Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор
1.1 Определение ксенофобии и ее проявлений 5
1.2 Факторы формирования отношения к ксенофобии у подростков 7
1.3 Роль образования и социализации в формировании взглядов 8
Глава 2 . Эмпирическое исследование
2.1 Методология исследования и описание выборки подростков 11
2.2 Использование анкетирования, интервью, и наблюдения и этические аспекты исследования 11
2.3 Анализ результатов анкетирования и интервью с подростками 12
Глава 3. Реакция на проведение классного часа или разговоров о ксенофобии
3.1 Описание проведенных мероприятий 15
3.2 Реакция подростков на открытые диалоги и обсуждение темы 17
3.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий 19
Заключение 21
Список использованных источников 23
Приложение 26
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретический обзор
1.1 Определение ксенофобии и ее проявлений
В современном обществе ксенофобия представляет собой явление, обусловленное ненавистью или боязнью к чему-то незнакомому, необычному, а также непониманию и оценкой чужого как чего-то враждебного и небезопасного. Это понятие может быть проиллюстрировано как расовая ксенофобия, которая выражается в дискриминации и враждебности к людям на основе их национальности, религии или социального статуса. Ксенофобия, поднятая до уровня мировоззрения, может стать источником вражды, приводя к разделению людей на основе их происхождения, вероисповедания или общественного положения.
Термин "ксенофобия" становится антонимом к понятию "толерантность". В биологии ксенофобия представляет собой один из важных механизмов выживания, направленный на сохранение как индивида, так и вида в целом. Уже с самого рождения человек, по своей природе, проявляет ксенофобические черты, ограничивая свое восприятие только материнской привязанности.
Многие ученые выделяют биологическую детерминанту ксенофобии, объясняя ее наличие в личности. Это связано с феноменом этологической изоляции, проявляющейся в агрессивности и неприязни к подвидам и близким видам у некоторых животных. Биологически это проявляется в запрете на образование смешанных пар.
В контексте человечества различия во внешности и характере представителей разных рас и субкультур являются более выраженными, чем различия между представителями животного мира. Несмотря на то, что все человечество относится к одному виду - Homo sapiens, ксенофобия может выражаться в предубеждениях и враждебности.
Ксенофобия считается заразной, так как люди, страдающие от этого явления, могут проявлять фобию к представителям других рас, наций и религиозных убеждений. Важно различать проявления ксенофобии от ценностных выборов. Нормальное, здоровое предпочтение личности, например, к избеганию общения с хамоватыми людьми, не следует путать с ксенофобией.
Таким образом, главными объектами ксенофобии всегда были посторонние, чужаки. Исторически обусловлено, что появление чужих лиц часто ассоциировалось с потенциальной угрозой – начиная от притязаний на ресурсы и заканчивая внесением изменений в сложившейся жизни общества.
Разнообразие проявлений ксенофобии
Современные проявления ксенофобии охватывают широкий спектр объектов. Это включает в себя:
• Этнофобии: дискриминация и предубеждение в отношении представителей других рас или этносов.
• Религиозная ксенофобия: страх и предубеждение в отношении последователей различных религий и верований.
• Фобии в отношении социальных групп: дискриминация по признакам социального, культурного, материального и физического характера.
Это включает такие явления, как мигрантофобия, гандикапизм, эйджизм, сексизм и др. В кризисных ситуациях ксенофобия может приобрести массовый характер, распространяясь на широкий круг объектов.
Человеческая тенденция к разделению мира на "чужих" и "своих" остается неотъемлемой чертой, представляющей опасность использования в различных целях. Отличительной чертой ксенофобии является ее динамичность и способность к адаптации к различным социокультурным контекстам.
1.2 Факторы формирования отношения к ксенофобии у подростков
Отношение подростков к ксенофобии представляет собой сложный социально-психологический процесс, влияние которого определяется различными факторами. Формирование негативного отношения к чужому, отличному от собственного, может быть обусловлено как индивидуальными особенностями личности, так и воздействием социокультурных и образовательных факторов. Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование отношения подростков к ксенофобии:
Семья играет ключевую роль в формировании мировоззрения подростков. Отношение к ксенофобии может зависеть от того, насколько открытыми и толерантными являются родители. Если в семье ценятся разнообразие культур, уважение к различиям и общение с представителями разных этнических групп, то вероятность формирования толерантного отношения у подростка выше.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Апанасюк Лариса Ахунжановна Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде // Вестник ТГУ. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-faktory-realizatsii-sotsialno-kulturnyh-programm-preodoleniya-ksenofobii-v-molodezhnoy-srede (дата обращения: 09.03.2024).
2. Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль» – СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2021г.
3. Герман, М. А. Ксенофобия и экстремизм в сфере межнациональных отношений в Ростовской области (по результатам мониторинга сети Интернет за 2015 и первый квартал 2016 года) / М. А. Герман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 314-317. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36266/ (дата обращения: 09.03.2024).
4. Горшков, М.К. Общественное мнение. История и современность /
5. Гудков Л.Д. «Смещенная агрессия: отношение россиян к мигрантам»// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. -2005г. - № 6.
6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2008.
7. Когнитивные модели и социальные институты // Сергеев В.М. Доклады международной конференции Диалог, стр.1 - 4, 2007.
8. Ксенофобия - история, проявления и примеры ксенофобии [Электронный ресурс] URL: https://psihomed.com/ksenofobiya/ (Дата посещения: 09.02.2024)
9. Ксенофобия и склонность к террористическому поведению. Из опыта психотерапии ксенофобии у подростков. [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/75701/ (Дата посещения: 09.02.2024)
10. Ксенофобия среди детей и подростков. [Электронный ресурс] URL: https://растимдетей.рф/articles/ksenofobiya-sredi-detei-i-podrostkov (Дата посещения: 09.02.2024)
11. М.К.Горшков. М.: Политиздат, 1988 - 382 с.
12. Малкова, Н. В. Проблемы ксенофобии и экстремизма в школе / Н. В. Малкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45374/ (дата обращения: 09.03.2024).
13. Маркова, А. А. Борьба против расизма, ксенофобии и дискриминации / А. А. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81694/ (дата обращения: 09.03.2024).
14. Муравьев А. Ксенофобия: от инстинкта к идее. // Отечественные записки. - 2004 г. - №4.
15. Нагорная О. «Теоретические аспекты ксенофобии и межнациональных конфликтов»- 2006г.
16. Осипова Н.Е., Петровская О.А. Проблема ксенофобии среди российской молодежи // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010915"https://scienceforum.ru/2015/article/2015010915 (дата обращения: 09.03.2024 ).
17. Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков / А. В. Станкевич, О. В. Станкевич, В. И. Канаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2886/ (дата обращения: 09.03.2024).
18. Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии [Электронный ресурс] URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2010_n2/pse_2010_n2_29854.pdf (Дата посещения: 09.02.2024)
19. Сиденко Елена Александровна К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-adaptatsii-mladshego-i-starshego-podrostka-v-sotsiume (дата обращения: 09.03.2024).
20. Таблер Ксения Юрьевна Возрастные особенности проявления ксенофобии у подростков // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-proyavleniya-ksenofobii-u-podrostkov (дата обращения: 09.03.2024).
21. Фридман В. «Национализм и ксенофобия: социальные причины и психологическая основа явления » - 2008г.