Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Так называемая здоровая конку-ренция оказывает положительное влияние на развитие государства в полити-ческом, экономическом и социальном аспектах. Для этого государство пред-принимает определенные действия. Однако в этом вопросе есть проблемы, которые необходимо решить. В данном случае это монополия.
Антимонопольная политика - это деятельность государства, направлен-ная на создание структуры рыночной конкуренции, в которой все силы направлены на устранение чрезмерной монополизации рынка, препятствую-щей нормальному функционированию рыночного процесса.
Проблемы монополизации экономической жизни и конкуренции на то-варных рынках сегодня волнуют не только специалистов, но и широкую об-щественность. С начала 90-х годов эти проблемы стали для России острыми: без твердых, последовательных мер по борьбе с монополизмом нельзя наде-яться на успех экономических реформ и переход к рыночной экономике.
Успех экономических преобразований во многом зависит от сбаланси-рованной, выверенной системы государственного регулирования монополь-ных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленность которой унаследовала от командной системы бывшего СССР целый комплекс гигантских монополистов, проблема демонополизации экономики и недопу-щения усиления роли монополий, уже действующих на рынке, становится особенно актуальной.
В России процесс создания государственного контроля для предотвра-щения недобросовестной конкуренции начался фактически с нуля, поскольку командно-административная система, существовавшая совсем недавно в управлении экономикой, по существу исключала наличие свободной конку-ренции в экономической деятельности. Поэтому создание и совершенствова-ние законодательной базы для регулирования монополистических процессов и конкуренции на данном этапе имеет большое значение, и понимание населе-нием России необходимости экономических реформ в этой сфере имеет большое значение.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для российской экономики. Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что проду-манные меры регулирования монополий способствуют развитию конкурен-ции, стабилизации рынка и оздоровлению экономики в целом.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Проблема исследования - выявить условия государственного антимо-нопольного регулирования коммерческой деятельности.
Объектом исследования являются особенности государственного ан-тимонопольного регулирования коммерческой деятельности.
Предметом исследования является государственное антимонопольное регулирование коммерческой деятельности.
Цель исследования: выявление эффективных условий государственно-го антимонопольного регулирования коммерческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современную антимонопольную политику Российской Федерации.
2. Описать направления антимонопольного регулирования рынков в со-временных российских условиях.
3. Изучить систему государственного антимонопольного регулирования коммерческой деятельности: понятие, сущность.
4. Дать оценку антимонопольному регулированию как основному направлению нормативного регулирования предпринимательской деятельно-сти.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех па-раграфов, заключения и списка использованной литературы.
§1. Современная антимонопольная политика Российской Федерации
Антимонопольная политика направлена на предотвращение, ограниче-ние и подавление монополистической деятельности, формирование и развитие конкуренции, рынков товаров и услуг, защиту прав потребителей. Существу-ют следующие направления антимонопольной политики:
- создание и развитие конкуренции;
- контроль за деятельностью экономических субъектов;
- защита интересов потребителей;
- поддержка и развитие среднего и малого бизнеса;
- контроль над процессом концентрации капитала.
В нынешней экономической ситуации все высокоразвитые экономики борются с монополиями.
Монополия - это исключительное право на осуществление любого вида деятельности, предоставленное определенному экономическому субъекту.
Существуют следующие типы монополий:
- открытая монополия;
- естественная монополия;
- закрытая монополия.
Открытая монополия возникает в ситуации, когда компания или органи-зация, в результате технологического прорыва, доверия к компании или орга-низации, бренду и т. является единственным производителем товаров и услуг. Монополия - это, конечно, когда спрос может быть удовлетворен наиболее эффективно в силу технологических особенностей производства, когда отсут-ствует конкуренция. Закрытая монополия возникает, когда конкуренция огра-ничена законом.
Каждый вопрос можно разделить на категории узкого и широкого по-нимания в зависимости от области его применения. Таким образом, при рас-смотрении антимонопольного регулирования рынка можно выделить области узкого и широкого охвата предмета. «Антимонопольная система» в широком смысле - это государственная политика по поддержанию здоровой конкурен-ции, которая использует различные методы и системы для поддержания необ-ходимого уровня антимонопольного регулирования и применения их во всех секторах экономики государства.
В узком смысле антимонопольное регулирование рынка - это государ-ственная политика, целью которой является системный контроль и сдержива-ние монопольных движений на местном рыночном уровне.
Следовательно, данная государственная политика представляет собой совокупность антимонопольных мер, объединяющих правовые, законода-тельные, политические и экономические аспекты для создания благоприятной ситуации на конкурентном рынке. 9 марта 2004 г. была создана Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации для проведения открытой антимонопольной политики государства. Данная антимонопольная служба была создана для выполнения функций по защите конкуренции на рынке то-варов и услуг, а также по защите и соблюдению антимонопольного законода-тельства.
Полномочия этого исполнительного органа распространяются на сферу контроля в сфере иностранных инвестиций. Антимонопольная служба также призвана решать вопросы, связанные с закупками товаров, услуг и работ, имеющих государственное значение, в силу своих антимонопольных полно-мочий. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации разра-ботала следующие направления:
- совершенствование законодательства и информационного обеспече-ния для эффективного антимонопольного регулирования;
- контроль и ограничение нарушений недобросовестной конкуренции;
- контроль за государственными закупками;
- пресечение и предотвращение действий государственных органов и органов местного самоуправления, ограничивающих конкурентную деятель-ность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
2. Борзило Е. Ю. Критерии определения доминирующего положе-ния: обзор законодательства // Российский юридический журнал. — 2014. — № 3 (96).
3. Буквич Райко М. Рынок: конкуренция и монополия : монография. — Княгинино, 2015.
4. Бурлакова Е.В., Качалова С.М. Антимонопольная политика в Рос-сийской Федерации [Текст]/ Е.В.Бурлакова, С.М.Качалова// Инновационная экономика и право, 2017- № 4(9).– 93-97 с.
5. Вайпан В. А. Соотношение конкуренции и государственного регу-лирования рынка в фокусе справедливости // Актуальные вопросы современ-ного конкурентного права : сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. М. А. Егорова. — М., 2018.
6. Варламова А. Н. Правовое регулирование конкуренции в России. — М., 2000. Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и право-применительная практика. — М., 2008.
7. Васильева Т.В. Антимонопольная политика государства: Зару-бежный опыт [Текст]/ Т.В. Васильева//двадцать первые апрельские экономи-ческие чтения.–2015.–115-118с.
8. Гладкий К.И. Антимонопольная политика Российской Федерации [Текст]/ К.И.Гладкий // Новая наука:стратегия и вектор развития, 2016- № 5-1(82).– 40-42с.
9. Демидович И.А., Демидович А.А. Монополии и антимонопольная политика в России [Текст] / И.А.Демидович, А.А.Демидович// Аллея науки, 2018- № 5(21).– 142-144 с.
10. Дозорцев В. А. Недобросовестная конкуренция или несправедли-вая? // Юридический мир. — 1997. — №4.
11. Дьячкова А. В. Неоклассические теории поведения фирм на рынке // Эпистемы : сборник научных статей / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина / отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург, 2015.
12. Егорова М. А. Место саморегулирования в системе социальных норм // Конкурентное право. — 2013. — № 2.
13. Егорова М. А. Недобросовестная конкуренция как разновидность правового запрета per se // Право и экономика. — 2018. — № 1.
14. Егорова М. А. Соотношение категорий «регулирование» и «управление» в гражданско-правовых отношениях // Юрист. — 2014. — № 9.
15. Егорова М. А., Кинев А. Ю. Недостатки и пути совершенствова-ния легитимной дефиниции понятия «признаки ограничения конкуренции» // Актуальные вопросы современного конкурентного права : сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. М. А. Егорова. — М., 2018.
16. Ертимишли К.Э. Антимонопольное регулирование экономики [Текст]/ К.Э.Ертимишли// Новая наука-от идеи до мысли, 2016- № 6-1(90).– 180-183 с.
17. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика : учебное посо-бие. — М., 2013.
18. Кашанина Т. В. Корпоративное право : учебник. — 5-е изд., пере-раб. и доп. — М., 2010.
19. Кисец А.А. Совершенствование антимонопольного регулирования на региональном уровне [Текст]/ А.А.Кисец//Экономика и современный ме-неджмент: теория, методология, практика, 2018.– 110-112 с.
20. Комаров А.В., Пилюк К.А. Антимонопольная политика РФ на со-временном этапе: проблемы и пути их разрешения [Текст] / А.В. Комаров, К.А.Пилюк// Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2016- № 60.–46-53 с.
21. Лашин М.Н. Государственное регулирование экономики регионов и антимонопольная политика [Текст]/ М.Н.Лашин// Новая наука: финансово-экономические основы, 2017- № 3.– 133-135 с.
22. Лернер А. П. Понятие монополии и измерение монопольной вла-сти // Вехи экономической мысли. — СПб., 2003. — Т. 5 : Теория отраслевых рынков.
23. Малько А. В., Саломатин А. Ю. Основы правовой политики : учебное пособие для магистров. — 2-e изд. — М., 2015.
24. Мосунова Н. Н. Картели в России: per se или эффект? // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2017. — № 2.
25. Паращук С. А. Монополия и монополизация: регламентация в российском праве // Юрист. — 2017. — №1.
26. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Ан-тимонопольное (конкурентное) право [Текст]: учебник / К.А.
27. Родионова Д.Н., Базаров А.Ц. Антимонопольная политика совре-менной России // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2015. №1 .–36-43с.
28. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов: в 2 т. / отв. ред. Л. И. Абалкин. — М., 1993. — Т. 2.
29. Цибульникова В.Ю. Государственное регулирование экономики [Текст]/ В.Ю.Цибульникова.–учебное пособие.– Томск: Эль Контент, 2014.– 156с.
30. Цибульский И.Ю., Бондаренко О.В. Явление монополизма и ан-тимонопольное регулирование в российской экономике [Текст]/ И.Ю.Цибульский// Научно-техническое творчество аспирантов и студентов, 2017.– 1146 с.
31. Шишкин Н.Б., Смирнов А.В. Антимонопольное регулирование [Текст] /Н.Б.Шишкин, А.В. Смирнов.– учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры.–М.:Юрайт, 2018.–143с.
32. Экономический анализ права: вопросы теории, методологии, пра-воприменения : монография / под ред. Е. Г. Шабловой, А. В. Шибина. — Ека-теринбург, 2013.