Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современных рыночных отношений, когда общество входит в эпоху потребления на осознанной основе, отношение человека к привычным ему вещам и товарам изменяется. В торговых организациях всегда присутствует по максимуму выбор нужного товара, а их качественный уровень является основным приоритетом любой торговой сети. Для всего этого современная торговая компания ведет работу только с проверенными поставщиками, которые всегда соответствуют высоким стандартам торговли. А всего этого можно достичь только при соблюдении выработанной заранее ценовой политики, применяя все современные наработки.
Ценовая политика предприятия является одним из самых значимых показателей эффективности функционирования торговой организации. Ценообразование на грамотной основе требует проведения глубокого анализа рынка сбыта и текущей ситуации в экономике страны (региона), потребностей потребителей, разработки ценовой стратегии и тактики, учета большого количества воздействующих на уровень цены факторов и т. д. Помимо этого, при выборе товара либо услуги потребитель обращает внимание, в первую очередь, как раз на уровень цен, проводя сравнение их и делая выбор наиболее выгодного для себя предложения [6, с.37]. Цена и рынок находятся в отношениях взаимообусловленности, потому что у цены есть способность не только реагировать на изменения условий рынка, но и на изменение их.
В условиях высокого уровня конкуренции торговым компаниям необходим на постоянной основе мониторинг рынка цен и четкая доля гибкости, которая позволяет осуществлять поддержку собственной конкурентоспособности [12, с.204]. Значимость ценовых решений в маркетинге обеспечивается рядом свойств: цена непосредственно влияет на уровень спроса и объем продаж; цена определяет рентабельность бизнеса; цена формирует общее восприятие товара у потребителя; цена является удобной базой для сравнения товаров различных производителей; все иные составляющие маркетинга должны быть совместимы с ценой [7, с.113].
Ценовая политика современной компании представляет собой совокупность принципов, на основе которых она определяет уровень цен на собственные товары или услуги. Это один из наиболее значимых инструментов маркетинга, который оказывает воздействие на потребительское предпочтение и определяет объем его продаж и репутационный капитал современной компании [15, с.260].
Процесс разработки ценовой политики компании в общем случае может быть представлен в виде такой последовательности этапов: установление целей ценообразования; анализ факторов, оказывающих влияние на уровень цены; выбор метода ценообразования; установление уровня цены. При осуществлении разработки ценовой политики также заранее необходимо сформировать механизм своевременной корректировки уровня цен. Этим будет обеспечена способность современной компании реагировать на изменения, носящие различный характер: инфляцию, изменяющуюся конъюнктуру рынка, обновление и введение новых норм правового и налогового регулирования предпринимательской деятельности и т.д. В качестве основных целей ценообразования может выступать повышение прибыли от продажи товара или услуги, поддержка уровня конкурентоспособности на рынке либо выход на лидерские позиции за счет захвата рынка или усовершенствования товара/услуг.
Установление цели обеспечивает правильность постановки самых приоритетных в конкретной ситуации задач и задает вектор для разработки ценовой политики компании в общем. Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на процесс формирования цены. Внутренние факторы определяются характером функционирования современной компании и могут ею контролироваться.
Внешние факторы неподконтрольны компании, так как они находятся в зависимости от сложившейся на текущий момент экономической ситуацией в государстве и на мировом рынке. Все факторы образуют систему, в которой все элементы взаимосвязаны и могут вызвать как уменьшение цены, так и ее рост. Многие авторы предлагают такой перечень важнейших факторов, которые нужно принимать во внимание в первую очередь при определении уровня цен [2; 5; 7]:
1. Необходимость возмещения затрат на производство и продажи продукции: уровень цены не может быть меньше полной себестоимости продукции и прямым образом должен зависеть от издержек компании.
2. Получение необходимой для развития компании суммы прибыли.
3. Состояние спроса на товар и его заменители: данный фактор предоставляет возможность установить максимальную возможную цену, которую компания может определить на товар.
4. Сочетание единых и гибких цен на продукцию: гибкость подхода устанавливается сменой фаз развития рынка и реализуемого продукта.
5. Захват желаемой доли на рынке.
6. Цены и качество товаров конкурентов.
Перечисленные факторы могут считаться базовыми – их следует принимать во внимание любой организации вне зависимости от отрасли и целей конкретной ценовой политики. Рассмотрение, анализ и учет иного рода факторов определяется позицией конкретной компании на рынке, ее возможностями и потребностями, конкуренцией в указанной сфере производственно-хозяйственной деятельности и т.п.
Современные методы ценообразования отличаются многообразием подходов – это предоставляет возможность компаниям выбирать наиболее оптимальную ценовую стратегию, которая отвечает целям компании и учитывает особенности реализации конкретного товара или услуги [3, с.90]. Любой метод имеет собственные достоинства и недостатки и применяется в определенного рода ситуациях для решения конкретных задач.
Существует несколько укрупненных групп методов ценообразования, а именно: затратные методы; методы, которые ориентированы на спрос потребителей; параметрические методы; методы, которые ориентированы на конкурентное окружение.
Затратные методы базируются на учете расходов компании на закупку товаров и издержки обращения, к которым прибавляется сумма прибыли.
Затратные методы применяют довольно широко, т.к. большая часть продавцов при установлении цены ориентируются именно на показатель собственных производственных затрат. Это предоставляет возможность определить минимальный уровень цены, а также цену, которая приносит доход за счет простых расчетов по нужным формулам. Недостаток методов указанной группы состоит в том, что он чаще всего не принимает во внимание факторы спроса на товар и влияния цен конкурентов, а соответственно – поведение покупателей относительно товара.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ.
2. Булатуков А.Э. Формирование ценовой политики предприятия в современных условиях // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №12. – С.111-114.
3. Волков И.В., Пекова И.А. Ценовая и технологическая политика как ключевые факторы конкурентоспособности предприятия // Инновации и инвестиции. – 2023. - №3. – С.88-92.
4. Гаджиева Н.А., Бабакишиева С.Ф., Халилов Т.М. Формирование ценовой политики предприятий // Наука и реальность. – 2023. - №2. – С.86-91.
5. Гусак В.М., Кублин И.М. Ценовая политика как основополагающий фактор становления предприятия // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2022. – С.75-79.
6. Дубаневич Л.Э. Возможности и пути совершенствования ценовой политики коммерческого предприятия // Социально-экономические и гуманитарные науки: сборник статей. – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2022. – С.37-40.
7. Лехтянская Л.В. Формирование ценовой политики предприятий, методы формирования цены // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №2. – С.113-115.
8. Малюгин Д.А. Этапы формирования ценовой политики в условиях современной экономики // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. - №8. – С.83-87.
9. Наконечников Н.Н. Ценовая политика предприятия. Направления и механизм ценообразования // Форум. – 2023. - №1. – С.65-72.
10. Николаева Т.Е., Громова Е.И. Издержки в ценообразовании: Учебное пособие. - М.: ФЛИНТА, 2019. – 51с.
11. Тяжкороб В.Н., Кривошлыков В.С. Ценовая политика предприятия в условиях цифровой трансформации экономики // Цифровизация процессов управления: стартовые условия и приоритеты: сборник материалов конференции. – Курск: Курский государственный университет, 2022. – С.611-614.
12. Ценообразование: Учебное пособие / под ред. В.А. Слепова. – М.: Магистр, 2018. – 304с.
13. Харчевникова В.О. Влияние ценовой политики на деятельность предприятия // Интернаука. – 2023. - №16-5. – С.28-29.
14. Черникова К.О. Влияние ценовой политики на финансовое положение предприятия // Инновационная наука. – 2022. - №5-2. – С.67-70.
15. Чуев Д.Д. Основные подходы к управлению ценообразованием в организациях // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизованный аспект: материалы конференции. – М.: ИМЦ, 2021. – С.260-263.