Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что оценка лексических единиц является одним из лингвистических аспектов, который помогает детально отразить изменения в сознании людей и социальной жизни. Язык в данном случае отражает мир с разных сторон. Прежде всего, он представляет объективную реальность, объекты, атрибуты, действия, которые существуют в мире, включая его мысли, чувства, поступки и его взаимоотношения с людьми. Эту сторону языкового выражения можно считать описательной.
Язык также отражает взаимодействие между реальностью и людьми в нескольких аспектах, одним из которых является оценка. Оценка - один из важнейших моментов в структуре рефлекторной деятельности сознания. М.В. Никитин писал, что «благодаря своему методу и уровню (характеристикам) познания мира, наше мышление носит преимущественно оценочный характер, то есть в большинстве случаев психологическая деятельность осуществляется в форме оценки на уровне».
Способность к оценке определяет степень интеграции организма в среду обитания. Можно сказать, что способность к оценке интегрирована в организм, а органическая часть интегрирована в окружающий мир.
Язык является одним из основных средств установления связей между людьми для передачи мнений, эмоций, оценок и т.д., который содержит в себе множество средств эмоционального выражения. Одним из способов исследования лексических средств является эмоциональная и оценочная лексика. Когда дело доходит до эмоционально-оценочной лексики, стоит определить роль эмоций в языке. А.В. Яроцкая писала следующее: «Эмоции - субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в форме радости, страха, удовольствия или отвращения».
Степень научной разработанности. Данному лингвистическому исследованию посвящены многие работы исследователей, таких как: Э.В. Семенова, С.С.Беркнер, А.Н.Минка и др. Оценочная лексика содержит положительные или отрицательные оценки объекта, явления или действия с точки зрения говорящего.
Цель исследования: проанализировать виды и функции оценочной лексики в очерке Риммы Авшалумовой «Сказке быть».
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные термины и содержание оценочной лексики;
2. Проанализировать семантику оценочной лексики в субъектной модальности;
3. Раскрыть методику анализа оценочной лексики;
4. Дать оценку оценочной лексики в очерке.
Объект исследования: оценочная лексика.
Предмет исследования: особенности употребления оценочной лексики в очерке.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и аналитическую), заключение и список источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКА
1.1 Основные термины и содержание оценочной лексики
Лексика представляет собой важный лексический слой в любом языке, поскольку напрямую связан с понятием коннотации, или необязательных элементов значения слова, и отвечает за отражение субъективных мнений, выразительность и стилистическое разнообразие в языке. А.В. Яроцкая писала следующее: «Эмоции – субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в форме радости, страха, удовольствия или отвращения» [10].
Исследование оценочной лексики обусловлено тем фактом, что оценочная лексика является одним из лингвистических аспектов, который помогает детально отразить изменения в сознании людей и социальной жизни. Традиционно это сфера взаимодействия со средствами массовой информации.
Цель оценочной лексики – дать обществу понять, что происходит в мире, и, следовательно, она отражает изменения в социальной жизни. Поэтому, конечно, эта тема связана со средствами массовой информации. Этому лингвистическому исследованию посвящены многие работы исследователей, таких как: Э.В. Семенова, С.С.Беркнер, А.Н.Минка и др. [4].
Оценочная лексика содержит положительные или отрицательные оценки объекта, явления или действия с точки зрения говорящего. По наблюдению С. Беркнера, эмоциональная оценка может выражать презрение, неодобрение, осуждение, неуважение, отвращение, одобрение, удовольствие и радость.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, А.А, Борзенкова Н.А. Оценка в родном дискурсе: этнолингвистический и гендерный аспекты // Вестник НГУ. Вестник Новосибирского государственного университета. - 2020. - №15. - Р. 60–67.
2. Арутюнова, Н. Д. Речевой акт. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия Москва, 2022. - 11с.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. - М.: «Языки русской культуры», 2021. - 896 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 2020. - 607 c.
5. Бегинина, А.О. Имплицитность и её средства выражения // Гуманитарные исследования, Астраханский государственный университет. - 2020. - С. 15-19.
6. Волгина, А.И. Языковые особенности использования оценочной лексики // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. - М.: Нова, 2020. - С. 46-51.
7. Вяземский, П.А. Эстетика и литературная критика. Составление, вступ. статья и комментарии Л. В. Дерюгина. - М.: Искусство, 2020. - 464 с.
8. Гичевая. А.В. Английский и американский сленг как социальная разновидность речи // Филологические науки: Традиции и инновации: Сб. научных статей. - Волгоград, 2022. - С. 8-12.
9. Гудкова, В.Б. Металингвистическое описание речевого акта в художественной литературе. – Самара: Вита, 2020. – 211 с.
10. Данилова, Р. Р. Категория оценки как способ выражения антрпоцентризма в лингвистике // Вестник ТГГПУ. – 2021. - №4. - С. 3.
11. Денисенко, И.Е. Коннотация как компонент значения фразеологических бельгицизмов // Оренбургский государственный педагогический университет. - 2022. - С. 62-64
12. Дормидонтова, О. А. Категория оценки и оценочная категоризация с позиций современной лингвистики. - М.: Изд-во «Грамота», 2020. - С. 49.
13. Карчевски, Р.И. Угроза в терминах типологии речевых актов // Форма, значения и функции единиц языка и речи. - Минск: МГЛУ, 2022. - С.129-130.
14. Малярчук, У. О. Лексические средства выражения оценки в текстах СМИ на современном этапе // Симферополь: Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, 2020. – С. 243-248
15. Пиотровская, Л. А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2020. - 146 с.
16. Серебреникова, Е. С. Эмотивно-оценочная лексика в текстах коммерческой рекламы // Гуманитарные технологии в современном мире: Сб. материалов. - Калининград: РАНХиГС, 2020. - С. 397-399.