Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение.......................................................................................................................3
1.История создания монастыря...............................................................................6
2.Строительство храмов............................................................................................12
3.Жизненный уклад насельников монастыря......................................................20
Заключение.................................................................................................................27
Список использованной литературы.....................................................................29
Фрагмент для ознакомления
2
1.История создания монастыря
Освоение русскими сибирских земель начиналось со строительства городов-острогов, которые выполняли роль опорных баз распространения и закрепления на местности русского влияния. Эти поселения представляли собой одновременно и административно-торговые центры, и места дислокации военных гарнизонов для охраны новых поселенцев. Вполне закономерно, что «большинство сибирских монастырей было основано в городах-острогах или на некотором расстоянии от них» .
Монастыри становились духовными центрами для местных сообществ, которые по мере своих сил возможностей поддерживали православные обители пожертвованиями, всячески участвовали в их благоустройстве. Зачастую именно на народные пожертвования возводились монастыри. Для местных жителей монастыри были тем местом, где можно принять монашескую схиму перед смертью, получить духовную помощь и вразумление в житейских невзгодах.
Кроме того, сибирские монастыри реализовывали важную социальную функцию, которая заключалась в служении обителей пристанищем для старых и беспомощных людей, а также для миссионерской деятельности. Эти функции выполняли такие монастыри, как: «в Тобольске –1610 г. во имя святых Зосимы и Савватия; в Туринске – 1604 г. Покровский; в Верхотурье в 1604 г. – мужской Николаевский и женский Покровский монастыри; в Тюмени в 1616 г. – Преображенский» .
И.Л. Манькова прослеживается три пути возникновения монастырей. «Первый – по инициативе монаха. Второй вариант развития событий – это возникновение монастыря по инициативе мирян. Третий путь возникновения обителей – это основание монастырей по инициативе сибирских и тобольских архиепископов» .
В начале своего существования многие обители были весьма малочисленными. Это было связано с очень трудным материальным положением первых обителей, так как государство предпочитало возлагать содержание монахов на их родню и саму общину, а не назначать денежную и хлебную ругу (особую выплату духовенству на содержание причта). Поэтому местные сообщества, сибирские церковные предстоятели (особенно много этим занимался первый архиепископ, преосвященный Киприан), и сами монашеские общины стремились добиться выделения государством монастырям земельных наделов. «Именно монастырские вотчины стали основным источником существования мужских обителей. Женские же общины жили в основном за счет подаяний, государевой руги, в некоторых случаях — помощи мужских монастырей. Как правило, сибирские монастыри строились за пределами острога или на окраине посада около взъездов в город. Такое расположение обеспечивало и сакральную защиту города, и уединение от мирской суеты монашествующих» .
Касаемо государственной поддержки И.Л. Манькова отмечает следующее: «Идя на создание монастырей ... государство реально оценивало обстановку в малоосвоенном регионе. Было очевидно, что монастыри могли выжить только имея собственное хозяйство. Поэтому правительство без колебаний ответило положительно на просьбы о наделении землей монастыри» . Более того, стоит упомянуть, что в первые сибирские обители необходимая для церковных служб утварь, а также ризы и богослужебные книги поступали от имени самого царя.
Таким образом, можно утверждать, что «православный храм, наряду с военно-административными постройками, становился одним из первых очевидных знаков русского присутствия на присоединенной территории .
Все вышеупомянутое справедливо и для истории основания Свято-Троицкого мужского монастыря г. Тюмени. Ранее он был известен как Тюменский Преображенский мужской монастырь и был основан в 1616 году старцем Нифонтом из Казани (изображение обители представлено ниже на рисунке 1 ). Более точных сведений о дате основания по архивным документам установить не удалось. Деньги на постройку монастыря на краю Ямской слободы Нифонт собрал с местных жителей. Поэтому вначале у построенного без царского указа монастыря не было никаких земельных владений или ежегодного жалования. Первые его обитатели «питаетца пашнею, пашет пашню собою, свою роспаш, и мирскою, дачею, что давали всякие люди по душам своим ...» , для чего сами распахали немного прилегающей территории, а также осваивали некоторое количество полученной как вклад от городских жителей пахотной земли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.ГБУТО ГАТО. Дела постоянного хранения Ф. И-85. Оп. 1., Д.192, л. 1.
2.ГБУТО ГАТО. Дела постоянного хранения Ф. И-85. Оп. 1., Д.192, л. 4.
3.Предисловие к описи дел постоянного хранения фонда И-85 — Тюменский Троицкий монастырь ГБУТО ГАТО.
4.Документальные материалы из истории бытовой и хозяйственной жизни монастыря в дореволюционный период // ГБУТО ГА «Государственный архив Тюменской области» / Выставка [цифровая коллекция] — Режим доступа: https://archiv72to.wixsite.com/monastir/раздел-i (дата обращения 04.03.2024).
5.Макарчева Е.Б. Роль Православной Церкви в формировании русского социума в Сибири в XVII в. // Манускрипт. – 2017. – № 7 (81). – С. 117-120.
6.Манькова И.Л. Государственная политика в отношении землевладения Урало-Сибирских монастырей в XVII-начале XVIII вв. // Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. – Вып.4. Тюмень, Тюмен. гос. ун-т, – 1992. – С.13.
7.Манькова И. Л. Возникновение монастырей в Сибири в XVII в.: проблемы датировки и численности // ВЕСТНИК Томского государственного университета. История. – 2017. – № 47. – С. 5-14.
8.Манькова И. Л. Роль монастырей в духовной жизни населения Урала и Сибири в XVII веке // ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. – 2018. – № 4 (24). – С. 160-178.
9.Миллер Г.Ф. История Сибири. М.-Л., 1941. Из-во академии наук СССР, Т. II. 637 с.
10.Монастыри Русской православной церкви в Сибири // Библиотека сибирского краеведения [официальный сайт] — Режим доступа: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/monastyri-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi-v-sibiri (дата обращения 05.03.2024).
11.Оболкин Е.С. Храмовая архитектура Сибири как часть сакральной православной культуры России в XVI –XVIII вв. // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2016. – № 1 (16). – С. 189-197.
12.Свято-Троицкий мужской монастырь г. Тюмени // Монастырский вестник [Официальный сайт] — Режим доступа: https://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-troitskiy-muzhskoy-monastyr-g-tyumeni/ (дата обращения 04.03.2024).
13.СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ТЮМЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ // Официальный сайт Тобольской митрополии — Режим доступа: http://tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t06_2 (дата обращения 05.03.2024).
14.Тресвятский Л.А. Сибирские монастыри в XVII веке / Л.А. Тресвятский // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – Вып. 10. – С.75.-80.
15.Троицкий монастырь // ГБУТО ГА «Государственный архив Тюменской области» / Выставка [цифровая коллекция] — Режим доступа: https://archiv72to.wixsite.com/monastir (дата обращения 04.03.2024).
16.Туров C.B. Секуляризация земельных владений Тюменского Свято-Троицкого монастыря в XVIII в. // Культурное наследие Азиатской России. Материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. Тобольск, 1997. С. 106-107.