Фрагмент для ознакомления
2
В исследованиях, наряду с теоретическим аспектом, огромное значение придается методическому разделу программ, который включает в себя описание методики и организации проведения исследования. Основное внимание уделяется обоснованию выборки. Характер проблемы, а также цели и задачи исследования, определяют, какой должен быть объект исследования. Иногда, если объект исследования относительно небольшой и у исследователя есть достаточные ресурсы для его полного изучения, он может провести полное исследование. В этом случае говорят, что объект исследования идентичен всей генеральной совокупности. Однако часто сложные исследования требуют выборочного подхода. Поэтому для достижения целей исследования применяется выборка.
Программа исследования должна четко определить:
1. Какой объект подлежит эмпирическому изучению.
2. Полное ли исследование или выборочное.
3. Если выборочное, то претендует ли оно на репрезентативность.
Репрезентативность означает способность выборки точно отражать характеристики и значимые элементы всей генеральной совокупности.
Генеральная совокупность представляет собой все возможные социальные объекты, которые должны быть изучены в рамках программы социологического исследования.
Выборка (или вторичная цельность) представляет собой часть генеральной совокупности, которая была отобрана с использованием специальных методов для получения информации обо всей совокупности в целом.
Количество единиц наблюдения, входящих в выборку, называется объемом выборки. Существует несколько процедур для выборки:
• Исследователь должен указать, сколько ступеней отбора используется в выборке, сколько единиц отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени.
• Основой выборки может быть список, картотека или карта.
• Указывается количество единиц наблюдения на последней ступени выборки.
Важной частью методического раздела программы является обоснование методов сбора эмпирических данных.
При разработке методов сбора информации социолог должен учитывать несколько важных аспектов. Если выбран метод анализа документов, необходимо определить, какие документальные источники будут изучаться, а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса необходимо определить технику, организационную структуру и содержание опроса. Это может включать места проведения опроса, виды анкетирования, содержание анкеты и т.д .
Следует учитывать следующие аспекты при выборе методов сбора информации:
• Оперативность и экономичность исследования не должны достигаться за счет утраты качества данных.
• Нет универсального способа сбора информации, каждый метод имеет свои особенности. Поэтому нет абсолютно "хороших" или "плохих" методов, есть методы, соответствующие или не соответствующие конкретной задаче. Надежность метода зависит не только от его обоснованности, но и от соблюдения правил его применения.
С точки зрения трудозатрат и финансов наиболее эффективным методом является анализ документов. Этот метод обладает несколькими преимуществами:
• Он позволяет оперативно получать фактографические данные о предмете исследования.
• Информация, полученная путем анализа документов, обычно обладает объективным характером.
Однако следует помнить о некоторых ограничениях этого метода:
• Не всегда возможно удостоверить подлинность учетной и отчетной информации, поэтому требуется контроль с помощью наблюдения и опроса.
• Часть информации может быстро устаревать.
• Цели, с которыми были разработаны документы, часто не совпадают с целями исследования.
• Большинство документов не предоставляют информацию о состоянии сознания респондентов.
Поэтому анализ документов подходит для задач, где требуется фактографическая информация .
Однако в большинстве случаев в социологии применяются другие методы сбора информации, такие как наблюдение, опросы (анкетирование, интервью) и тестирование.
1.1 Наблюдение
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора информации, который заключается в предусмотрительном, целенаправленном и систематическом восприятии и регистрации социальных фактов с целью их контроля и проверки. Основным преимуществом непосредственного наблюдения является его способность фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их возникновения, в отличие от других методов сбора первичных данных, которые основаны на предварительных или ретроспективных оценках индивидов. Еще одним важным преимуществом этого метода является независимость исследователя от объекта исследования в той мере, что он может собирать факты независимо от желания индивидов или групп высказывать свои мнения или от их способности отвечать на вопросы .
В наблюдении заключена определенная степень объективности, обусловленная самой задачей фиксирования ситуаций, явлений и фактов. Однако этот метод также имеет субъективный компонент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, что оказывает влияние как на восприятие социальной действительности наблюдателем, так и на понимание существенности наблюдаемых явлений и их интерпретацию. Чем теснее связь между наблюдателем и объектом наблюдения, тем больше субъективизма присутствует, и тем сильнее эмоционально окрашено его восприятие. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, которая ограничивает его эффективность, является сложность и иногда невозможность повторного проведения наблюдения.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Берикашвили, В. Ш. Статистическая обработка данных, планирование эксперимента и случайные процессы : учебное пособие для вузов / В. Ш. Берикашвили, С. П. Оськин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 164 с.
2. Глотов, М. Б. Социологическое исследование экономических и политических процессов : учебное пособие для вузов / М. Б. Глотов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 131 с.
3. Горшков, М. К. Прикладная социология + практикум в ЭБС : учебник и практикум для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, Б. З. Докторов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 334 с.
4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов / С.И. Григорьев и др. - М.: «Издательство Магистр», 2016. - 394 с.
5. Гуров А.В. Социология / А.В. Гуров. - М.: Проспект, 2018. - 595 с.
6. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с.
7. Зерчанинова, Т. Е. Социология: методы прикладных исследований : учебное пособие для вузов / Т. Е. Зерчанинова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 207 с.
8. Кажанов, О. А. Социологические проблемы изучения общественного мнения : учебное пособие для вузов / О. А. Кажанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.
9. Каташинских, В. С. Методы сбора социальной информации : учеб. пособие / В. С. Каташинских ; [науч. ред. Ю. Р. Вишневский] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 124 с.
10. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2017. - 466 с.
11. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашева Г.С. Социология: учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2018. - 537 с.
12. Маркович Д.Ж. Общая социология: учебник. Изд. 3-е перераб. и доп. / Пер с сербского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 620 с.
13. Методика и техника социологических исследований : учебное пособие для вузов / В. А. Семенов [и др.] ; под общей редакцией В. А. Семенова, В. Г. Зарубина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 73 с.
14. Могильчак, Е. Л. Методика социологического исследования. Выборочный метод : учебное пособие для вузов / Е. Л. Могильчак ; под научной редакцией А. В. Меренкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 117 с.
15. Общая социология: учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эффендиева. - М.: ИНФРА, 2015. - 483 с.
16. Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для вузов / К. М. Оганян. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
17. Сидняев, Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : учебник и практикум для вузов / Н. И. Сидняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 495 с.
18. Сладкова, О. Б. Основы научно-исследовательской работы : учебник и практикум для вузов / О. Б. Сладкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 154 с.
19. Социология / Под ред. Г. В. Осипова. - М.: Дело, 2018. - 552 с.
20. Социология : учебник для вузов / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 397 с.
21. Социология : учебник и практикум для вузов / В. В. Глебов [и др.] ; под общей редакцией В. В. Глебова, А. В. Гришина, Г. В. Мартьяновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 307 с.
22. Социология: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2017. - 491 с.
23. Тавокин, Е. П. Социология управления. Методы получения социальной информации : учебное пособие для вузов / Е. П. Тавокин. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 190 с.
24. Толстова, Ю. Н. Математическая статистика для социологов : учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Толстова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 258 с.
25. Фролов С.С. Социология: учебник. 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2015. - 544 с.