Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол как спортивная игра появился в конце 19 века. Его создатель – учитель физкультуры Уильям Морган из США. Он хотел, чтобы игра не требовала сложного оборудования, имела простые правила, была доступна людям всех возрастов, и придумал правила для разработанной им новой игры.
В начале 20 века волейбол стал известен во многих странах Центральной и Южной Америки, в Канаде. В 1913 году волейбол был включен в программу Олимпийских игр Южной и Северной Америки, а накануне Первой мировой войны появился и в Европе.
В начале 50-х годов волейбол был завезен в Россию, но наибольший простор для своего развития эта игра получила после Великой Октябрьской социалистической революции. В волейбол играют на площадке размером 9х18 метров.
Вся площадка разделена на две равные половины центральной линией, над которой возвышается сетка. Высота сетки зависит от возраста и местности игроков.
Волейбол занимает особое место в системе физического воспитания. Преимущество волейбола заключается в относительной простоте оборудования игровых площадок и правил его зрелищности. Обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность боя, коллективизм – вот что привлекает в волейбол миллионы людей разных возрастов и профессий.
Волейбол – очень эффективный способ улучшить здоровье и физическое развитие. Хорошо организованный волейбол способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и улучшению всех функций организма.
Объект исследования- игра волейбол
Предмет исследования – формирование техники игры в волейбол на этапе начальной подготовки
Цель исследования- изучить особенности Формирование техники игры в волейбол на этапе начальной подготовки
Задачи исследования:
- изучить историю развития волейбола
- определить особенности организации тренировочного процесса юных волейболистов
- раскрыть значение технической подготовки в волейболе
- изучить основы обучения основным техническим элементам в волейболе
- рассмотреть методику тактической подготовки волейболистов
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ
1.1. История развития волейбола
Волейбол – один из самых популярных видов спорта в мире. Родиной волейбола являются Соединенные Штаты Америки. Изобрел новую игру в 1895 году. Уильям Морган — директор по физическому воспитанию в Союзе молодых христиан в Хелиоке, штат Массачусетс.
Он предлагает перебросить мяч через теннисную сетку, натянутую на высоту примерно 2 м. Название новой игре дал доктор Альфред Холстед, профессор Спрингфилдского колледжа: «волейбол» — летающий мяч. В 1896 году волейбол впервые был представлен публике. Год спустя в США были опубликованы первые правила игры, которые содержали всего 10 параграфов.
Прошло несколько лет, и мы познакомились с волейболом в Канаде, Кубе, Пуэрто-Рико, Перу, Бразилии, Уругвае и Мексике. В 1913 г. на Паназиатских играх состоялся турнир по волейболу, в котором приняли участие команды Японии, Китая и Филиппин.
Волейбол появился в Европе в начале 20 века. В 1914 году его начали исполнять в Англии. Особую популярность волейбол приобрел во Франции, где он появился в 1917 году. В 1920-е годы он получил развитие в Польше, Чехословакии и СССР. [9]
Начинаются первые официальные чемпионаты стран европейского континента. Вместе с распространением волейбола по миру совершенствовались правила игры, менялась техника и тактика, формировались технические приемы. Волейбол все больше становится командной игрой. Игроки начинают использовать мощные подачи, широко вводить в игру обманные удары, уделять большое внимание технике паса, возрастает роль защиты, игра становится более динамичной.
В стране волейбола, США, первые официальные соревнования состоялись в 1922г. в Бруклине. В то же время американцы предлагали включить волейбол в программу Олимпийских игр 1924 года, однако это предложение не получило поддержки.
В 1934 г. на международном собрании представителей спортивных федераций в Стокгольме было предложено создать техническую комиссию по волейболу. В комиссию вошли 13 европейских стран, 5 стран американского континента и 4 страны Азии; За основу были приняты американские правила игры.
Олимпийское признание волейбол получил лишь в 1957 году, но в программу игр впервые был включен лишь на XVIII Олимпиаде 1964 года в Токио. Тогда в японскую столицу прибыли шесть женских и десять мужских команд. Первыми олимпийскими чемпионами стали команды СССР (мужчины) и Японии (женщины).
На Играх в Токио в волейболе особое внимание уделялось легкой атлетике. Превосходство мощной атаки над защитой было очевидно, поэтому международная федерация несколько модернизировала правила волейбола. Игрокам защищающейся команды разрешалось переносить руки в сторону противника при блокировании и касаться мяча второй раз после блока. Нововведение сбалансировало возможности нападения и защиты. Волейбол стал быстрее и эмоциональнее.
На олимпийских турнирах наибольших успехов добились сборные команды СССР: женщины в 1968, 1972, 1980 и 1988 годах, мужчины в 1964, 1968 и 1980 годах и сборная Японии: женщины в 1964 и 1976 годах, а также мужские Команда в 1972 году.[1]
В нашей стране широкое развитие волейбол начал в 1920-1921 годах в Среднем Поволжье (Казань, Нижний Новгород). Затем он появился на
На Дальнем Востоке — в Хабаровске и Владивостоке, а в 1925 году — на Украине.
В то время в стране волейбол в шутку называли «актёрской игрой». В Москве первые волейбольные площадки появились во дворах театров Мейерхольда, Камерного, Революции и Вахтангова.
28 июля 1923 года в Москве состоялся первый официальный матч, в ходе которого команды Мастерских Высшего Художественного театра и
Государственный колледж кинематографии. Пионерами нового вида спорта были мастера искусств, будущие народные артисты СССР Николай Боголюбов, Борис Щукин, из хороших игроков были будущие знаменитые артисты Георгий Нисский и Яков Ромас, знаменитые актеры А. Кторов и Р. Зеленая. С этой встречи начинается летопись нашего волейбола.
В январе 1925 года Московский совет физкультуры разработал и утвердил первый официальный регламент соревнований по волейболу. По этим правилам в 1927 году регулярно проводились чемпионаты Москвы.
Важным событием в развитии волейбола в нашей стране стал чемпионат, разыгранный на первой Всесоюзной Спартакиаде 1928 года в Москве. В соревнованиях приняли участие мужские и женские команды из Москвы, Украины, Северного Кавказа, Закавказья и Дальнего Востока. В том же году в Москве была создана постоянно действующая коллегия судей.[11]
Большое значение для развития волейбола имели массовые соревнования, проводимые в парках культуры и отдыха. Эти игры стали хорошей школой не только для москвичей, но и для иностранных гостей. Недаром в начале 1930-х годов в Германии были изданы правила соревнований по волейболу под названием «Волейбол – русская народная игра».
Весной 1932 года при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана волейбольная секция. А уже через год чемпионаты Советского Союза стали проводиться регулярно. Став лидерами отечественного волейбола, московские спортсмены имели честь представлять его на международной арене, когда в 1935 году гостями и соперниками были афганские спортсмены. Несмотря на то, что игры проводились по афганским правилам, советские волейболисты одержали убедительную победу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т: Изд-во им. Ибн Сины, 2023. - 165 с.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 185 с.
3. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . изд.: Психология в спорте. - Омск, 2022. - 388 с.
4. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка волейболиста. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 442 с.
5. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. - М.: Физкультура и спорт. - 2019. - 188 с.
6. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений: Автореф. дисс. канд.пед.наук - М., 2020. - 25 с.
7. Верхошанский Ю.В. "Ударный" метод развития "взрывной" силы // Теория и практика физкультуры. - 2020. - №8. - С. 59.
8. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры/Под редакцией Дягтерева А.К. - М.: Физкультура и спорт, 2023. - 244 с.
9. Волейбол: Ежегодный справочник для тренеров. - М. : Физкультура и спорт, 2022. - 333 с.
10. Волынкина Г.Ю., СувороваН.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. - Спб, 2021. - 111 с.
11. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 144 с.
12. Градополов К.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2021. -289 с.
13. Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 178 с.
14. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2021. - 120 с. (наука - спорту)
15. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство // (ФЛИР - бресс), 2022. - 336с.