Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы изучения части речи «Имя существительное» в начальных классах
1.1. Понятие и сущность имени существительного как часть речи
На основе работ Валгиной Н.С., Виноградова В.В., Касаткина Л.Л., и др. раскроем особенности такой части речи, как имя существительное.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и выражает категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях (одушевленности–неодушевленности, рода, числа и падежа). Существительные - это не только конкретные предметы окружающей действительности (стул, шапка, машина), но и их совокупности (мебель, одежда, транспорт) и наоборот, составные части, а также живых существ (кошка, ящерица, девочка) [24, с.39].
Также, имена существительные включают в себя действия (бег, ходьба, сон) и состояния (радость, тоска, внимание) в отвлечении от их производителей, свойства (уникальность, сыпучесть, продолжительность) и количества (множество, малость) в отвлечении от их носителей [5, с.182].
Отсюда следует, что значение предметности – это абстрактное грамматическое значение, которое характерно для всех существительных.
Имя существительное - это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и не словоизменяемых категориях рода и одушевленности – неодушевленности.
По значению все имена существительные делятся на 4 группы:
1. Конкретные имена существительные называют предметы и процессы, которые можно сосчитать (чаще они имеют формы ед. и мн. числа; исключение составляют лишь названия парных предметов: брюки, ножницы): учитель – два учителя, много учителей.
2. Отвлеченные (абстрактные) имена существительные обозначают явления и понятия, которые воспринимаются мысленно. Это процессы, состояния, действия, качества: храбрость, дружба, ходьба.
3. Вещественные имена существительные обозначают различные вещества, которые нельзя посчитать (но возможно измерить). К ним относятся химические элементы, строительные материалы, пищевые продукты, лекарства, соль, цемент.
4. Собирательные имена существительные называют совокупность одинаковых предметов, лиц, существ как единое целое: детвора, мебель, воронье.
1.2. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного
Имя существительное является одной из важнейших тем, изучаемых на уроках русского языка в начальной школе. Данная часть речи является самостоятельной, обозначает предмет, лицо или явление действительности и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Как и другие части речи, имя существительное обладает морфологическими признаками.
К постоянным морфологическим признакам имен существительных относятся:
• собственность/нарицательность;
• одушевленность/ неодушевленность;
• род;
• склонение.
К непостоянным морфологическим признакам относятся число и падеж имен существительных.
Средством выражения грамматической предметности являются морфологические категории существительных. От большого разнообразия имен существительных в русском языке, появилась необходимость к их классификации. В лингвистике выделяются следующие характерные для данной части речи морфологические категории: род, число, падеж.
Они связаны с категориальным значением имени существительного и служат грамматическим средством выражения предметности.
Категория числа - так же как и род имени существительного относится к несинтаксическим категориям. Употребление форм единственного числа или множественного в словосочетании не зависит от главного слова.
Например: пригласи друга и пригласи друзей. В данном случае грамматически правильны оба варианта. Выбор формы числа зависит от того, сколько предметов задействовано.
Категория рода является главным средством выражения предметности и занимает центральное место в грамматической системе имени существительного. Также, категория рода определяет важнейшие структурно-семантические особенности сочетаний имени существительного с согласуемыми с ним прилагательными и глаголами, как в самостоятельной письменной работе, так и в устной речи младших школьников.
Грамматический род имени существительного является несловоизменительной категорией. Данная категория определяется в способности имен существительных сочетаться с определенными формами согласуемых слов: прекрасный цветок, прекрасная погода, прекрасное настроение [14, с. 521].
Во всех возможных формах единственного числа имя существительное относится к одному роду, так как род- это постоянный признак всей лексемы, а не отдельной словоформы. Например: страна - во всех формах ж.р., домм.р., яблоко- ср.р.
Категория падежа – это синтаксическая категория, так как при изменении существительного по падежам выбор той или иной падежной формы зависит от главного слова в словосочетании. Например: читать стихи, читать у открытого окна.
В русском языке падеж имен существительных можно разделить на две группы: исходный и косвенные. Исходным является именительный падеж, к косвенным, все остальные падежи (родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
Важным аспектом является то, что форма падежа определяется по вопросу парадигмы склонения, а синтаксическое значение любого косвенного падежа определяется по синтаксическому вопросу.
В своих трудах Виноградов В.В. определял что падеж- это форма имени, которая выражает его отношение к другим словам в речи [6, с.143].
Семантические и грамматические признаки имен существительных довольно сложны, а потому постепенно в процессе выполнения практических заданий у учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительном как части речи.
Морфологические признаки имени существительного - это ряд грамматических категорий, которые присущи словам данной части речи и указывают на их значение в предложении. Данная часть речи имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки [5, с. 192].
Постоянные грамматические признаки - это присущие слова морфологической категории, которые не меняются в зависимости от ситуации речи. К ним относятся:
Одушевленность и неодушевленность имен существительных.
Одушевленные имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевленные – не «живые».
Одушевленные: мать, ребенок, отец, собака.
Неодушевленные: апельсин, океан, война, сирень.
В своих трудах Ю.Б. Смирнова отмечает, что одушевленность и неодушевленность является грамматической категорией имени существительного [42, с.99-101]. В грамматике понятия «одушевленное – неодушевленное» и «живое – неживое» не тождественны друг другу. Часто биологически живые предметы рассматриваются как грамматически неодушевленные (тополь, береза). А биологически неживые предметы часто рассматриваются как грамматически одушевленные (кукла, робот).
Грамматическая одушевленность и неодушевленность свойственна только конкретным существительным, которые способны изменяться по числам [14, с. 59].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/ под. ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М.: Просвещение, 2013. – 166 с.
2. Бакулина, Г.А., Обухова Е.А., Дембицкая Н.В. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2006. – 216 с.
3. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. – Калининград, 1998. – 91 с.
4. Бурмистрова, Л.В., Трегубова Л.С. Введение в мир русского языка: Методическое руководство – М.: Пушкинский институт, 2009. – 488с.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. –– М.: Логос, 2002. – 528 с.
6. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г. А. Золотовой. – 4–е изд. – М.: Рус. яз., 2001. – 720 с.
7. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии / Под ред. Д.Н. Богоявленского. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
8. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии / Под ред. Д.Н. Богоявленского. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
9. Газман О.С. Игра как системная потребность детства. // Философия и педагогика каникул. – М.: Инноватор, 1998. – 57с.
10. Газман О .С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск, 1989. – 43с.
11. Камынина, А.А. Современный русский язык. Морфология [Электронный ресурс]: – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999, http://pycckaya.ucoz.ru/_ld/0/53_kamynina.djvu
12. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. Книга для учителя / Под ред. О.С. Газмана. – М., 1988. – 319 с.
13. Карпова Е.В. Дидактические игры. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 78с.
14. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В,.Крысин Л.П. и др.. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. Л.Л.Касаткина. 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 784 с.
15. Лекант, П.А. Современный русский язык. / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин; Под ред. П.А. Леканта.– М.: Дрофа, 2014. – 419 с.
16. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – Москва: Изд-во МГУ, 2018. – 240 с.
17. Макаренко, А.С. Правильно воспитывать детей. Как? – М.: ACT, 2013.
18. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. – 2008. – № 7. – 256 с.
19. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М.: Просвещение, 1983. – 93с.
20. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Т.П. Сальникова. Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 735с.
21. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И.Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 468 с.
22. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для СПО / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. − 483 с.
23. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учено-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений / Под ред. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 90 с.
24. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
25. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. –448с.
26. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М., 1990. – 300с.
27. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 2010. – 190 с.
28. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: Два комсомольца, 2011. – 140-146 с.
29. Панфилова, А.. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. – М. : Academia: Издат. центр «Академия», 2012. – 192с.
30. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 322 с.
31. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
32. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
33. Рамзаева, Т.Г. Избранные труды по проблемам современного начального языкового образования. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 215с.
34. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
35. Русская грамматика: научные труды. В 2-х тт. // Брызгунова Е.А., Габучан К.В. (ред.). – М.: Институт русского языка имени В.В. Виноградова, 2005. – 578 с.
36. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик.- М., Просвещение, 2009. – 288 с.
37. Русский язык / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженский. – М., 2000. – 245 с.
38. Русский язык «Школа России» Концепция и программы для начальных классов / Л.М. Зеленина, Т.Х. Хохлова. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
40. Селиванов B. C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.
А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336с.
41. Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 400 с.
42. Смирнов Ю.Б. Имя существительное. Морфология современного русского языка: Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Ю.Б. Смирнов. – СПб, 2009. – 367с.
43. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун–т; БагичеваН.В.; Кусова М.Л.; Плотникова Е.И.; Плотникова С.В.; Щуритенкова В.А. – М.: «Наука», 2013 – 272с.
44. Титов В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций. - М.: Приор - Издат, 2008. – 174 с.
45. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 161 с.
46. Трегубова Л.С. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку как неродному // Теория и практика преподавания языков и культур: философские и методологические аспекты: Материалы II международной научно-практической конференции 25 сентября – 2 октября 2016 г. Будва, Подгорица (Черногория) / Отв. ред. А.Г. Катаева, И.И. Воронцова. – М.: РГГУ, 2017. – с. 204-211.
47. Трегубова Л.С. Проблема повышения мотивации изучения русского языка на начальной ступени обучения в условиях многоязычия // Русский язык и культура в зеркале перевода: VIII Международная научная конференция; 27.04-02.05.2018 г., Салоники, Греция: Материалы конференции. – М.: Издательство Московского университета, 2018. с 695-705.
48. Трегубова Л.С. Проблемы современного начального языкового образования // Школа будущего. – 2020. – № 1. – С. 298-307
49. Трегубова Л.С. Реализация взглядов Т.Г. Рамзаевой на проблему формирования грамматических понятий в практике современной начальной школы // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2018»: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (6-7 ноября 2018 г.). – СПб.: Издво ВВМ, 2018. с. 26-37.
50. Уроки русского языка: Начальные классы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Просвещение, 2007. – 189 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
52. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Имя существительное» в начальной школе / С.В. Подзорова // Символ науки. – Уфа. 2015. – № 6
53. Языковое образование и речевое развитие младших школьников: учебное пособие / С.В. Юртаев. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. –238 с.
54. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. – 2008. № 7. – 9 с.
55. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении // - М., 1972. – 392 с.
56. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2004. – 456 с.
57. Шуритенкова В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе // Филологический класс, 2005, № 13. – С. 16-22.
58. Эльконин Д. Психология игры – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
59. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 96с.
Учебники
60. Русский язык, 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
61. Русский язык, 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
62. Русский язык, 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
63. Русский язык, 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
64. Русский язык, 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2018. – 128 с.
65. Русский язык, 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
66. Русский язык, 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.
67. Русский язык, 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2018. – 127 с.