Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами: Физическая культура и спорт являются самостоятельным видом деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма разнообразно.
Существует мало более увлекательных и полезных для физического здоровья видов спорта, чем лыжный спорт. Ни велосипед, ни бег, ни плавание не приносят организму такого разностороннего оздоровительного и тренировочного эффекта, как лыжи. Весь медицинский мир единодушно признаёт, что лыжи – это наилучшее средство для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и усиления иммунитета.
Когда человек катается на лыжах, задействуются практически все группы мышц тела, что способствует равномерному развитию мускулатуры. Сложность движений на лыжах и необходимость быстро реагировать на изменения рельефа трассы требуют высоких требований к различным чувствительным системам организма.
Катание на лыжах способствует улучшению равновесия, так как в процессе спусков со склонов активизируется вестибулярный аппарат. Дыхательная система также не остаётся в стороне – во время катания мышцы активно работают, требуя развития и увеличивая жизненную емкость легких. Уроки по лыжам помогают укреплять и увеличивать объём сердца, количество гемоглобина и эритроцитов, что в свою очередь способствует повышению выносливости организма.
Низкая температура при катании на лыжах стимулирует процесс теплопроизводства из-за активации крупных мышечных групп. Также улучшается терморегуляция, что помогает организму поддерживать тепловой баланс в различных условиях окружающей среды.
Лыжная подготовка в начальной школе имеет важное значение, так как в этот период учатся основам техники катания на лыжах, что определяет успех всех уроков по лыжам в будущем.
Целью данного исследования – определить особенности планирования и организации уроков физической культуры с обучающимися 1 класса на примере раздела «Лыжная Подготовка».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать требования нормативных документов, регламентирующих требования к уроку физической культуры с обучающимися 1 класса;
2. Раскрыть особенности планирования и организации уроков физической культуры с обучающимися 1 класса при освоении раздела «Лыжная подготовка»;
3. Разработать планы уроков физической культуры: календарно-тематическое планирование раздела, поурочные планы.
Объект исследования – объектом данного исследования является разработка и планирование урока физической культуры по лыжной подготовке.
Предметом исследования выступает – процесс проведения уроков физической культуры в 1 классе.
Методы исследования – анализ научно методической литературы; анализ документов; педагогическое наблюдение; беседа.
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ , РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Цели Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) является важным инструментом в сфере образования. Его основная цель – обеспечение высококачественной и всесторонней подготовки учащихся к дальнейшему образованию и активной жизни в современном обществе[1].
Основными целями ФГОС НОО являются:
1) Укрепление базовых знаний и навыков учащихся в таких предметных областях, как родной язык, математика, естествознание, иностранный язык, информационные технологии и другие. Для достижения этой цели предусмотрено проведение обязательных уроков и контрольных мероприятий по каждой из указанных областей.
2) Развитие творческого и критического мышления учащихся. Это достигается через проведение интегрированных уроков, где учащиеся активно применяют свои знания и навыки для решения сложных задач. Также ФГОС НОО предусматривает проведение творческих исследовательских проектов, где учащиеся сами выбирают тему и методы исследования.
3) Развитие коммуникативных навыков учащихся. ФГОС НОО предусматривает организацию коллективной работы и взаимодействия учащихся, проведение дискуссий, презентаций и других коммуникативных мероприятий. Это способствует развитию лидерских качеств, умению слушать и уважать точку зрения других людей[2].
4) Формирование у учащихся ценностного отношения к образованию и культуре. Целью ФГОС НОО является развитие повышенного интереса к учебному процессу, саморазвитию и самосовершенствованию. Для достижения этой цели предусматривается проведение внеклассных мероприятий, экскурсий, посещение музеев и других культурных учреждений.
5) Управление и совершенствование образовательного процесса. ФГОС НОО предусматривает разработку и применение эффективных методик и дидактических материалов для обучения и воспитания учащихся. Также в стандарте предусмотрены механизмы оценки качества образования и самооценки образовательных учреждений.
В целом, ФГОС НОО направлен на создание благоприятных условий для полноценного развития учащихся в начальной школе. Он ставит перед собой задачу сформировать у детей фундаментальные знания, навыки и ценности, необходимые для успешной адаптации и самореализации в современном обществе[3].
С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования (8) кардинально меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на развитие компетентной, физически культурной, активной личности обучающегося.
Результатами обучения по предмету должны быть личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, сформированные посредством овладения физической воспитательной деятельностью, в том числе общеобразовательной деятельностью.
Личностные результаты, которые отражаются в индивидуальных качествах учащихся, приобретаемых в процессе изучения предмета "физическая культура", проявляются в их положительном отношении к физическому воспитанию и спорту, активности, знаниях и умениях, а также в умении использовать ценности физического воспитания для удовлетворения своих интересов и потребностей. Достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты отражают уровень формирования универсальных способностей учащихся, которые проявляются в активном использовании знаний и умений в познавательной и практической деятельности, полученных при изучении предмета "физическая культура" во взаимодействии с программным материалом по другим предметам, а также в развитии универсальных навыков, необходимых как в учебном процессе, так и в реальной жизни учащихся[4].
Предметные результаты характеризуют умения и опыт учеников, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умении творчески применять их при решении практических задач. связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по физическому воспитанию. Формирование идей, концепций, методов и приемов в области физической культуры и спорта.
Обновление содержания образования в области физического воспитания, прежде всего, меняет взгляд на технологии основной формы обучения - урока физкультуры.
Урок физкультуры в основном двигательно-ориентирован и характеризуется высокой двигательной плотностью.
Как построить современный урок физкультуры? Как добиться того, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых неоспорима, но и чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, неподдельное увлечение, формировало их творческое сознание?
Современный урок основан на использовании технических средств с использованием как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, педагог развивает у школьников способность самостоятельно приобретать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, заключения, т.е. у учащихся развиваются навыки и умения самостоятельности и саморазвития[5].
На современном уроке мы выделяем несколько этапов организации учебной деятельности учащихся, которые раскрывают общие дидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивают условия для усвоения учебной информации и развития личностных, метапредметных и предметных умений школьников, отвечающих требования ФГОС второго поколения к результатам обучения.
1.2 Программа начального образования по физической культур
Федеральное начальное образование (далее - ФОП НОО) готовилось в соответствии с порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября. , 2022 г.. № 874 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный номер 70809). Содержание ФОП НОО представлено в учебно-методических документах (федеральная учебная программа, федеральная календарная образовательная программа, федеральные рабочие программы, курсы, предметы (модули), иные элементы, федеральная рабочая образовательная программа, федеральный календарный план).. воспитательная работа), прежде всего общий уровень образования, форма Российской Федерации, а также объем и содержание образования, определяющие плановые результаты контроля образовательной программы.
Цели реализации ФОП НОО.
1. Обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на качественное образование, включая обучение, развитие и образование каждого обучающегося.
2. Организация образовательного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отраженных в НЭО федерального государственного образовательного уровня.
3. Создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учетом потребностей, способностей и потребности в самораскрытии.
4. Организация деятельности педагогов по созданию индивидуальных программ и учебных планов для детей из социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.. Достижение поставленных целей по реализации ФОП НОО включает решение следующих основных задач.
1. Формирование общекультурной культуры, гражданско-патриотизма, духовно-нравственного воспитания, умственного развития, развития творческих способностей, охраны и укрепления здоровья.
2. Обеспечение намеченных результатов для целевых установок учащегося, приобретения знаний, умений, умений, определяемых личными, семейными, социальными, государственными потребностями и способностями учащегося, индивидуальными особенностями развития и состоянием здоровья.
3. Формирование и развитие личности в индивидуальности, своеобразии, неповторимости и многообразии.
4. Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
5. Достижение намеченных результатов обучения по программе профессионального образования для всех обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями.
6. Обеспечение доступа к качественному начальному общему образованию.
7. Выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе обладающих повышенными способностями, путем организации кружков, классов, студий и других систем общественно-полезной деятельности.
8. Организация интеллектуальных и творческих конкурсов, научно-технической инновационной и проектно-исследовательской деятельности.
9. Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), ППС в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
4. Антонов A.М. Игры в обучении передвижению на лыжах // Физическая культура в школе. - 2006. - № 6. - С. 38.
5. Бальсевич В.К. Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, Г.И. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физической культуры. № 12, 2004, С. 10-13.
6. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
7. Вяткина Т.Н., Ишмухометов М.Г. Теория и методика лыжного спорта: техническая и силовая подготовка учеников. Учебное пособие / Перм. гос. гуманит.- пед. ун -т. – Пермь, 2013. – 180 с.
8. Горбунов Ю.Я. Теория и методика обучения физической культуре: учебно-методическое пособие. : Перм.гос.гуманит.-пед.ун.-т. – Пермь, 2014. – 96 с.
9. Горчакова Л. П. «Физическое воспитание в малокомплектной школе». Пособие для учителей. М. : «Просвещение», 1976. – 126с.
10. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
11. Захаров В.Я. Лыжный спорт и методика преподавания: учебно- методический комплекс (для учеников, обучающихся по специальности 050720 Физическая культура). – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 92 с
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество № 1 (12), 2002, с. 32-42.
13. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 35с. – (Стандарты второго поколения).
14. Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка: пособие для учителей и методистов - М. : Просвещение, 2014. – 80 с.: ил. – (Работаем по новым стандатам).
15. Кузнецова Д.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19554 (дата обращения: 11.03.2024).
16. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов Л8 8 - М.: Физическая культура, 2005. - 320 с.
17. Неверкович С.Д. Принципы развивающего образования / С.Д. Неверкович // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тезисы докладов II-й Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 25-27 марта 2004 г.). – М.: Флинта, 2004. – 312 с.
18. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализции требований ФГОС. 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.- (Современная школа: управление и воспитание).
19. Планируемые результаты начального общего образования /(Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).
20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
21. Примерные программы начального общего образования [Текст]: в 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 315с. – (Стандарты второго поколения).
22. Сиденко А.С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.– 2010. – №1.
23. Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры. А.М. Тихонов Д.Д. Кечкин О.О. Волосатых И.П. Голяков. – Пермь 2013.
24. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001, 101 с.
25. Тихонов А.М. Влияние совместной учебной деятельности младших школьников при решении учебных задач на эффективность техники двигательного действия и её самооценку /А.М. Тихонов, К.С. Кручинина // Физическая культура и спорт. Новый вектор развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета физической культуры (16 октября 2009 г., г. Пермь) / науч. ред. М.Н. Исаков; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. - С. 80-83.
26. Тихонов А.М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: монография / А.М. Тихонов; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2007. – 364 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное образование. - Приказ об утверждении стандарта начального общего образования зарегистрирован в Минюсте России № 17785 от 22 декабря 2009 г.
28. Физическая культура. Примерная программа для начальной школы. Коллектив авторов: Тихонов А.М., Полякова Т.А. Кечкин Д.Д., Волосатых О.О. – Пермь
29. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1 - классы: пособие учителей общеобразоват.организаций / В.И. Лях. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с.
30. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий/ авт.-сост. М.В. Видякин.- Волгоград: Учитель, 2008. – 171 с.
31. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для учеников высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 480с.