Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности организации
1.1. Подходы к определению понятия «конкурентоспособность организации»
В основе конкурентоспособности лежит понятие конкуренции. Рассмотрим определение конкуренции. Под конкуренцией понимают способ развития товарного производства и тип соревнования по различным экономическим элементам за предпочтения потребителей, направленные на максимизацию дохода . «Конкуренция» в переводе означает «сталкиваться». Конкуренция прошла долгий путь развития, В современном обществе конкуренция по прежнему существует, она регулирует уровни и скорость производства, способствует развитию и внедрению в производство научно-технических достижений, увеличения производительности труда.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает данные термин с точки зрения политической экономии: конкуренция - в политической экономии - состязание, борьба на рынке различных участников капиталистического производства или торговли. Отметим, что определения конкуренции такие разные, потому что конкуренция – довольно сложное и многоуровневое явление, и ее можно трактовать совсем по-разному. Однако во всех определениях будет одна общая деталь – конкуренция – это, прежде всего, соперничество .
Также, различают два типа конкуренции:
- Ценовая - предполагает продажу товаров или предложение услуг по ценам более низким, чем у конкурентов.
- Неценовая - основе лежит не уровень цены, а качество товара.
Конкурентоспособность на уровне товара/продукции/производства, то есть, непосредственно на микроуровне, напрямую зависит от конкурентоспособности предприятия, так как в зависимости от того, насколько предприятие или компания успешна на своем рынке и конкурентоспособна в своей нише, настолько же и будет конкурентоспособным и товар/продукция. Товар тоже может иметь свои характеристики конкурентоспособности.
В данном пункте были рассмотрены два термина – реклама и конкурентоспособность, их виды и типы. Из изученного, можно отметить, что данные определения сложные и многогранные, имеют несколько важнейших характеристик, которые влияют на политику компании на рынке, также, эти характеристики помогут, при дальнейшем разборе и проведении анализов компании, понять, как связаны реклама и конкурентоспособность на практике.
На протяжении всего периода рыночных отношений конкуренция рассматривается с двух позиций: как борьбы экономических агентов за блага и выгодное положение на рынке и как среды, которая, с одной стороны, авторегулирует рыночные отношения, а с другой, координирует их, что является сущностью конкуренции. Сущностный подход дает представление о разновидностях конкуренций: экономической, социальной, политической, общественной. Выделяются две функции конкуренции: авторегулирующая (несет разрушительную силу) и координирующая (несет созидательную силу).
Следует отметить, что наукой разработано множество классификаций в зависимости от оснований в нее положенных: по способу хозяйствования (меновая и фирменная); по характеру проявления (идеальная и реальная); по условиям протекания (свободная, совершенная, регулируемая, цивилизованная); по выполняемым функциям (авторегулирующая, формирующая, развивающая, координирующая); по роли (агрессивная, созидательная) и др.
Ершова И.В. предлагает рассматривать конкурентоспособность предприятия как «способность предприятия производить продукцию, которая бы пользовалась спросом клиентов на рынке при условии рационального использования производственных, финансовых ресурсов и человеческого потенциала предприятия» .
Портер М. в своих трудах конкурентоспособность изучает как некоторое «свойство рыночных отношений, складывающихся между конкурирующими хозяйствующими субъектами, конкурирующими между собой на рынке» .
Воронов Д.С. предлагает конкурентоспособность предприятия рассматривать как «обобщенную характеристику хозяйствующего субъекта, которая отражает взаимосвязь эффективности использования экономических ресурсов между предприятиями – конкурентами» .
Продукция и услуги, имеющие определенные качественные характеристики и свойства, имеющие спрос у потребителей, выступают в качестве показателя деятельности фирмы, как в производственном и техническом, так и в финансовом аспекте, относящемся к государству и определенной организациям.
Итог внедрения достижений научно-технического результата является особое увеличение эффективности производства, достаточное удовлетворение потребностей покупателей в готовой продукции, также продолжительное и надежное наличие наиболее конкурентоспособных предприятий на рынке.
Проблемам качества продукции в рыночной экономике уделяется особенное значение, в связи с конкуренцией продукции. Конкуренцию можно поделить на два метода, ценовую (варьируя ценовой политикой предприятия) и неценовую (варьируя системой качества продукции). Второй метод в маркетинге принято называть «товар с сопровождением», конечный потребитель ориентируется на качество товара.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2020. – 324 с.
3. Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации / Г.Д. Антонов. – М.: Инфра-М, 2020. – 298 с.
4. Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. – 2019. - №4. – С. 25-38.
5. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. – №4. – С. 72-85.
6. Бондарева С. Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации / С.Р. Бондарева // Экономические и гуманитарные науки. – 2021. - №3. - С. 104-107.
7. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – №2. – С. 83-89.
8. Воронов Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. – 2019. – № 1 (49). – С. 40-47.
9. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления. – 2020. – С. 84-87.
10. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития российских предприятий / И.Б. Гурков. – М.: ТЕИС, 2020. – 168 с.
11. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара / И.Л. Дулисова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.marketing.spb.ru.
12. Дятлова П. Задачи повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг / П. Дятлова // Российское предпринимательство. – 2019. – № 6. – С. 70-73.
13. Иванченко В. Р. Теоретико-методологические аспекты повышения конкурентоспособности малых предприятий / В.Р. Иванченко // Вестник Балтийского научного центра. – 2018. – № 1 (31). – С. 106-108.
14. Каплина О. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода / О. Каплина // Маркетинг. – 2021. – №4. – С. 24-30.
15. Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alfaseminar.ru/konkurentosposobnost
16. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики / Г.А. Краюхин. – СПб.: Питер, 2020. – 346 с.
17. Круглов В.В. Конкуренция / В.В. Круглов. – М.: Проспект, 2021. – 75 с.
18. Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. Превентивные методы управления / А.Б. Крутик. – СПб.: Питер, 2020. – 432 с.
19. Лисенков М.В. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности / М.В. Лисенков // Вестник ТГУ. – 2020. – Вып. 2. – С. 64-66.
20. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2021. – 370 с.
21. Огородникова Ю.Г. Конкурентоспособность фирмы / Ю.Г. Огородникова // Вестник ТИСБИ. – 2019. – №3. – С.35-40.
22. Официальный сайт ГУП «Мосгортранс» [Электронный ресурс]. – URL: https://mosgortrans.ru/?ysclid=lnungc4ham359705376.