Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Творчество А.П. Чехова в современном литературоведении
1.1 Проблема периодизации и эволюции творчества А.П. Чехова в современном литературоведении
Антон Павлович Чехов – один из самых известных русских писателей, мастер короткого рассказа и драматург. Его творчество включает в себя множество различных произведений, которые отражают развитие его таланта и мировоззрения. В этом разделе мы рассмотрим периодизацию и эволюцию творчества Чехова.
1. Ранний период (1880-е годы).
В начале своей карьеры, Чехов написал множество коротких юмористических рассказов, которые публиковались в различных журналах. Некоторые из них стали основой для его будущих пьес. В этот период он также начинает экспериментировать с более серьезными темами, такими как социальная несправедливость и человеческие страдания.
2. Средний период (1890-е годы).
Во второй половине 1890-х годов Чехов начинает создавать более сложные и глубокие произведения. Среди них такие пьесы, как “Чайка” (1896), “Дядя Ваня” (1897) и “Три сестры” (1901). В этих произведениях он исследует темы человеческой души, любви, страданий и надежды.
3. Поздний период (начало 20 века).
Чехов продолжает создавать произведения, которые становятся все более глубокими и сложными. Он также начинает работать над двумя своими самыми известными пьесами - “Вишневый сад” (1903) и “Человек родился” (1904). В своих последних работах Чехов исследует тему времени, судьбы и человеческого бытия.
Таким образом, творчество Чехова проходит через несколько этапов развития. В начале своего творческого пути он создает короткие юмористические рассказы, но затем переходит к более серьезным и глубоким темам. В своих поздних произведениях он начинает исследовать философские вопросы о судьбе и человеческом бытии.
1.2 Проблема чеховского смеха в современном литературоведении.
Рассмотрим подробнее каждый из этих периодов с опорой на книгу А.П. Чудакова “Поэтика Чехова”. Чудаков – советский и российский литературовед, доктор филологических наук, профессор и заведующий кафедрой истории русской литературы XX века МГУ. Книга “Поэтика Чехова” была впервые опубликована в 1971 году и с тех пор стала классикой литературоведения.
В своей работе Чудаков исследует поэтику произведений Антона Павловича Чехова, включая его рассказы, повести и пьесы. Он анализирует различные элементы стиля Чехова, такие как использование символов, метафор и образов, а также особенности композиции и структуры произведений.
Чем различаются три этапа творчества Чехова, по мысли Чудакова?
Первый период — субъективный повествователь.
Чаще всего все высказывания, афоризмы подаются с явной комической установкой. Этой цели служит и просторечная лексика, и обыгрывание научных терминов, и комическое употребление славянизмов, и фамильярные обращения к читателю. Рассказчик обо всем сообщает «с ужимкой», с непременным расчетом на юмористический эффект. Оценка высказывается в фамильярно-юмористическом тоне.
Второй период (1888–1894) — время абсолютного господство объективного повествования в прозе Чехова. Основу повествования 1888–1894 гг. составлял голос героя, пронизывающий это повествование сквозь. Здесь уже преобладают более серьезные произведения, исчезает легкий добродушный смех первого периода. К данному периоду относятся такие мрачные и пессимистичные произведения как «Палата № 6» (1892) и «Попрыгунья» (1892). Вместо юмора Чехов использует здесь иронию, сатиру и сарказм.
Юмор – это более мягкий вид комического, который вызывает улыбку или смех у читателя или зрителя.
Сатира – это вид комического, который используется для критики и осмеяния общественных пороков.
Ирония – это использование слов или выражений в противоположном смысле, чтобы создать комический эффект.
Сарказм – это язвительная насмешка, которая используется для выражения презрения или недовольства.
Третий период – повествование в 1895–1904 гг.
Позиция повествователя в третий период активна, близка к авторской. Может возникнуть вопрос — не возвращение ли это к активному повествователю, исчезнувшему уже к 1886 г.? Но это явления принципиально разные. Теперь уже оценка и ориентация героя совсем не обязательно выражаются в его слове. Становится важным другое — выявить лишь самую общую позицию героя; и, передавая ее, повествователь теперь отдает предпочтение формам своей собственной речи.
Но такой взгляд не удержался; и прижизненная, и поздняя критика продолжала повторять прежние, сформулированные еще в начале 80-х годов, утверждения о «полной» объективности Чехова; говорилось даже, что она усилилась. Эта точка зрения сохранилась и до сегодня. «Чем богаче и многообразнее были найденные Чеховым способы эмоционального «самораскрытия» изображаемой действительности, — пишет теперешний исследователь, — тем скупее и сдержаннее звучал авторский голос в его произведениях». Это не соответствует действительному положению вещей.
В первый период повествователь настолько близок к автору, что дистанция между ними часто равна нулю. В рассказе «Кошмар» (1886), например, концовка такова: «Так началась и завершилась искренняя потуга к полезной деятельности одного из благонамеренных, но чересчур сытых и нерассуждающих людей». Повествователь выступает в роли завершающей оценочной инстанции, он от имени автора выносит приговор.
В третий период повествователь лишь в той или иной степени близок к автору, но его слово ни в коей мере не является конечной оценкой, высказываемой от лица автора. Именно в этом и заключается разница между Чеховым первого периода и Чеховым 1895–1904 гг., уже создавшим оригинальную повествовательную систему. Ранний Чехов еще следовал литературной традиции, которая охотно допускала в произведение, так сказать, самого автора. Для позднего Чехова это уже решительно невозможно; авторская позиция не может быть выражена в каком-либо догматическом утверждении (об адогматическом характере чеховской модели мира см. в гл. VI). Между повествователем третьего периода и автором всегда есть некая дистанция.