Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий представляет собой важный механизм, направленный на стимулирование рыночных отношений и повышение эффективности управления в экономике. В последние годы в многих странах мира приватизация стала неотъемлемой составляющей политики государственного управления и экономических реформ.
Актуальность данной темы подчеркивается рядом факторов. Во-первых, приватизация способствует улучшению качества управления предприятиями, повышению их конкурентоспособности и эффективности, что является важным условием для стимулирования экономического роста и развития. Во-вторых, процесс приватизации существенно влияет на социально-экономическую сферу общества, включая занятость, социальную защиту и доходы граждан. В-третьих, в условиях постоянной динамики экономического развития и изменений в глобальной экономической среде необходимо постоянное адаптирование правового регулирования приватизации к новым вызовам и задачам.
Цель настоящего исследования заключается в анализе и оценке правового регулирования приватизации государственных и муниципальных предприятий с целью выявления основных аспектов, проблем и перспектив развития данного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических основ приватизации и оценить ее роль в экономическом развитии.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу приватизации государственных и муниципальных предприятий в России.
3. Рассмотреть механизмы реализации приватизации и выявить их особенности.
4. Выявить основные проблемы и перспективы развития правового регулирования приватизации.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию законодательства и практики приватизации.
Обзор структуры работы следующий: в первой главе будет проведен анализ теоретических основ приватизации, вторая глава посвящена рассмотрению правового регулирования приватизации в России, третья глава посвящена механизмам реализации приватизации, а в заключении будут сформулированы основные выводы и рекомендации.
Важно отметить, что основными законодательными актами, регулирующими процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О приватизации государственного и муниципального имущества". Эти нормативные акты определяют правовую основу для проведения процедур приватизации, устанавливают права и обязанности участников данного процесса, а также описывают основные принципы и механизмы его реализации.
Глава 1. Теоретические основы приватизации
1.1 Определение понятий и исторический обзор
Приватизация представляет собой процесс передачи собственности и управления государственных или муниципальных предприятий в руки частных субъектов - физических лиц или юридических лиц (частных компаний). Этот процесс осуществляется путем продажи доли акций, полного или частичного выкупа имущества или другими способами передачи права собственности [14, 1-5].
История приватизации ведет свое начало еще в конце XX века, когда многие страны столкнулись с необходимостью перехода от плановой экономики к рыночной. Первые серьезные шаги в этом направлении были предприняты в Великобритании под руководством премьер-министра Маргарет Тэтчер в 1980-х годах. Постепенно этот опыт был заимствован многими другими странами мира, включая Россию и другие страны бывшего Советского Союза в период перехода к рыночной экономике в 1990-е годы.
В теории экономики приватизация рассматривается как механизм, способствующий увеличению эффективности производства и распределения ресурсов. Путем приватизации государственные предприятия становятся более гибкими и конкурентоспособными, так как управление осуществляется частными владельцами, которые заинтересованы в прибыли и эффективном использовании ресурсов. Кроме того, приватизация способствует развитию финансовых рынков и привлечению инвестиций в экономику.
Важно также отметить, что в разных странах приватизация может иметь различные формы и методы проведения, а также различные социально-экономические последствия. Поэтому успешное осуществление процесса приватизации требует учета специфики национальной экономической модели и социально-культурных особенностей общества.
Понятие "приватизация" (от лат. privatus) впервые было введено в оборот в 1976 году американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня "Reason Foundation" [12, 61-63]. Однако терминологические истоки этого понятия восходят к 1969 году, когда Питер Друкер в своей книге "Век прерывания традиций" употребил слово "реприватизация" для обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам[13, 10-11].
Таким образом, приватизация - это процесс передачи государственных или муниципальных предприятий в частные руки или частичное открытие их для частных инвестиций. Исторически этот процесс связан с трансформацией экономической системы в ряде стран с плановой к рыночной и обычно проводится с целью улучшения эффективности управления и стимулирования экономического развития.
1.2 Цели и задачи приватизации
Цели и задачи приватизации в современном мире представляют собой многоаспектную проблему, связанную с экономическим, социальным и политическим развитием государств. Этот процесс является важным инструментом формирования и управления экономической системой, направленным на создание условий для развития конкурентоспособного и динамичного рыночного сектора.
Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности управления предприятиями [2]. Государственные и муниципальные компании часто страдают от бюрократической тяжести и недостаточной ответственности перед акционерами, что может приводить к неэффективному использованию ресурсов и низкой производительности. Приватизация позволяет переложить ответственность за управление на частных владельцев, которые заинтересованы в максимизации прибыли и оптимизации бизнес-процессов.
Другой важной целью приватизации является стимулирование экономического роста и развития. Приватизация способствует созданию более конкурентоспособной и динамичной экономики, поскольку частные предприятия часто более гибки и адаптивны к изменениям на рынке, чем государственные. Более эффективное использование ресурсов и привлечение частных инвестиций также способствуют повышению уровня экономического развития [2].
Помимо экономических аспектов, приватизация также направлена на улучшение социального благосостояния. Частные компании, часто более гибки и инновационны, способствуют созданию новых рабочих мест и увеличению доходов населения. Это в свою очередь может привести к снижению уровня безработицы и улучшению качества жизни граждан.
Однако приватизация также может столкнуться с рядом вызовов и проблем. В некоторых случаях она может привести к монополизации рынка или снижению доступности определенных услуг для населения. Кроме того, процесс приватизации может быть сопряжен с коррупцией, несправедливым распределением богатства и ущемлением интересов работников предприятий.
Таким образом, цели и задачи приватизации включают в себя стремление к повышению эффективности управления, стимулированию экономического роста и социального развития. Однако успешная реализация приватизации требует внимательного анализа и учета социально-экономических последствий, а также разработки соответствующих мер по регулированию и защите интересов всех заинтересованных сторон.
Цели и задачи приватизации в Российской Федерации были определены Постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации". Несмотря на успешное проведение массовой приватизации, в результате которой более половины предприятий стали частными, некоторые цели не были достигнуты, что ставит перед государством новые задачи и приоритеты в области приватизации.
Основные цели государственной политики в области приватизации согласно данному постановлению включают в себя кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1. Создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики.
2. Вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности и оптимизация структуры государственной собственности.
3. Привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, особенно за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий.
4. Создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий и насыщение отечественного рынка российской продукцией.
5. Обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизированного имущества и повышение качества менеджмента.
6. Формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе экономики.
7. Восстановление активного функционирования фондового рынка и рациональное пополнение доходной части бюджета.
8. Усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.
Принципы проведения приватизации определены в соответствии с указанным Постановлением и включают решение о целесообразности приватизации каждого объекта государственной собственности, способ приватизации каждого объекта, а также единые нормативно-правовые базы и режимы регулирования процессов приватизации на всей территории Российской Федерации.
1.3. Роль государства в процессе приватизации
Роль государства в процессе приватизации имеет важное значение и может быть определена как активное участие государства в организации и регулировании процесса передачи собственности и управления государственных или муниципальных предприятий в руки частных субъектов. Государство выступает в качестве инициатора, организатора, регулятора и контролера процесса приватизации, принимая на себя ответственность за разработку стратегии, выбор объектов для приватизации, разработку законодательства и нормативных актов, а также за обеспечение прозрачности и справедливости всего процесса [11].
Первоначально роль государства в процессе приватизации может заключаться в разработке концепции и стратегии приватизации, определении целей и задач данного процесса, а также в принятии соответствующего законодательства и нормативных актов. Например, в Российской Федерации были приняты ряд законов и постановлений, которые регулировали порядок и условия приватизации, такие как Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Постановление Правительства РФ "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации".
Государство также может выступать в качестве организатора процесса приватизации, назначая специальные комиссии или агентства, ответственные за проведение приватизации, разработку методологии и критериев оценки предприятий, а также за проведение конкурсов или аукционов по продаже акций или имущества. Такие организации могут также осуществлять подготовку и проведение приватизационных тендеров, оценку имущества, подготовку информационных материалов и прочие организационные мероприятия.
Кроме того, государство играет роль регулятора процесса приватизации, обеспечивая соблюдение законодательства, защиту интересов участников процесса, предотвращение коррупции и недобросовестных действий со стороны участников приватизации. Это может включать в себя установление правил и условий проведения приватизации, контроль за соблюдением этих правил, разработку механизмов защиты прав собственности и договорных обязательств, а также обеспечение доступа к информации о процессе приватизации для всех заинтересованных сторон.
Важной ролью государства является также контроль за результатами приватизации и оценка эффективности этого процесса. Государство должно оценивать влияние приватизации на экономическое развитие страны, на уровень конкуренции и инвестиций, на изменение структуры и эффективности предприятий, а также на социальные последствия, такие как уровень занятости, доходы населения и доступность услуг [10].
В целом, роль государства в процессе приватизации заключается в обеспечении правового, организационного и экономического фундамента для проведения этого процесса, а также в обеспечении прозрачности, справедливости и эффективности всего процесса, в соответствии с национальными интересами и стратегическими целями развития страны.
В дополнение к организационным и регулятивным функциям государство также играет важную роль в создании благоприятной экономической и политической среды для приватизации. Это включает в себя проведение реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата, укрепление правового и институционального базиса, сокращение бюрократических барьеров и улучшение доступа к рынкам, а также повышение уровня прозрачности и защиты прав собственности. Такие меры способствуют привлечению инвесторов, как изнутри, так и извне страны, и создают условия для эффективной реализации приватизационных программ.
Одновременно с этим государство должно обеспечивать баланс интересов различных сторон в процессе приватизации. Это включает защиту интересов работников предприятий, местных сообществ и потребителей, а также предотвращение монополизации рынков и снижение уровня социальной напряженности. Государство должно учитывать социальные и экономические последствия приватизации и принимать меры по смягчению отрицательных воздействий на население, например, путем создания программ поддержки и переквалификации работников, сохранения социальной инфраструктуры и развития социальных гарантий.
Таким образом, роль государства в процессе приватизации представляет собой сложный комплекс действий и мер, направленных на обеспечение эффективного, справедливого и устойчивого развития экономики и общества. Государство выступает в качестве активного участника и организатора процесса, обеспечивая правовую, организационную и экономическую базу для приватизации, а также защищая интересы различных сторон и обеспечивая социально-экономическую устойчивость и справедливость в процессе перехода к рыночной экономике.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Авеков В. - Управление государственным имуществом. Экономист. - Россия, Москва 2017.
2. Ахатова А.М., Лушникова Т.Б. Большая приватизация: цели, задачи, особенности реализации в Российской экономике // Общество, экономика, управление. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshaya-privatizatsiya-tseli-zadachi-osobennosti-realizatsii-v-rossiyskoy-ekonomike (дата обращения: 09.03.2024).
3.Бажин И.Б. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА // Форум молодых ученых. 2018. №11-1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-privatizatsii-federalnogo-imuschestva-2 (дата обращения: 09.03.2024).
4. Буянкин А.А. О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРИВАТИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОТДЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЯМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА // Вопросы российской юстиции. 2023. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovom-regulirovanii-privatizatsii-v-sootvetstvii-s-otdelnymi-resheniyami-pravitelstva (дата обращения: 09.03.2024).
5. Воронцов Н.Д. О ВАРИАНТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2020. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-variantah-pravovogo-regulirovaniya-privatizatsii (дата обращения: 09.03.2024).
6. Ефимцева Т. В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ // Russian Journal of Economics and Law. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-pravovogo-obespecheniya-natsionalizatsii-chastnoy-sobstvennosti (дата обращения: 09.03.2024).
7. Казаков В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. - Финансы и статистика, Россия, Ростов-на-Дону 2013.
8. Козырев, М. Приватизация - Финансовый бизнес. - Россия, Москва 2021.
9. Коневец И.А. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ // Экономика и социум. 2020. №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva-grazhdansko-pravovye-aspekty (дата обращения: 09.03.2024).
10. Мальгинов Г., Радыгин А. Новации в российском приватизационном законодательстве: косметические меры или ускорение разгосударствления? // Экономическое развитие России. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novatsii-v-rossiyskom-privatizatsionnom-zakonodatelstve-kosmeticheskie-mery-ili-uskorenie-razgosudarstvleniya (дата обращения: 09.03.2024).
11. Нафикова Г. Понятие и социально-экономическое значение приватизации государственного и муниципального имущества // Вести научных достижений. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-sotsialno-ekonomicheskoe-znachenie-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva (дата обращения: 09.03.2024).
12. Трофимова А.Х. Понятие приватизации (юридический и экономический аспекты) // Юридические записки. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-privatizatsii-yuridicheskiy-i-ekonomicheskiy-aspekty (дата обращения: 09.03.2024).
13. Тяпкина Е.А. Способы приватизации / Е.А. Тяпкина // Гражданин и право. – 2003. – № 2. – С. 9-14.
14. Яновский Н.В. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ // Общество: политика, экономика, право. 2023. №6 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-suschnost-i-printsipy-privatizatsii (дата обращения: 09.03.2024).
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 49. – Ст. 4693.
16. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 (ред. от 29.11.2000) "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ". – 1999. – № 39. – Ст. 4626.
17. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О приватизации государственного и муниципального имущества" // "Собрание законодательства РФ". – 2002. – № 4. – Ст. 251.
18. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // "Собрание законодательства РФ". – 2006. – № 31 (часть 1). – Ст. 3434.