Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыка сегодня оказывает сильное влияние на людей, особенно на молодежь. Она влияет на их характер и побуждает к действию. В наши дни появилось множество жанров, которые раньше никто не замечал. Современная молодежная музыка тесно связана с такими жанрами, как рэп, trap, babymetal, minimal и lo-fi. И если техно-музыка год от года обновляется, то современная рок-музыка практически не меняется, и вы вряд ли услышите о каких-то новых жанрах. Рэп и его производные сейчас находятся на пике популярности. Однако и музыка "родительской эпохи" по-прежнему занимает важное место! Поэтому довольно сложно сделать выводы о том, что нравится молодым людям.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что социологические и искусствоведческие исследования наиболее популярных жанров музыкального молодежного контента крайне недостаточны. В большинстве своем исследования носят фрагментарный характер. Системный подход с привлечением философов, музыкантов, искусствоведов, социологов и педагогов важен для выявления аксиом и практического влияния музыки на развитие подрастающего поколения.
Музыка - один из самых понятных и легкодоступных видов искусства в силу своей специфики. Сегодня у каждого подростка есть смартфон с доступом в интернет, большинство подростков зарегистрированы в социальных сетях. Музыка способна проникнуть в самые потаенные уголки человеческой души и вызвать как самые лучшие, так и самые худшие порывы. Роль музыки в жизни молодых людей крайне важна.
Музыка – это своеобразный инструмент самовыражения, знак самоидентификации, вера в ту или иную социальную группу, выражение протеста и участие в общественных движениях и т.д. Поэтому изучение музыкальных предпочтений молодежи является одной из практических задач социологии музыки, социологии молодежи и искусствоведения.
Социально-психологические подходы к искусству и музыке вызывают все больший интерес, о чем свидетельствуют экспериментальные исследования в таких областях, как музыкальные предпочтения, уровни музыкального развития, музыкальные субкультуры, влияние культуры на музыкальные предпочтения и влияние музыкальных ценностей и смыслов.
Также проводятся исследования взаимосвязи между музыкальными предпочтениями и личностью молодых людей. Таким образом, рок-ориентированные песни и современная рэп-музыка, содержащая бранные слова и нецензурную лексику, оказывают негативное влияние на психику молодого поколения. Анализируя результаты ряда экспериментальных проектов (Г. Иванченко, Л. Новицкая, В. Семенов) и разделяя интерес авторов к данной проблеме, мы попытались исследовать вопрос музыкальных интересов школьников и взаимодействия молодежи и музыки. Проблемой исследования являются вопросы, которые предполагают ответ на вопросы, что сегодня слушают современные подростки, в связи с чем и какую роль играет музыка в жизни подростков.
Так, объект исследования – досуг современных подростков.
Предмет исследования – музыкальные предпочтения современных подростков.
Цель исследования – изучить особенности музыкальных вкусов современных подростков.
Задачи исследования:
-рассмотреть досуговое пространство современных подростков;
-изучить социальный аспект музыки: теория (На примере работы Т. Адорно "Социология музыки" );
-определить роль музыки в жизни подростков;
-рассмотреть результаты исследования музыкальных вкусов подростков.
Теоретической базой исследования стали работы следующих ученых: Адорно Т.Л. [1], Андреевой А.А., Веселовой Е.А. [6], Гусевой Г.Б. [8], Кузнецовой Е.П. [16], Мишутиной О.В. [19], Чепуровой К.И. [26] и др.
Методы исследования: анализ и обобщение на материале научных и научно-публицистических источников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов в рамках дисциплины «Социология» для студентов вузов соответствующего направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРДПОЧТЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Досуговое пространство современных подростков
Вопрос свободного досуга молодежи – одно из самых важных и актуальных направлений социальной и образовательной деятельности на сегодняшний день. Свободное время – это доминирующее пространство, в котором происходит физическое, умственное, духовное и эмоциональное развитие человека. Досуг оказывает значительное влияние на все сферы человеческой деятельности. Особое значение он приобретает в подростковом возрасте. Подростковый возраст - это период интенсивного развития и формирования личности в эмбриологии человека. Заинтересовать подростка несложно, но сложнее поддерживать и развивать его интерес. Формирование способностей к самоорганизации у молодежи является актуальной социально-педагогической задачей и одним из важнейших этапов овладения культурой досуга [3, с. 2].
Для того чтобы определить сущность понятия "досуговая деятельность", обратимся к теории личностно-деятельностного подхода. Авторами данной теории являются такие известные ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн Л. Рубинштейн.
По мнению вышеперечисленных исследователей, деятельность является фактором развития личности, и как только в ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются частные психические процессы, от этой деятельности зависят основные психологические изменения в личности [3, с. 2].
При определении ключевых понятий "досуг" и "досуговая деятельность", являющихся предметом рассмотрения в данной статье, многие авторы рассматривают эти понятия как синонимы и обращают особое внимание на важную роль свободы выбора деятельности каждым человеком. Если сравнить ценность рабочего времени человека с ценностью его свободного времени, то можно сделать вывод, что современное постиндустриальное общество, построенное на расцвете информатизации и сферы услуг, все больше превращается в общество свободного времени. В прямой связи с научно-техническим прогрессом свободное время продолжает увеличиваться, формируется новый образ жизни, люди все больше внимания уделяют удовлетворению своих личных потребностей в комфорте, развивается сфера досуга.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно Т. Л. В. Избранное: социология музыки. – РОССПЭН, 2008.
2. Адорно Т. Философия новой музыки. – 2001.
3. Андреева, А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков / А. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 18.03.2024).
4. Антонова Т. О. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА //Печатается по решению редакционно-издательского совета ОГАОУ ДПО «БелИРО». – С. 20.
5. Братухина О. Д., Цветкова А. В. Музыка и духовный мир подростка //Грани познания. – 2014. – №. 2. – С. 24-27.
6. Веселова, Е.А. Организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением [Текст] / Е. А. Веселова // Человек и образование. – 2012. – №3 (32). – С. 101-104.
7. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А.Ф. Воловик,
В. А. Воловик. – М.: Флинта : Моск. псих. соц. ин-т, 1998. – 240 с.
8. Гусева Г.Б. Коллективное творческое дело [Текст] / Г.Б. Гусева // Наука, образование и культура. – 2015. – №2 (2). – С. 40-43.
9. Гущина Е. В. Организация досуговой деятельности современных детей и подростков //URL: https://school-science. ru/8/8/41322 (дата обращения: 15.03. 2024).
10. Дамберг С. В., Семенков В. Е. " Социология музыки" Теодора Адорно и современная музыкальная культура //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. – Т. 7. – №. 2. – С. 173-181.
11. Домнина А. И. и др. Влияние современной музыки на подростка //Современные научные исследования и инновации. – 2019. – №. 4. – С. 55-55.
12. Ефременко А. П., Габдиев М. Специфика формирования музыкальной культуры современных подростков в системе дополнительного образования //Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2021. – Т. 20. – №. 1. – С. 122-130.
13. Келлер В. В. и др. Опасная громкая музыка //Слово о музыке. – 2018. – №. 2. – С. 20-29.
14. Кирнарская Д. К. Музыка больше чем музыка: социология потребления звукового контента //Модернизация экономики и выращивание институтов в. – 2013. – С. 348-355.
15. Кролик С. А., Григорьева Е. И. Музыка как эффективное средство формирования нравственно-этических качеств подростков //Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – 2015. – С. 41-43.
16. Кузнецова Е. П. Исследования музыкальных предпочтений молодежи //Манускрипт. – 2017. – №. 9 (83). – С. 115-118.
17. Ломакина Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков //Музыка и время. – 2006. – №. 10. – С. 28-30.
18. Малышенко, Т.Т. Досуговая деятельность как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте [Текст] / Т.Т. Малышенко, Е.А. Карипанова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2014. – №2 (5). – С. 44-48.
19. Мишутина, О.В. Организация досуговой деятельности школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических учебных заведений / О.В. Мишутина. – Балашов: Печатное агентство «Спектр», 2016. – 43 с.
20. Новиков И. А. МУЗЫКА В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ //Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2010. – №. 1. – С. 104-107.
21. Овчинникова А. Ф. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ //Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России. – 2021. – С. 249-251.
22. Пылаев М. Е. Музыкально-социологическая концепция Т. Адорно: опыт характеристики //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 1-2. – С. 278-278.
23. Русяева Т. А. Музыка в системе ценностей подростков //Теория и практика общественного развития. – 2013. – №. 12. – С. 46.
24. Тишанинов И. А. Влияние современной музыки на психологическое состояние подростков //Проблемы теории и практики современной психологии. – 2021. – С. 243-244.
25. Фалетрова О. М. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. – 2008.
26. Чепурова К. И. Музыка в структуре социального пространства (Социологический анализ) : дис. – –Саратов, 2005.–199 с, 2005.
27. Шапинская Е. Н. Музыка как фактор формирования эстетических вкусов и этических ценностей в молодежных субкультурах //Ярославский педагогический вестник. – 2015. – №. 5. – С. 253-260.
28. Шевко Р. В. Функции музыки в социокультурной среде молодежи: социологический анализ //Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. – 2018. – Т. 8. – №. 2. – С. 101-107.
29. Шпилевая Л. С. СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ ТЕОДОРА АДОРНО //Россия и мир в исторической ретроспективе. – 2023. – С. 1132-1135.
30. Юдина А. И. Досуговые предпочтения современных подростков: предупреждение социальных рисков //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – №. 38. – С. 146-151.