Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Государственная молодежная политика является не только одним из основных направлений государственной деятельности, но и фундаментальным обстоятельством многих сторон социально-экономической и политической жизни Российской Федерации. Исходя из этого, изучение процессов, происходящих в молодежной среде, очень актуально. Необходимость иной политики для молодежи определяется особенностью их положения в обществе. Молодых людей не следует понимать в традиционном смысле, просто как будущее общество. Ее следует оценивать как органическую часть современного общества со специальной функцией, незаменимой для других социальных групп. У молодежи есть свои специфические функции в обществе, которые не выполняются какой-либо другой социально-демографической группой. Молодые поколения несут бремя ответственности за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения осуществляется на основе разработки и трансформации системы ценностей и норм и ее применения в мероприятиях, способствующих возрождению страны. Исходя из этого, молодежная политика - это элемент государственной и муниципальной молодежной политики, происходящей в стране. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из приоритетных стратегических задач развития государства.
Степень разработанности. Вопросы развития государственной молодежной политики рассмотрены в работах таких авторов, как: Александрова Н.А., Брюхова О.Ю., Болдина М.А., Деева Е.В., Зеер Э.Ф, Сыманюк Э.Э., особенности реализации молодежной политики на региональном уровне затрагиваются в работах Железняк М.И., Дианиной Е.В., Касаткиной Н.П. На современном этапе развития общества вопрос разработки молодежной политики на региональном уровне приобретает все большее значение при наличии нестабильных условий, трансформации многих устоев и серьезных угроз. Возникают вопросы: как работать с молодежью для решения проблем и создания условий для самореализации молодых людей, которые были эффективны в прошлом, современная молодежь, как правило, обладает уникальным социокультурным бэкграундом.
Цель исследования: разработка и реализация государственных программ и проектов в сфере молодежной политики в Республике Коми. Исходя из цели определены следующие задачи исследования:
изучить сущность, цели и принципы реализации государственной молодежной политики;
проанализировать нормативно-правовое и организационное обеспечение государственной молодёжной политики;
привести социально-экономическую характеристику Республики Коми;
провести анализ и оценка основных проблем процесса реализации государственной молодежной политики в Республике Коми
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ;
Предмет исследования: технологии реализации государственной молодежной политики. Объект исследования: система государственной молодежной политики в Республике Коми.
При решении задач, поставленных в работе, были использованы следующие методы: аналитический, системный, нормативно-правовой, а также описательный метод.
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда российских ученых, посвященные теме исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность, цели и принципы реализации государственной молодежной политики
Молодые люди как отдельная группа имеют свои собственные критерии оценки и характеристики, которые отличают их от всех других групп общества. В настоящее время молодые люди анализируются по нескольким критериям, таким как возраст, психологические и социальные характеристики.
Основная цель государственной молодежной политики - создать базовые условия для полной реализации и развития возможностей, потенций и способностей молодежи и всего поколения не столько в интересах их собственных социальных интересов, сколько всего общества. Поэтому справедливо, что он охватывает все основные сферы образовательной структуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, средств массовой информации, культуры и т. д. для достижения и реализации поставленных целей и задач.
Самая большая трудность заключается в том, что наше государство и его институты, а не общественные объединения, которые не вписываются в существующую политическую систему, играют решающую роль в определении приоритетов в молодежной политике. Отдельные события показали, что молодежные организации не согласны с существующим порядком вещей и прилагают значительные усилия, пытаясь изменить эту ситуацию. Это должно быть согласовано с точкой зрения Соловей А. А [32, с. 298], согласно которому молодежную политику можно чисто формально разделить на две основные составляющие в зависимости от тематики деятельности: государственная молодежная политика и государственная молодежная политика.
Теоретически, такие авторы, как Панова Ю. А. [29, с. 379] и Ростовская Т. К. [31, с. 23] выделяют три основных субъекта государственной молодежной политики, которые, в свою очередь, формируют соответствующие модели и варианты государственной молодежной политики. Это общественные объединения-организации и движения, политические партии и крупные экономические организации - корпорации. Каждый из этих субъектов молодежной социальной политики обладает различными потенциальными ресурсами и возможностями, в зависимости от наличия которых они организуют свою конкретную исходную модель молодежной политики [31, с. 29]. Вышеупомянутые модели молодежной политики в значительной степени ограничены законодательными, организационными, кадровыми и финансовыми ресурсами субъектов молодежной социальной политики. Все эти субъекты также активно участвуют в реализации государственной молодежной политики.
Основная цель государственной молодежной политики-формирование конкурентоспособного молодого поколения россиян, под конкурентоспособностью понимается экономическая, социальная и культурная.
Эта область политики представляет собой обширный комплекс задач, наиболее важная из которых интерпретируется следующим образом: воспитание патриотической молодежи с независимым мышлением и конструктивным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующими высокую культуру, в том числе культуру международного общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, которые призваны способствовать благополучию страны, людей и их семей [11, с. 131].
В качестве основы для молодежной работы в нашем государственном учреждении реализуется «стратегия развития молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе описаны проблемы и возможности развития современного молодого поколения, цели и основные принципы этой стратегии, приоритеты, задачи и многое другое.
В эпоху цифровых технологий поток информации охватывает практически весь мир, и информация распространяется во все уголки мира со скоростью кликов. В силу вышеуказанных причин и особенностей молодые люди участвуют в этих процессах очень быстро и активно, что представляет определенную угрозу стабильности и может привести к необратимым последствиям. Далее сосредоточимся на анализе молодежной политики России в цифровую эпоху. Обратим внимание на то, что новая цифровая эпоха, которую часто называют «информационным обществом», на самом деле является высшей стадией развития информационного общества. Это не только теоретическая концепция постиндустриального общества, но и исторический этап эволюции и развития цивилизации. Его отличительной особенностью является возрастающая роль информации, информатизация и оцифровка различных сфер общества, а также использование новых методов производства информационных и коммуникационных технологий. Это также глобальное информационное пространство, способствующее эффективному общению между людьми. Современное общество характеризуется интерактивностью. Молодежная политика направлена на достижение значительных результатов в современную цифровую эпоху, и этот аспект следует учитывать, поскольку молодежь играет особую роль в новом коммуникационном процессе. Например, по данным Росстата, они каждый день активно используют информационно-коммуникационные технологии и являются продвинутыми пользователями социальных сетей [7, с. 436].
В России сотрудничество с молодежью поднято до уровня национальной политики. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении национальной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетными задачами российской молодежной политики, а также формирование системы ценностей, экологической культуры, повышение уровень культуры безопасности молодежи и создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере - это развитие воспитательной работы с молодежью, инновационные образовательные и образовательные технологии, а также создание условий для самообразования молодежи, создание информационных полей, способствующих развитию молодежи, укрепление механизмы обратной связи между государственными органами, общественными объединениями и молодежью, повышение эффективности использования информационной инфраструктуры, а также содействие патриотизму и гражданскому воспитанию молодежи. Эти направления национальной политики определяются вызовами современного информационного общества, условиями глобализации и внутренними процессами, происходящими в молодежном обществе. В частности, последствиями сокращения численности населения в 1990-е годы станет резкое сокращение численности молодого населения России (14-30 лет). Динамика численности молодого населения выглядит следующим образом: 1995-35,2 млн., 2000-38,3 млн., 2005-39,5 млн., 2010-36,6 млн. Согласно прогнозным данным, к 2025 году общее число молодых людей сократится до 25 миллионов. Люди, которые окажут крайне негативное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации [10, с. 40]. В дополнение к «Основным элементам национальной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р утверждена «Стратегия развития образования Российской Федерации до 2025 года», которая создает условия для разработки и реализации комплекс мер, учитывающих особенности, социальные и психологические особенности современных детей. Эти меры являются предпосылками для консолидации усилий семьи, общества и государства по воспитанию молодежи и подростков.
Безусловно, основой государственной политики является Конституция Российской Федерации. В нем изложены основные положения, регулирующие деятельность общественных объединений, которые также применяются к молодежным объединениям, включая основы труда, основные законы о социальном обеспечении и т.д. в нем изложены основные положения, регулирующие деятельность общественных объединений [15, с. 285].
Отдельные вопросы государственной молодежной политики мы можем найти в ряде федеральных законов, например, закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных • объединений». Также дополнительные гарантии соблюдения трудовых прав молодежи устанавливает Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. И это лишь малая часть примеров, в России существует достаточно большой массив документов, регулирующий различные сферы жизни молодёжи.
В целом основные принципы реализации государственной молодежной политики можно представить следующим образом. Во-первых, взаимоотношения между государством и молодежью при реализации Национальной молодежной политики. Точнее, государство несет ответственность за соблюдение интересов молодого поколения, как это предусмотрено законом. Молодые люди также несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в общественной жизни. И все это делается только с учетом того факта, что молодые люди воспринимаются как полноправные партнеры в формировании и реализации национальной молодежной политики. Во-вторых, молодым гражданам, находящимся в неблагоприятной социальной ситуации, предоставляется приоритет в плане государственной поддержки. В-третьих, государство обязано поддерживать деятельность общественных молодежных организаций и объединений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 (ред. От 10.02.2016) «Об утверждении Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)»
4. Александрова Н.А., Брюхова О.Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2016. - № 9(71). - С. 13-16.
5. Болдина М.А., Деева Е.В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2017. - №1 (165). - С. 7-17
6. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы, 2016. - №12 (046). - С. 431-439.
7. Борзенко, Г. В. Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития / Г. В. Борзенко. // Молодой ученый. – 2020. – № 45 (335). – С. 301-304.
8. Бутова Т.В. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне] / Т.В. Бутова, А.И. Дунаева, Н.О. Удачин // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – No 3 (22). – С. 10.
9. Варшавская Е.Я. Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России // Вопросы статистики, 2015. - №4. - С. 40-47
10. Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России, 2014. - № 1. - С. 131.
11. Гуляев, И. И. Гражданская и правовая культура российской молодежи: учебное пособие для вузов / И. И. Гуляев. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 124 с.
12. Гуслякова, Л. Г. Основы социального образования: учебное пособие для вузов / Л. Г. Гуслякова, Г. В. Говорухина, С. И. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 164 с.
13. Дианина Е.В. Роль социальных сетей в работе по профориентации и их перспективы развития // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. / отв. Ред. А. В. Кулешова. — М.: АО «ВЦИОМ», 2017.- С. 247-249
14. Дробышев Е.А Занятость молодежи: зарубежный опыт и его применение в России // Социальная политика и социология, 2016. - №4 (82). - С. 285-293,
15. Дружинина В.В. Обеспечение сбалансированности местного рынка труда: зарубежный опыт // Научный вестник Херсонского государственного университета, 2014. -№ 36. - С. 124-128
16. Железняк М.И. Совершенствование социально-экономического партнерства на молодежном сегменте рынка труда: институциональные формы и механизм реализации // Вопросы регулирования экономики, 2015. - № 1. - С. 67–73.
17. Жилин Д.М. Навыки XXI века и наука XXI века – противоречие или соответствие? // Естественнонаучное образование: взгляд в будущее. – М.: Издательство Московского университета, 2016. - С. 76-90.
18. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / М. К. Горшков и др.; – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. - 129 С.
19. Зеер Э.Ф, Сыманюк Э.Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России, 2017. - №4. - С. 258-263.
20. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация человека: учеб. Пособие для вузов / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев. С.-Петерб. Гос. Ун-та. – СПб.: Химиздат, 2015. – 166 с.
21. Извеков Ф.С. Зарубежный опыт преодоления безработицы // Инновационное развитие социально-экономических систем: III Международная студенческая научно-практическая конференция (25 мая 2017 года, Россия, г. Ульяновск): сборник научных трудов / под общ. Ред. В. Н. Лазарева. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. - С. 189-192.
22. Кайшаури Е.И. Работающая молодежь и прекаризационная занятость // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. / отв. Ред. А. В. Кулешова. — М.: АО «ВЦИОМ», 2017. - С. 1447-1450.
23. Касаткина Н.П. Динамика профессионального выбора молодежи в системе «школа – вуз – рынок труда»: социоструктурный анализ: на примере Республики Мордовия. Автореферат на соискание канд. Социол.наук: 22.00.04, Саранск, 2018. – 20 с.
24. Келасьев В.Н., Платонова Н.М. Человек в процессах включения в социальные среды и исключения из них // Ученые записки СПбГИПСР, 2014. - № 2. - С. 64-69.
25. Лунева, Е. В. Информационное обеспечение молодежной политики: учебное пособие для вузов / Е. В. Лунева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 163 с.
26. Лупачева Н.С. Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения / Н.С. Лупачева // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. – № 4. – с. 23-34.
27. Любина О.Н. Государственная молодежная политика: особенности реализации и отражение в государственных программах Российской Федерации и города Москвы / О.Н. Любина // Управление. 2017. № 1. – с.55-61.
28. Панова, Ю. А. Проблемы молодежной политики в Российской Федерации и пути их решения / Ю. А. Панова // Молодой ученый. – 2019. – № 21 (259). – с. 379-382.
29. Профессиональное образование и социальное партнерство в работе с молодежью: монография / А. В. Пономарев [и др.]; под общей редакцией А. В. Пономарева, Н. В. Поповой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 253 с.
30. Ростовская, Т. К. Молодежная политика в современной России: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 155 с.
31. Соловей, А. А. Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации / А. А. Соловей. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 298–300.
32. Тетерлев, М. В. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основы, цели и направления / М. В. Тетерлев // Молодой ученый. – 2023. – № 20 (467). – С. 691-695.
33. Соколов, С. В. Анализ проблем современной государственной молодежной политики и пути их решения / С. В. Соколов. – Текст : электронный // Бизнес и общество. – 2022. – N 4 (36). – URL: http://busines-society.ru/2022/num-4-36/51_sokolov.pdf.