понятия рентабельности как показателя эффективности работы предприятия
1.1. Рентабельность, как один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Современная российская экономика развивается по законам рыночных отношений. В соответствии с этим особую роль начинают играть факторы, оказывающие непосредственное влияние на функционирование предприятия в новых условиях. В их число входят усиление конкурентной борьбы, необходимость удержания конкурентоспособности на высоком уровне, постоянные инновационные процессы, наличие высоких экономических рисков .
В соответствии с этим особую значимость приобретает эффективное управление финансовыми ресурсами фирмы, так как именно устойчивое финансовое состояние создает базу для поддержания эффективного функционирования предприятия и основу его финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности. В связи с этим эффективное финансовое управления должно учитывать целый ряд факторов, в числе которых рациональная организация управления финансами, рациональная структура финансов, инвестиционная привлекательность предприятия, его финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность, контроль динамики финансовых показателей .
В соответствии с этим понятно, что в таких условиях хозяйствования результаты анализа финансового состояния выступают важнейшим индикатором развития предприятия, так как их динамика позволяет оценить состояние компании и направления ее развития, так как потенциал и условия развития предприятия в будущем определяются именно на основании ее текущего финансового состояния и его основных характеристик. От качества и структуры имеющихся финансовых ресурсов и эффективности их использования зависит устойчивость компании, ее возможность расплатиться по своим обязательствам, перспективы сотрудничества с основными деловыми партнерами, показатели кредитоспособности, определяемые кредитными учреждениями в случае необходимости использования заемных ресурсов .
Современная методика проведения финансового анализа предполагает использование довольно большого количества различных показателей, которые, для получения качественной, полной и объективной картины, оцениваются в комплексе и в определенной последовательности. Заключительный этап проведения такого анализа связан обычно с проведением исследования финансовых результатов, в структуре которых выделяют, в свою очередь, анализ прибыли и рентабельности предприятия .
Показатели рентабельности предприятия выступают в качестве таких показателей, которые максимально полно и точно характеризую эффективность его деятельности и характер окончательных результатов работы, так как величина и динамика основных показателей рентабельности позволяет определить уровень качества и эффективности инвестиций в основной и оборотный капитал предприятия и потребления основных ресурсов. В этой связи понятно, что совокупность показателей рентабельности выступает в качестве критерия, позволяющего оценить уровень эффективности работы предприятия . При росте показателей рентабельности можно говорить о том, что достигнуты определенные цели и задачи стратегического развития предприятия с учетом его миссии и особенностей производства. В результате повышения уровня рентабельности предприятия создаются качественные предпосылки для повышения финансовой устойчивости предприятия. Для основного количества предпринимателей, инвесторов, представителей государственных структур и банковского сектора именно динамика показателей рентабельности выступает в качестве основы для определения степени привлекательности бизнеса и эффективности инвестиций в определенную сферу деятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 278.
2. Баскакова О.В. Экономика организации : учебник / О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели. - 2-е изд., перераб. - Москва : Дашков и К, 2020. - 306 с.
3. Беловицкий К.Б. Экономическая безопасность: учебное пособие: для студентов, обучающихся по специальности Экономическая безопасность / К.Б. Беловицкий. - М.: Дашков и К°, 2021. – 586 с.
4. Васильева М.В. Анализ эффективности управления финансовым результатом деятельности организаций в целях налогового планирования / М.В. Васильева // Управленческий учет. - 2019. - № 11. - С. 51-61.
5. Волков О.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 264 с.
6. Ганюта О.Н. Методика проведения анализа доходов и расходов / О.Н. Ганюта // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 1 (28). – С. 465-469.
7. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия). Практикум : учебно-практическое пособие / В.Д. Грибов. - Москва : КноРус, 2021. – 196 с.
8. Захаров И.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник/ Захаров И.В, Калачева О.Н., Дмитриева И.М., - М Издательство «Юрайт» 2021. – 424 с.
9. Кривоногова Л.В. Проблемы учета прочих доходов и расходов экономического субъекта / Л.В. Кривоногова // Факторы успеха. – 2019. – № 1 (12). – С. 20-23.
10. Новашина Т.С. Экономика и финансы предприятия / Т.С. Новашина. - М.: Синергия, 2020. – 336 с.
11. Пасечко Л.А. К развитию методологии коммерческой деятельности организации / Л.А. Пасечко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2021. - № 3. - С. 200-211.
12. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 9-е изд., стер. / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336 с.
13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. Студентам ССУЗов / Г.В. Савицкая. – М. : Инфра-М, 2023. – 378 с.
14. Сыроижко В.В. Финансовые методы управления прибылью / В.В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2022. - № 2. - С. 62-66.
15. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев и др. - М.: Риор, 2021. - 240 c.
16. Хлебодарова Е.С. Бухгалтерский учет доходов и расходов на предприятиях / Е.С. Хлебодарова // Вектор экономики. – 2019. – № 2 (32). – С. 7.
17. Чижова Е.Н. Совершенствование методических подходов к анализу и оценке эффективности предпринимательской деятельности / Е.Н. Чижова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2020. - № 3. - С. 96-100.
18. Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для среднего профессионального образования. - 3-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Шадрина. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 461 с.
19. Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 458 с.
20. Юрченко Т.И. Управление доходами и затратами организации: теория и практика / Т.И. Юрченко, Ю.В. Воронцова // Вестник ГУУ. – 2020. – №11-1. – С. 36-40.